Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 9-м классе (А.П.Чехов "Степь")

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: анализ текста, А.П.Чехов, А.П.Чехов «Степь»


Пояснительная записка

Для анализа выбран отрывок из повести А.П.Чехова «Степь». Для развития стилевого чутья используется неискажённый текст. С целью целостного восприятия авторского стиля высокохудожественного произведения к предложениям не дана нумерация. Задания построены таким образом, что у учащихся нет необходимости указывать номер предложения. С той же целью в тексте нет пропусков и деформаций. Задача данного вида работы - познакомиться с неповторимым стилем великого писателя и объяснить языковые явления. При такой работе ученик видит мастерски построенный текст и, даже допуская ошибки в объяснении, зрительно запоминает грамотное написание.

Представленные задания помогают в комплексе повторить все разделы русского языка. Данная работа рассчитана на сильных учеников и может использоваться при обобщающем повторении и подготовке к ОГЭ в 9 классе, а также как повторение в начале 10 класса. В заданиях даны пояснения, которые активизируют познавательную деятельность (например, задание: выписать одно из многих предложений), а также помогают сориентироваться в тексте и найти все указанные языковые явления, проверив себя. Работу можно дать как самостоятельную на урок или как домашнее задание.

Для слабых учеников будет полезным списать данный текст и выполнить доступные им виды заданий: подчеркнуть грамматические основы, выполнить разные виды разборов. С данным текстом можно работать и дальше, например, предложить ученикам составить задания в форме ОГЭ по этому тексту (чеховские произведения содержат практически все языковые явления, изучаемые в школе).

А.П.Чехов «Степь» (отрывок)

В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь всё еще прекрасна и полна жизни. Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, всё прощено, и степь легко вздыхает широкою грудью. Как будто от того, что траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается веселая, молодая трескотня, какой не бывает днем; треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы, тенора и дисканты - всё мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы, или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос, вроде удивленного «а-а!», и дремота опускает веки. А то, бывало, едешь мимо балочки, где есть кусты, и слышишь, как птица, которую степняки зовут сплюком, кому-то кричит: «Сплю! сплю! сплю!», а другая хохочет или заливается истерическим плачем - это сова. Для кого они кричат и кто их слушает на этой равнине, бог их знает, но в крике их много грусти и жалобы... Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладко-приторен и нежен. Сквозь мглу видно всё, но трудно разобрать цвет и очертания предметов. Всё представляется не тем, что оно есть. Едешь и вдруг видишь, впереди у самой дороги стоит силуэт, похожий на монаха; он не шевелится, ждет и что-то держит в руках... Не разбойник ли это? Фигура приближается, растет, вот она поравнялась с бричкой, и вы видите, что это не человек, а одинокий куст или большой камень. Такие неподвижные, кого-то поджидающие фигуры стоят на холмах, прячутся за курганами, выглядывают из бурьяна, и все они походят на людей и внушают подозрение. А когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. На далекое пространство видны черепа и камни. Подозрительные фигуры, похожие на монахов, на светлом фоне ночи кажутся чернее и смотрят угрюмее. Чаще и чаще среди монотонной трескотни, тревожа неподвижный воздух, раздаётся чьё-то удивленное «а-а!» и слышится крик неуснувшей или бредящей птицы. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в нее, высятся и громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы... Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.

Выполните комплексный анализ данного текста.

1. Поставьте ударение в слове «дремота».

2.Укажите лексическое значение выделенных жирным шрифтом слов (в тексте их три).

3. Определите частеречную принадлежность выделенных курсивом слов (их в тексте пять), дайте пояснение.

4. Всё представляется не тем, что оно есть. Выпишите все местоимения из этого предложения и укажите разряд каждого местоимения.

5. Объясните правописание выделенных в словах букв. Сгруппируйте эти слова в соответствии с правилом. Запишите группы и укажите орфографическое правило для каждой группы.

6. Дайте объяснение слитному правописанию частицы НЕ с определениями, подчёркнутыми волнистой линией (их пять). Сколько правил потребовалось вспомнить? Сгруппируйте слова в соответствии с применённым орфографическим правилом, указав правила, которыми вы руководствовались.

7. Найдите в тексте и выпишите по одному примеру на каждый тип сказуемого

8. Укажите количество простых предложений в данном отрывке.

9. Выпишите обособленные определения с определяемым словом, к которому они относятся. Укажите, чем выражены эти определения. (В тексте три обособленных определения).

10. Объясните постановку тире в данном предложении:

Как будто от того, что траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается веселая, молодая трескотня, какой не бывает днем; треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы, тенора и дисканты - всё мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить.

11. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в нее, высятся и громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы... Объясните наличие запятой между определениями туманные, причудливые. Как вы назовёте эти прилагательные, если определять их как средства выразительности? Приведите контекстный синоним к слову «туманные».

12. Выпишите из текста сравнительные обороты (в тексте два таких оборота). Как называются такие средства выразительности?

13.Едешь и вдруг видишь, впереди у самой дороги стоит силуэт, похожий на монаха; он не шевелится, ждет и что-то держит в руках... Проанализируйте предложение, укажите, в какой части предложения можно поставить другой знак препинания вместо авторского. Объясните, какое изученное пунктуационное правило вы применили?

14. Объясните отсутствие запятой между грамматическими основами в данных предложениях:

Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, всё прощено, и степь легко вздыхает широкою грудью.

Для кого они кричат и кто их слушает на этой равнине, бог их знает, но в крике их много грусти и жалобы...

Чаще и чаще среди монотонной трескотни, тревожа неподвижный воздух, раздаётся чьё-то удивленное «а-а!» и слышится крик неуснувшей или бредящей птицы.

15. Выпишите из текста одно предложение, в котором представлены все виды связи: сочинительная, подчинительная и бессоюзная. (Таких предложений в тексте пять).

16. Сделайте вывод о синтаксических особенностях данного отрывка и стиле писателя.