Активизация творческой познавательной деятельности на уроках технологии

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Задача формирования творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Ибо познавательная и преобразующая деятельность достигла такого уровня, когда качество начинает прямо влиять на эффективность работы и ее результаты.

Особая роль в формировании творческой личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности отводится урокам технологии в школе.

Активизация познавательной творческой деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель на уроке технологии.

В определении метода следует обратить внимание на три момента. Первое - деятельность педагога, которая очевидна. Второе - действия ученика, который слушает, записывает, читает, выполняет и пр. Это внешняя сторона его деятельности, она видна и понятна для нас. Третья особенность метода обусловлена взаимодействием учителя и ученика.

Она проявляется во внешней деятельности - организация ученика на работу, и во внутренней - управление развитием школьника: обучение анализу, синтезу, упражнение силы воли, расширение диапазона социально значимых мотивов и др. Поэтому педагогическая ценность метода определяется не столько внешней формой его выражения, сколько внутренней, раскрывающей творческие возможности развития личности ребенка на уроке.

Умение правильно строить свои отношения с учениками, сделать их соучастниками учебно-воспитательного процесса отличает учителей-новаторов. Фактически они реализуют на практике третью особенность метода обучения - совместную деятельность учителя и ученика для формирования личности школьника.

Для формирования творческой личности школьника возможно использование всех методов, которыми располагает современная дидактика.

Использование репродуктивных методов содействует развитию у учащихся практических умений и навыков. Проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские) в совокупности с предыдущими служат развитию творческих способностей школьников.

Особенность трудового обучения состоит в том, что задачи урока труда реализуются в процессе деятельности учащихся по моделированию и конструированию различных объектов труда. При этом для ученика очень важно осознать и принять предстоящую работу.

На каждом уроке учитель определяет личную значимость трудовой направленности для каждого школьника, учитывает посильность и доступность объектов труда, стремиться к тому, чтобы изделия были желаемы и привлекательны для ребят. Это вызывает положительную мотивацию и эмоциональный подъем, и настрой детей на работу. При подготовке к занятию учитель продумывает, каких микроскопических сдвигов в развитии внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, нравственности школьников он будет добиваться на данном уроке, какие для этого использует методические приемы. Если педагог не ставит перед собой таких задач, то он не будет целеустремленно работать над их разрешением. Значит в обучении будет преобладать стихийность.

На уроках технологии учащиеся овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Как подметил В.А. Сухомлинский, истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем больше наблюдательности, пытливости, зоркости, внимательности, способности исследовать в деятельности ребенка.

Необходимо показать школьникам предмет труда. Предмет, стоящий перед глазами ученика, сам собой, без посредства чужого слова пробуждает у учащихся мысль, исправляет ее, если она ошибочна, дополняет, если она не полна, приводит ее в естественную, т.е. правильную систему, если она расположена не логически.

Развитию творческой фантазии, смекалки, инициативы младших школьников, способствует вариативность работ и свобода выбора. На уроке школьнику предлагается много вариантов объектов труда, способов выполнения работы, оформления поделок. Ученик должен выбрать одно из предлагаемых средств или придумать свой вариант решения.

Немаловажное значение для формирования внутренней мотивации ребенка имеет показ ему работ, выполненных учащимися предыдущих классов. Интерес, вдохновение, желание сделать также хорошо - вот та волна, на которую настраивает класс учитель. Конечно, всем в классе хочется сделать подобные игрушки.

Ученикам необходимо давать возможность защищать свои работы. Каждому из защищавшихся приятно будет услышать, что он трудолюбивый, много знает, умеет хорошо работать, изобретательный и т.д.

Наиболее высокий уровень творческой деятельности школьников связан с постановкой и самостоятельным решением учебной проблемы. Это достигается путем использования исследовательского метода. Это обеспечивает практическую направленность знаний, овладение методами научного познания, формирование свойств творческой личности, интерес и потребности ее в поисковой деятельности.

Необходимо привлекать учащихся, у которых все получается к помощи тем, кто не может самостоятельно овладеть какой-то операцией.

Это воспитывает в детях умение работать дружно, приходить на помощь, формирует коммуникативные и регулятивные УУД. В одних детях утверждается чувство собственной значимости для коллектива, а в других не теряется возможность закончить работу. Надо будить в детях чувство соревнования, стремление быть лучшим. Если у ученика что-то не получается, надо помочь ему выполнить работу, а в последующей работе каждый раз обращать внимание ребенка на то, что он способен довершить начатое дело, ведь в прошлый раз он хорошо справился с работой.

На уроке технологии надо систематически обращаться к правилам рабочего человека, это воспитывает в детях умение работать в команде.

На уроках технологии необходимо использовать большое количество наглядных пособий: образцы работ, динамические пособия, планы-карты, шаблоны, таблицы, интерактивные пособия ит.п. Это повысит интерес учащихся к выполнению задания.