Активность ученика на уроке - одна из актуальных проблем в образовательной школе.
Эффективным являются активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
В своей работе применяю различные приемы мотивации:
- Создаю проблемные ситуации. В условиях психологического затруднения у обучаемых начинается процесс мышления. В сознании обучаемых возникает проблемная ситуация, побуждающая их к самостоятельной познавательной деятельности
- Организация дискуссии. Дискуссия это - коллективное мышление. Одним из условий для дискуссии является предварительная подготовка к ней всех обучаемых. Им заранее необходимо указать проблемы и основные темы для обсуждения, поиска наиболее приемлемых решений.
- На уроках применяю групповую работу учащихся: на этапе закрепления изучаемого материала в каждую группу входят учащиеся со слабыми, средними и высокими уровнями подготовки. Группа получает задание, более сильный учащийся его выполняет и объясняет слабым обучающим, как он это сделал. Это развивает у обучающихся взаимопомощь.
- На уроках физики применяю мультимедийные технологии, при которых восприятие информации обеспечивается одновременно несколькими органами чувств. При этом информация предстаёт в наиболее привычных для современного человека формах; аудиоинформации (звуковой), видеоинформации, анимации (мультипликации, оживления).
- Сочетание комментариев учителя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание детей к содержанию излагаемого учителем учебного материала и повышается интерес к новой теме.
- Одним из эффективных, способов проверки текущих знаний обучающихся является физический диктант.
- При решении задач использую алгоритм - как одну из логических форм организации мыслительной деятельности. Алгоритм показывает как и в какой последовательности получить результат. Они формируют у обучающегося четкий стиль мышления, воспитывают требовательность к объективности, правильности и определенности знаний.
Цель урока.
- закрепить у учащихся навыки решения задач: качественных и расчетных;
- сформировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.
Оборудование. Компьютер, экран.
Формы работы учащихся: самостоятельная; - групповая;
Эпиграф к уроку
«Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
Русская пословица
План урока.
Ι. Организационный момент урока.
ΙΙ. Основные этапы урока
А. Составьте текст, отвечая на вопрос
Группа №1
- Что такое электрический ток?
- Что принято за направление электрического тока?
- Какие основные действия электрического тока вы знаете?
- Какая физическая величина является основной характеристикой электрического тока? Её единица измерения.
Группа №2
- Какая физическая величина характеризует интенсивность электрического тока? Её единица измерения.
- Как называется прибор для измерения силы тока?
- Как он обозначается в электрической цепи и как он включается в цепь?
- В каком месте электрической цепи он может находиться?
Группа №3
- Какая физическая величина характеризует работу электрического тока? Её единица измерения.
- Как называется прибор для измерения напряжения?
- Как он обозначается в электрической цепи и как он включается в цепь?
- В каком месте электрической цепи он может находиться?
Группа №4
- Какое соединение имеют лампочки в гирлянде?
- В чём недостаток этого соединения?
- Какая физическая величина не изменяется при таком соединении потребителей?
- Как определяется общее напряжение цепи?
- Как определяется общее сопротивление цепи?
Группа №5
- Какое соединение имеют лампочки в гирлянде?
- В чём недостаток этого соединения?
- Какая физическая величина не изменяется при таком соединении потребителей?
- Как определяется общее напряжение цепи?
- Как определяется общее сопротивление цепи?
Вопросы для всех.
- Из каких основных частей состоит электрическая цепь?
- Перечислите основные элементы электрической цепи?
- Главное условие существования тока в электрической цепи?
- Как называются чертежи, на которых изображены способы соединения приборов?
Б. Начертите схему
Задание №1.
А. Начертите схему, состоящую из последовательно соединённых лампочки и электрического звонка, ключа и источника тока.
Б. Покажите на схеме, как можно измерить напряжение на электрическом звонке.
В. Где можно применить такое соединение?
Задание №2.
А. Начертите схему, состоящую из параллельно соединённых двух электрических звонков, ключа и источника тока.
Б. Покажите на схеме, как можно измерить силу тока на одном электрическом звонке.
В. Где можно применить такое соединение?
В. Решение задач
1. Составьте и решите задачу по указанной схеме.
2. Составьте и решите задачу по указанной схеме.
Г. Самооценка учащихся своей работы на уроке
Д. Итоги урока
Используется технологию графических образов. С помощью метода графических образов удается совместить изучаемые объекты природы и образы - восприятия их обучающимися. В данной технологии сотворчество учителя и ученика отображается в графических образах. Этот метод позволяет совместно строить визуальные картины изучаемого явления в последовательные промежутки времени. На уроках проявляется высокая активность обучающихся, осознанное овладение поиском.
Метод графических образов позволяет сделать обучение развивающим.
Алгоритм действий ученика:
- погружение в эксперимент и его субъективное отображение;
- поиск связей видимого и воображаемого, направляемый вопросами учителя;
- работа со своим воображением;
- соединение видимого и невидимого средствами графики;
- работа с графическим образом.
Метод работы с текстом.
Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника. Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий.
- Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их.
- Что, не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.
- Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?
- Важные темы для осуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.
Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги; поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение, нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.
Метод кейса.
Кейс - это описание реальной ситуации. Кейс-метод - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций.
Этот метод используется для предварительной подготовки обучающихся к уроку, примером, это проведении уроков-конференции. Такой урок проводился в 11 классе по теме: «Радиоизотопы». Их применение и влияние на человека и окружающую среду.
Список литературы
- Учебник «Физика-8» А.В.Пёрышкин. Издательство «Просвещение» Москва 2010 год.
- Сборник задач по физике 7-9. В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. Издательство «Просвещение» Москва 2016 год.