Сегодняшние выпускники школы зачастую испытывают проблему профессионального самоопределения, которая говорит о неуверенности в себе и своих возможностях, эмоциональной и личностной незрелости, незнания себя и своих способностей. Так ли это? Каково эмоциональное состояние сегодняшних подростков, юношей и девушек? Какими они обладают ресурсами на самом деле?
Можно долго спорить о преимуществах или недостатках тех или иных психодиагностических методов, особенно проективных, но только с их помощью можно оценить личностные особенности, потенциал человека, мотивационную и эмоциональную сферы.
Данное исследование позволило посмотреть на личностное развитие юношей и девушек 15-17 лет в комплексе и проанализировать уровень развития личности, мотивации, креативности. Цель исследования - определить взаимосвязь креативности и уровня личностного развития, эмоционального интеллекта. В процессе исследования я хочу подтвердить или опровергнуть свою гипотезу о том, что уровень развития личности и эмоционального интеллекта связаны с уровнем креативности человека. Я предполагаю, что чем выше у человека уровень креативности как черты личности, тем лучше развита его способность к управлению своими эмоциями, их дифференцировка и, соответственно, выше уровень развития эмоционального интеллекта.
В исследовании использовались 2 методики: тест Вартегга и Анкета креативности. Обе методики являются проективными. Первая - рисуночная, вторая - методика незаконченных предложений.
История развития проективного метода показывает, что он не существует без теории личности; в то же время связь между проективным методом и теорией не является однозначной и неизменной.
«Проективные тесты - психологические тесты, направленные на выявление личностных особенностей, где субъекту предлагается интерпретировать рисунки или неопределенные конфигурации, такие, как точки и линии, исходя из собственного воображения. Однако общей особенностью любого адекватного определения является:
- упоминание проекции как принципа, положенного в основу метода;
- указание на свободный характер ответов испытуемого, не оцениваемых с точки зрения их правильности и неправильности;
- указание на неопределенность и неоднозначность стимульного материала, которых тем самым отличается от стимульного материала интеллектуальных и других тестов.» [1]
Важная особенность проективных тестов - неопределенность инструкции для испытуемого. Также испытуемый не может предсказать, каким образом будут интерпретироваться его ответы. Тест является проективным, если он основан на механизме проекции, а стимульная ситуация неоднозначна для испытуемого и ответы испытуемого настолько свободны, насколько это только возможно. Для того, чтобы фантазия индивида могла проявиться в полной мере, даются только краткие, общие инструкции. Тестовые стимулы неоднозначны. Тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, конфликты, тревоги, скрытые импульсы или мотивы. При этом затрагиваются не только эмоциональные, мотивационные и межличностные характеристики личности, но также и некоторые интеллектуальные аспекты. К последним можно отнести общий интеллектуальный уровень, оригинальность, креативность и паттерн выхода из проблемных ситуаций.
Второе положение, на которое опираются проективные тесты, заключается в том, что они позволяют собрать такую информацию, которая не может быть получена никаким другим путём. Они содержат заведомо неоднозначный стимульный материал, поэтому для тестируемого может вовсе не обозначать того, что задумал экспериментатор.
Проективная идеология формировалась под влиянием психоанализа. Само психологическое понятие проекции принадлежит З.Фрейду, интерпретация проекции в психоанализе прочно связала его с пониманием роли проекции в качестве ещё одного защитного механизма «Я». Такое понимание проекции как наделение собственными мотивами, потребностями, чувствами других людей, а соответственно и понимание их поступков - основывается на многолетних научных наблюдениях и несет в себе важное обоснование понимания диагностики личности и её мотивов.
«Зачастую проективные методы не отвечают тем требованиям, что традиционно предъявляются, например, к личностным опросникам (имеется в виду их валидность и надежность). Но, несмотря на их совершенно очевидную непохожесть на остальные виды тестов, проективные методики все же могут быть к ним отнесены». [2]
Несомненные плюсы проективного метода: рисуя, испытуемый находится в зоне душевного комфорта, ему легко и интересно, есть возможность проявить свои творческие задатки и показать лучшие качества, с его точки зрения. Для испытуемого не понятно, каким образом эти рисунки могут быть использованы, и какая информация может быть получена с их помощью. Рисунок - это сообщение, зашифрованное в образах. Применение проективных методик обладает определенной сложностью, требует настойчивого, скрупулезного отношения и, одновременно, творческого подхода, всегда увлекательно, интересно и эффективно.
Бланк теста Вартегга представляет собой лист формата А4, разделенный на два ряда по четыре квадратных поля для рисования в каждом. Размер поля 4x4 см, причем белые квадраты рабочего поля резко выделяются на темном фоне. В каждом из квадратов - по одну стимулу. С количественной точки зрения они весьма скупы, но качественно очень точны. Их переработка испытуемым и наполнение их содержательными ассоциациями, закономерно выявляет частые смысловые мотивы.
Сами стимулы представлены следующим образом.
- Рисунок 1 (точка) - центр.
- Рисунок 2 - маленькая волнистая линия.
- Рисунок 3 - последовательность трех увеличивающихся вертикальных штрихов, расположенных на равных расстояниях друг от друга.
- Рисунок 4 - маленький черный квадрат.
- Рисунок 5 - противостоящие продольный и поперечный штрихи.
- Рисунок 6 - горизонтальный и вертикальный штрихи.
- Рисунок 7 - полукруг из точек.
- Рисунок 8 - сводчатая дуга.
Процедура тестирования. «Инструкция: «Вам надо продолжить внутри границ квадратов нарисованные здесь линии так, чтобы получилось восемь маленьких рисунков, которые бы давали Вам интуитивное удовлетворение. Пусть Вам не мешают соображения технического характера, например, что у Вас нет художественных способностей. Рисунки не будут оцениваться с точки зрения их художественного совершенства. В этом задании важен только Ваш замысел, но не его исполнение. Рисуйте в том порядке, который кажется Вам наиболее легким. Около каждой цифры укажите, что изображено на соответствующем рисунке.» [3]
Напомню краткую интерпретация рисунков Теста Вартегга:
- «Рисунок 1. Характеристика стимула: точка имеет такие значения, как малость, незаметность, но при этом она занимает центральное положение. Значение: самооценка, представление о себе, Образ Я.
- Рисунок 2. Характеристика стимула. Небольшая волнистая линия побуждает продолжить изогнутое движение. Значение: взаимоотношения с миром, контактность, специфику социальных отношений, общения.
- Рисунок 3. Характеристика стимула: последовательность возрастающих вертикальных линий побуждает продолжить ее в рисунке, развить прогрессию. Значение: динамика нахождения человеком своего места в мире, мотивация, интеллектуальный и творческий потенциал.
- Рисунок 4. Характеристика стимула:черный квадрат образует контраст с остальным белым пространством. Значение: отражаются страхи человека и соответствующие психологические защиты.
- Рисунок 5. Характеристика стимула: две противоположные наклонные линии: положение более длинной линии, направленной из нижнего левого угла, побуждает продолжить ее, чему противостоит поперечная линия. Значение: энергичность, инициатива, работоспособность или импульсивность/пассивность, бессилие, слабость.
- Рисунок 6. Характеристика стимула: не связанные между собой горизонтальная и вертикальная линии. Стимул побуждает к соединению линий в единую структуру. Значение: способности к рациональному управлению, планированию и интеграции, благополучие в семье.
- Рисунок 7. Характеристика стимула:пунктирный полукруг, который испытуемый или продолжит, или изменит. Значение: особенности эмоциональной сферы человека: чувствительность, впечатлительность, чуткость, способность к контакту со своими чувствами.
- Рисунок 8. Характеристика стимула: дуга выражает тенденцию к гармоническому закруглению и замкнутости. Значение: ощущение человеком своей защищенности, безопасности в общении.» [4]
Анкета креативности представляет собой список вопросов, которые составлены по принципу незаконченных предложений:
- Если бы я был(а) предметом, то я бы был(а)…
- Если бы я вел(а) блог, то он бы посвящался…
- Если бы моя жизнь была книгой, то она бы называлась…
- Если бы я изобретал(а) что-то новое, то это был(о) бы…
- Девизом моей жизни я назову…
- Для исполнения своей мечты я готов(а)…
- Если бы я называл(а) новую звезду/планету, то она бы носила имя…
- Если бы я снимал(а) фильм, то он был бы о …
Все, что нужно - это закончить начатое предложение.
Всего в исследовании приняли участие 79 юношей и девушек в возрасте от 15 до 17 лет: из них 38 человек - ученики 10-х классов, 41 человек - ученики 11-х классов.
По тесту Вартегга получены следующие результаты:
Рисунок 1. Позитивный образ с центром внутри, такой как образ цветка, мишени, центра циферблата, носа животного или солнца рисовали - 41,8 % старшеклассников. Такие образы говорят об уравновешенном самоощущении, способности к концентрации, сосредоточенности, адекватной и позитивной самооценке.
Центральным рисунком, характеризующим самоощущение, самовосприятие себя 18% респондентов указали глаз, что говорит о страхе наблюдения, повышенной тревоге при проверке знаний, неуверенности в себе, своих силах, причем 14% из них были именно 11-классники, которым предстоит сдавать ЕГЭ.
Резко негативные образы, которые говорят о негативном представлении о себе, неприятии себя, сниженной самооценке, напряжении в сумме были даны 9,3% респондентов. Были использованы такие образы как спираль, точка схождения перспективы, диффузное скопление точек.
Нестандартные ответы были даны 16 респондентами, что составляет более 20 % всех рисунков. Например - конфета, запятая, медуза, доллар, лунка для гольфа и т.п.
Рисунок 2. Данный квадрат характеризует характер взаимоотношений с социумом, взаимоотношения человека с окружающими. Наиболее частыми решениями были бровь - 19% и плечо - 15%. Бровь, как часть лица, характеризует данных лиц как лиц чувствительных к критике, возможно некотором повышении тревоги, неуверенности в себе при общении с другими людьми. 10-классников и 11-классников было представлено в этих ответах поровну.
Плечо также было очень популярное и стандартное решение вреди всех респондентов, что говорит о доверии к миру, о возможности положиться на других и самим «подставить плечо». Это целиком позитивный образ, который говорит нам об эмоциональности, мягкости характера, активному стремлению к контактам.
Некоторое количество респондентов - 12 человек, что составили 15% опрошенных, представили стандартные негативные образы такие как ваза, змея, червь, бактерия, огонь. Таким образом мы можем предположить, что 15% старшеклассников имеют сложности во взаимоотношении с окружением, сложности в межличностных контактах или в способности их устанавливать.
Нестандартные ответы были получены от 11 человек, что составило 14% всех опрошенных. Среди нестандартных рисунков можно отметить такие как: покемон, осьминог, модель ДНК, кекс, хвост русалки и др.
Рисунок 3. Данный квадрат и расположенные рисунки в нем говорят о реализации человеком собственного потенциала, характеризуют рост и развитие, отражают мотивацию, амбициозность, планы на будущее.
- 53,5% респондентов использовали такой символ как график, гистограмму с равномерным возрастанием, прогрессией, лестницу, что говорит о целеустремленности этой группы и способности к планированию. Более половины опрошенных обладают высокой мотивацией, активно используют свой интеллектуальный и творческий потенциал, успешны в обучении, энергичны, честолюбивы и ищут свое место в мире.
- 17% опрошенных использовали негативные образы, такие как неравномерный, колеблющийся график, трамплин, трибуну, стволы деревьев и цветов, что характеризует их как людей, испытывающих сложности с мотивацией, ее нестабильностью, трудностями и препятствиями на пути к достижениям и самореализации.
Нестандартные рисунки нарисовали преимущественно девочки - 8 человек и составили 10% опрошенных. Рисунки изображали вулкан, домино, кусок шоколада и другие. Эти образы также не говорят о высокой мотивации, но характеризуют авторов как людей творческих и нестандартно мыслящих.
Рисунок 4. Рисунки в данном квадрате расскажут нам о том, как человек справляется со своими страхами, опасениями, чувством вины. Это отношение к жизненным преградам, опасностям, трудностям.
Большинство респондентов выбрали такие образы как робот, компьютерная игра, телефон или экран компьютера - 21,5%, что говорит нам о некой механистичности или диссоциации болезненных переживаний, как будто они происходят не с ними, а где-то в другой реальности - компьютерной игре или внутри телевизионного пространства. Это также говорит о болезненности переживаний и невозможности соприкасаться с ними напрямую, переживать их. В чем-то это может говорить о не взрослой, а пока детской, инфантильной позиции, когда можно сбежать в придуманную несуществующую, выдуманную реальность.
Явно негативные образы нарисовали 9% опрошенных, а проигнорировали этот рисунок 6,3%. Это говорит о явных внутриличностных конфликтах, страхах, которые беспокоят настолько, что некоторые даже не готовы посмотреть на них, как-то с ними взаимодействовать.
Достаточно большое количество было нестандартных позитивных образов - 38 %, что говорит о том, некоторые могут переосмыслить тревожную ситуацию, по-другому взглянуть на нее, обратиться к религиозным или идеалистическим тенденциям, но так или иначе сделать ее менее значимой для себя, снизить остроту. Из нестандартных образов можно привести: крылья бабочки или ангела, кусок сахара, шашлык, торт, центр цветка, солнце, смайл и т.п.
Рисунок 5. Этот рисунок говорит нам о выбранной человеком стратегии достижения успеха или избегания неудач, уровне работоспособности человека.
Стандартные рисунки, говорящие о работоспособности и стратегии мотивации достижения - лопата, валик, малярная кисть, молоток, меч, кинжал, шпага составили 40,6%. Эти респонденты готовы не только активно работать, но и достаточно настойчиво отстаивать свою позицию.
Негативные образы использовали 17,6% опрошенных. У них, возможно, преобладает стратегия избегания неудач и они не готовы активно работать на достижение своей цели.
Нестандартные рисунки, которых также оказалось достаточно много - 28% говорят нам о нахождении нестандартных путей решения проблем, креативности. Среди креативных решений особенно хочется назвать: мороженое, сахарная вата, гриб, тарелка, горы, ластик, медуза, мухобойка. Надо сказать, что авторов этих решений тоже нельзя назвать «достиженцами». Они скорее всего просто предпочитают разовые нестандартные решения, нежели регулярный кропотливый труд.
Рисунок 6. Этот квадрат и рисунок в нем символизирует взаимоотношения с близкими людьми: сближение или удаление от них.
- 55,6% респондентов выбрали следующие образы: квадраты, прямоугольники, дома, оконные рамы, автомобили, что говорит о психической и интегрированности, о целостности личностной структуры. Также это показатель достаточно развитого интеллекта и благополучия домашней среды.
- Неблагополучные рисунки, свидетельствующие о существенных эмоциональных проблемах получены только у 1 респондента на этот стимул, что можно не учитывать - 1,3%.
- Нестандартные ответы получены у 28% старшеклассников. Были найдены такие образы как: наушники, изумруд в огранке, близнецы, союз двух рук, легкие, море, рыба, батискаф…
Рисунок 7. Рисунок в 7 квадрате символизирует чувствительность, впечатлительность, ранимость, способность к контакту со своими чувствами или наоборот «толстокожесть» и невосприимчивость к эмоциональным стимулам.
- 43% респондентов преобразовали стимул. Некоторые - проигнорировали его, что говорит нам о защите от излишней чувствительности. У таких людей приоритет отдается трезвости и рассудительности, а эмоции рационализируются или объясняются. Рисунки носили стандартный характер - колеса машины, цветы, фрукты, украшения, контуры животных.
- 25,3% выполнили рисунки, которые характеризуют их как людей впечатлительных, чувствительных и открытых - они оставили стимульные пунктирные линии, включив их в рисунок. Рисунки оставались с пунктирным полукругом или были сделаны дополнения до круга, например, как в рисунках «значок загрузки компьютера».
- 20% учащихся выполнили нестандартные рисунки, также говорящие о рационализации собственных чувств - конфета, сигара, ветер, арбуз, море, снеговик, мыльный пузырь и т.п.
Рисунок 8. Рисунок в этом квадрате должен символизировать защиту и гармонию, а также ресурсы личности.
- Позитивные стандартные образы из стимула нарисовали 49,3% старшеклассников - радугу, зонт, восходящее солнце, фрукты, воздушный шар и т.п. Данные рисунки говорят о гармоничном состоянии респондентов.
- 35% нарисовали негативные образы, которые говорят о трудности достижения гармонии и об отсутствии ресурсов у личности, причем более 2/3 респондентов были 11-классниками, что и понятно. Именно 11-классники испытывают усталость, нехватку сил в связи с предстоящими испытаниями. Образы были такого рода - огромный глаз 9% (тревога), заходящее солнце 6,3% (сниженное настроение или депрессивные проявления), мост (ситуация выбора), часы (нехватка времени).
- Нестандартные решения на этот стимул проявились у 14% опрошенных. Среди нетривиальных рисунков были такие: летающая тарелка, граффити, гребень, баскетбольное кольцо, символ Инь-Янь…
Подводя итог по всем выполненным рисункам в тесте Вартегга можно сказать, что нестандартные рисунки были продемонстрированы в ответ на все 8 стимулов и варьировались в диапазоне от 38% до 10%
По Анкете креативности получены следующие результаты:
В параллели 10 и 11 классов количество полученных нестандартных ответов отличались значительно, в том числе по полу:
10 классы
|
11 классы |
79 чел. |
||
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
всего |
6,5% |
12,5% |
8,6% |
9% |
9% |
Интересно, что на вопросы анкеты мальчики скорее давали стандартные ответы, нежели девочки. Можем предположить, что рисунки в большей степени стимулировали работу воображения, нежели текст в качестве стимула. Так в параллели 10 классов результаты отличались почти вдвое - 6,5% против 12,5%! В 11-х классах - почти равное значение.
Итак, по анкете креативности - нестандартные ответы получены в среднем у 9 % учащихся.
Хотелось бы привести некоторые интересные варианты ответов на вопросы. Вопрос: «Если бы я писал книгу, то она бы называлась…» Варианты ответов: «Приключения с элементами абсурда»; «Фунты лиха в Париже…»; «Лимонный привкус»; «По крышам над всеми»; «Тысяча и одна причина выжить»; «Игра в реальность»; «Столкновение ожиданий и реальности»; «Лень и ее разновидности»; «Что-то пошло не так»; «Неизученное»; «Поворот не туда»; «Вам и не снилось!» и т.д. Все ответы говорят нам о рефлексии своего жизненного пути подростками.
А вот изобретения, которые они хотели бы сделать: язык общения с животными; таблетка для счастья; наушники, чтобы слышать мысли других людей; рука-телефон и т.п.
Подводя итоги исследования, можно резюмировать: по тесту Вартегга было получено от респондентов от 38% до 10% нестандартных рисунков, по Анкете креативности получено в среднем 9% нестандартных ответов. Обе методики выявили достаточный уровень креативности обследуемых. Также можем проследить связь между показателями личностного эмоционального интеллекта и показателями личной креативности. Можно предположить, что эмоциональный интеллект может быть связан с креативностью двумя путями. Во-первых, эмоциональная информация может способствовать более эффективному мышлению, а, следовательно, и креативности. Во-вторых, различные эмоции могут образовывать комбинации и выражаться в необычной форме. Гипотеза, высказанная в начале исследования, подтвердилась - чем выше у человека уровень креативности как черты личности, тем лучше развита его способность к управлению своими эмоциями, их дифференцировка и, соответственно, выше уровень развития эмоционального интеллекта. Именно в 7 квадрате мы видим, что большинство респондентов умеют справляться со своими чувствами, управлять ими, что говорит нам о достаточно высоком уровне развития эмоционального интеллекта.
Список литературы
- Большой толковый психологический словарь. П-Я., М., Вече-Аст., 2000, - С.592.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, Наукова Дулека, 1989, - С.272.
- Вартегг, Э. Уровневая диагностика личности. Рисуночный тест Вартегга. / Э.Вартегг, В.К.Калиненко. - М.: Смысл, 2004, - С.112.
- Вартегг, Э. Уровневая диагностика личности. Рисуночный тест Вартегга. / Э.Вартегг, В.К.Калиненко. - М.: Смысл, 2004, С.153-173.