Дистанционный урок по физике в 7-м классе " Масса. Единицы массы"

Разделы: Физика

Класс: 7

Ключевые слова: Масса тела


Урок физики в 7-м классе

Тип урока: Изучение нового материала

Цели урока:

  • Метапредметные: уметь объяснять опыт учебника и делать выводы, применять понятие массы как меры инертности тела. Развивать логическое мышление, вычислительные навыки, память.
  • Личностные: сформировать познавательный интерес; развивать творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о массе тела как мере инертности тела, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь принимать решения; обосновывать и оценивать результаты своих действий.
  • Предметные: сформировать понятие «Масса», понимать и объяснять свойства инертности тел, вычислять массу тела.

Техническое и иное обеспечение урока:

  • Учителя: компьютер, презентация, видеокамера с встроенным микрофоном, колонки, установленная программа ZOOM, регистрация на платформе yaklass.ru, интернет-подключение.
  • Учеников: смартфоны (компьютерная техника при наличии), интернет-подключение.

Оборудование: планируется освоение детьми лабораторных весов с разновесами по возвращении в очное обучение.

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Встреча учеников в виртуальном классе из комнаты ожидания. Приветствие каждого, проверка звука и видео у детей
Слайд 1

Включают звук, камеру, проверяют их работу

Личностные: понимание нравственного содержания поступков окружающих людей
Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

2. Актуализация знаний

Вопросы по теме прошлого урока «Взаимодействие тел»
Слайды 2-7
Комментирование при необходимости (неправильном ответе) индивидуально для ученика.
Обобщение по проведенному опросу.
Исправление ошибок, комментарии всему классу устно - по необходимости

Ответы в чате индивидуально учителю

Личностные: ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников
Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
1) Общеучебные: знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
2) Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Проводит эксперимент с тележками
Слайд 8
Ознакомление обучающихся с ситуацией, изображенной на слайде
Постановка проблемного вопроса: «Почему технические средства имеют разный тормозной путь?»

Рассматривают ситуацию, анализируют результаты, сравнивают с примерами из жизни (мальчики и тормозной путь их мопедов)

Вывод: при взаимодействии разные тела по разному изменяют свою скорость.

Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности
Регулятивные: прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Познавательные:
1) Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
2) Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
3) Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: планированиеумение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

4. Выявление места и причины затруднений

Это происходит, потому что одни тела более инертны (с большей массой) и им больше времени требуется на изменение своей скорости, а другие легче и значит быстрее изменяют свою скорость, то есть они менее инертны.
А от чего зависит инертность тел? (от массы тела)
Сформулируйте тему урока
Слайд 9

Формулируют тему урока

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Познавательные: 1) Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
2) Универсальные логические действия: синтез как составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

5. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство)

Слайд 10
Масса - это физическая величина, которая является мерой инертности тела.
Следовательно, инертность - свойство присуще всем материальным объектам (материальным точкам)
Свойство тел по-разному менять свою скорость при взаимодействии называется - инертностью.
Слайд 11
Масса в физике обозначается буквой m, происходит от греч. слова μάζα - кусок, глыба, ком. Масса величина скалярная.
Единицы измерения массы в системе СИ: m = 1 кг.
Вспомните какие единицы измерения массы вам известны.
Слайд 12
Эталон массы изготовлен из платиново-иридиевого сплава и хранится в городе Севре во ФранцииС эталона изготовлены копии: в России хранится копия №12, в США - № 20.
Слайд 13
Каждое тело имеет массу - капля воды, человек, Солнце, пылинка и т.д. Какие из изображенных физических тел более инертны? Менее инертны? Почему?
Слайд 14
Соотнесите физические тела и их массу
Слайд 15
Как можно определить массу тела?
Слайд 16
Зная массу одного из тел, мы всегда можем оценить массу другого:
- если при взаимодействии скорости тел меняется одинаково, то массы тел равны.
- если нет, то массу второго тела можно вычислить из соотношения скоростей.

Слайд 19 ЗАПИСЬ Д/З

Проверочные работы (yaklass.ru)

Делают в тетрадях запись - опорный конспект по слайдам 10-11

Устно отвечают на вопросы учителя

Используя средства рисования стрелочками устанавливают соответствие

Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности
Регулятивные: планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
Познавательные:
1) Общеучебные:
поиск и выделение необходимой информации;
2) Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

6. Реализация построенного проекта (подручными средствами)

Определение разницы массы тел
по взаимодействию тел

Опыт: толкните одним пальцем сначала карандаш на столе, затем учебник физики. Что оказалось сделать сложнее? Почему? Есть ли разница в массе этих тел?

Проводят опыт, делают выводы

Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности
Регулятивные: прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Познавательные:
1) Общеучебные: умение структурировать знания;
2) Универсальные логические действия: синтез как составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
3) Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

7. Включение в систему знаний и повторение

Слайд 12
Задача 1. Определить массу тела по рисунку
Слайд 11
Задача 2. Какова масса винтовки в килограммах, если пуля массой 10 г вылетает из ствола со скоростью 600 м/с, а скорость отдачи составляет 1,5 м/с
Слайд 19
20 г + 300 мг = 20г 300 мг =20,3 г = 0,0203 кг
30 г + 2 г + 100 мг + 200 мг + 5 мг =

400 г + 50 г + 5 г + 20 мг +5 мг =

Решают задачи

Личностные: понимание причин успеха в учебе
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Познавательные:
1) Общеучебные: знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
2) Универсальные логические действия: подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

8. Рефлексия УД на уроке

Рефлексия: составить синквейн.
1. Масса
2. Прилагательное ……
3. Действие (глагол)
4. Чувство (фраза)
5. Синоним слова

Личностные: понимание причин успеха в учебе
Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
1) Общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
2) Универсальные логические действия: синтез как составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;