«Магия бумаги» как метод работы с детьми

Разделы: Мастер-класс


Пояснительная записка

Бывают руки непростые,
На вид, как все, обычные,
Их называют золотые,
Они к труду привычные.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок».
Сухомлинский В.А.

Метод «Магия бумаги» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Данный метод предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно - эстетических, конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Работа с бумагой - вырезание, складывание, плетение не только увлекательна, но и познавательна. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (мягкость в обработке, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, прочность бумаги позволяет делать не только забавные подделки, но и в полнее нужные для повседневного обихода предметы. Дети постигают универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми подделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких работ. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, исследовательской работы, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Воспитание, обучение и реабилитация на занятиях осуществляется «естественным путем», в процессе творческой работы. Участие взрослого в создании подделок и композиций осуществляется «сквозь» ребенка, т.е. ребенок получает от взрослого ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.

В основе социального благополучия любого человека лежит его успешность в труде, самостоятельность в быту и насыщенность в свободное время. Творческие занятия формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе изготовления подделки у детей формируются и развиваются:

  • коммуникативные навыки;
  • доброжелательность;
  • усидчивость;
  • аккуратность;
  • взаимопомощь;
  • сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

При работе с бумагой дети знакомятся со следующими нетрадиционными техниками декоративно прикладного искусства:

  • Айрис фолдинг («Радужное складывание») - техника складывания бумаги, требующая внимания и аккуратности, но при этом позволяет без труда делать эффективные открытки или украшать интересными декоративными элементами. Данная техника представляет собой сложенные под определенным углом полоски разноцветной бумаги.
  • Аппликация («прикладывание») - один из самых простых видов изобразительного творчества. Основывается такая техника на вырезании отдельных элементов будущей картины и их закреплении на принятом фоне, плотном листе картона и т.д.
  • Квиллинг («бумагокручение») - техника изготовления аппликаций из скрученных в форму спирали длинных узких полосок бумаги. С помощью квиллинга можно смастерить множество интересных вещей.
  • Оригами («сложенная бумага») - данная техника является одним из самых популярных видов декоративно прикладного бумажного искусства. Представляет собой складывания фигурок из бумаги согласно заранее заготовленных схем.
  • Модульное оригами - создание объемных фигур из треугольных модулей. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами, из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющиеся при этом сила трения не дает конструкции распасться.

«Магия бумаги» помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации досуга, формирование общей культуры.

Идея метода «Магия бумаги» - создание комфортной среды общения, развитие мелкой моторики, способностей творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель метода «Магия бумаги» - творческое развитие личности через освоение различных нетрадиционных техник декоративно прикладных искусств работы с бумагой.

Задачи метода«Магия бумаги»:

  • Обучить ребенка творческой деятельности посредством овладения основами работы с бумагой.
  • Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм.
  • Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в изготовлении работы, а также поэтапное освоение детьми одного из видов техники.
  • Обучение детей способам полезного проведения досуга.
  • Знакомство с основными понятиями и базовыми формами оригами, квиллинг и т.д.
  • Знакомство с различными приемами работы с бумагой.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.

Общая характеристика деятельности «Магия бумаги»

Одно из условий освоения метода - стиль общения взрослого с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Данный метод предполагает соединение труда и обучения в одно целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических задач. В основе занятий лежит творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все подделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, можно подарить.

Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого ребенка. Прохождение метода «Магия бумаги» - предполагает овладение детьми комплексам знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию. Предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей и взрослого, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место взрослого в деятельности по работе детей с бумагой, меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования.

На всех этапах освоения метода, поставлена главная задача - содействовать развитию выдумки, инициативы и творческого потенциала детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», т.е возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют возрасту и возможным способностям детей, что гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.

Информационный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием, так и во время работы. Выполнение творческих работ служат развитию воображения и фантазии у детей, позволяют не только выявить индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме.

Данный метод ориентирует детей на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов изготовления подделок. Коллективные работы необходимый компонент для объединения детского коллектива, разработки совместных творческих проектов, приобретение коммуникативных навыков для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развитие толерантности.

Дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ ее выполнения. Так же дети учатся самостоятельно оценивать свои действия по различным показателям: количество подделок; чувство, которые вызывает работа; новые идеи; аккуратность выполненной работы; восхищение других детей; способ действия. Выполнение заданий направленно на отработку основных операционных навыков: вырезание; складывание; надрезание; склеивание и т.д.

Система отслеживания и оценивание результатов выполненных творческих работ, проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятий. Что является важным итоговым этапом занятий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения метода «Магия бумаги»

Личностные результаты
(сформировавшиеся систем ценностных отношений)

Метапредметные результаты (показатели освоения программы)

Предметные результаты (результаты достигающиеся детьми в процессе выполнения работ)

Формировать стремление сделать - смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой.

Формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой.

В ценностно-ориентационной сфере - формировать представление об одном из важнейших способов познания человеком
окружающего мира.

Формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе.

Отрабатывать практические навыки работы с инструментами.

Формировать элементарные исследовательские умения.
Дети получат возможность: применять полученные знания и умения:
а) для решения практических задач в повседневной жизни;
б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде

Создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.

Формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой.

Развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка.

Формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа.

Развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ.

Развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность.

Развитие мелкой моторики рук.

Формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.

Планируемые результаты освоения детьми метода «Магия бумаги».

Дети получают возможность для формирования:

  • Адекватного понимания причин успешности (не успешности) творческой деятельности.
  • Устойчивого интереса к новым способам познания.
  • У детей будут сформированы личностные универсальные действия:
  • Интерес к новым нетрадиционным техникам декоративно-прикладного творчества, к новым способам самовыражения.
  • Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов.

Освоение результативных действий (обеспечение организации и коррекции действий):

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
  • Принимать и сохранять творческую задачу.
  • Планировать свои действия.
  • Адекватно воспринимать оценку взрослого.
  • Различать способ и результат действия.
  • Вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Дети получают возможность научится:

  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
  • Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные результаты:

Дети могут:

  • Учитывать разные мнения.
  • Допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи.
  • Формировать собственное мнение и позицию.
  • Договариваться, приходить к общему мнению.

Дети получают возможность научиться:

  • Учитывать разные мнения, и обосновывать свою позицию.
  • С учетом целей коммуникации полно и точно передавать другому ребенку необходимую информацию как ориентир для построения действия.
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В результате занятий по предложенной методике «Магия бумаги» дети получают возможность:

  • Развить воображение, образное мышление, фантазию, конструкторские возможности, сформировать познавательные интересы.
  • Расширить знание и представление о традиционных и нетрадиционных техниках декоративно - прикладного искусства.
  • Совершенствовать навыки трудовой - творческой деятельности в коллективе. Умение общаться со сверстниками, оказывать помощь другим детям, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.

Участвуя в творческих выставках, даря подделки на мероприятиях, дети получают первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, и начинают их ценить.

Содержание тем для занятий «Магия бумаги»

  1. История возникновения различных техник.
  2. Новогодняя композиция «Сказочные герои» - техника оригами, квиллинг, модульное оригами.
  3. Снеговик - техника модульное оригами.
  4. Открытки к праздникам (8 марта, 23 февраля, 9 мая, день мамы и т.д.) - техника аппликация, оригами, квиллинг, айрис - фолдинг, модульное оригами.
  5. «Топарий» цветущий куст - техника квиллинг.
  6. «Топарий» весенний цветок - техника квиллинг, айрис - фолдинг.
  7. Подделки к 9 мая (танк, пушка, самолет) - техника модульное оригами.
  8. «Объемные цветы» - техника квиллинг.
  9. Панно по выбору детей - техника квиллинг, аппликация, модульное оригами, айрис - фолдинг.
  10. Пасхальное яйцо - техника модульное оригами.
  11. Лебедь - техника модульное оригами.

Список используемой литературы

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
  2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
  3. Выготский Л. «Воображение и творчество в детском возрасте», М., 1967.
  4. Дженкинс, Д. [Текст]: поделки и сувениры из бумажных ленточек / Д.Дженкинс - М.: Просвещение, 1982.
  5. «Оригами. Искусство складывания из бумаги». М., Японская Ассоциация оригами, 1995.
  6. Пашаев, А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству [Текст]: искусство в школе / А.А.Пашаев, З.Н.Новлянский, - М.: Просвещение, 1995.
  7. Уолтер, Х. [Текст]: узоры из бумажных лент / Х.Уолтер - М.: Университет, 2000.

Интернет-ресурсы

  1. Квиллинг, бумагокручение - мастер классы, уроки, обучение, открытки, поделки, схемы - [Электронный ресурс]
  2. Энциклопедия самоделок - [Электронный ресурс]