На сегодняшний день важно научить школьников самостоятельно добывать знания, учитель должен идти не со знаниями к ученикам, а с учениками к знаниям, т.е. необходима педагогика сотрудничества. Возможность создать условия, при которых ученики могут самостоятельно овладеть знаниями, формировать собственное мнение, умение его отстоять и аргументировать дает технология «Развитие критического мышления».
Положительных результатов в любом виде деятельности позволяет достичь умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы, то есть развитие логического мышления - необходимое условие для достижения прочных знаний учащимися.
Для развития всех видов мышления, о которых мы говорили на разных этапах урока, используются разнообразные методы и приемы.
На одном из этапов урока был использован такой прием, как «найти и продолжить сложное предложение».
Следующий вид работы, который можно использовать на этапе итоговой работы: необходимо дописать недостающие звенья, проверить орфограмму в слове.
При закреплении темы «Виды простых предложений» предлагаю заполнить таблицу. Сразу мы повторяем термины.
В этом задании нужно определить о чем будет идти речь. Я даю определение, учащиеся называют термин. По предложенным терминам они могут определить тему урока «Однородные члены предложения».
Далее при закреплении этой же темы можно предложить задание - определить наличие однородных членов предложения и расставить знаки препинания. При этом используется материал, пройденный на уроках литературы.
Определить верное и неверное утверждение.
Необходимым условием развития творческого мышления является целенаправленная работа по развитию интеллектуальных способностей личности, организация собственной деятельности. В основе деятельностного способа обучения лежит личностное включение учащихся в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формы обучения. Ведущей среди них является игра.
Для развития творческого и логического мышления подходит следующий вид работы. Учащимся предлагается текст на осетинском языке. После прочтения они должны передать содержание с помощью рисунка. Для самоконтроля можно дать текст на русском языке.
Интересен для учащихся такой вид работы как логические цепочки. Учащимся предлагается продолжить логический ряд. Слово - словосочетание - простое предложение - сложное предложение.
Ребусы (слайды 10-14).
Одним из видов речевой деятельности является аудирование. На уроках я использую аудио и видеоматериал. В данном случае используется видеоматериал о современном осетинском художнике Айларове Владимире. После просмотра видеоролика учащимся предлагается заполнить таблицу. Все пункты таблицы заранее разбираются.
И еще один вид работы.
Свое выступление я хочу закончить словами великого педагога Я.А.Коменского «Учителя должны быть убеждены, что занимают самый достойный пост, и что им доверено величественное учреждение, самое ценное и дорогое, выше которого ничего нет под солнцем». Наши дети, наши ученики - это наше прошлое, настоящее и будущее. Ведь сегодняшние дети - это будущий мир. И это в наших руках.
Спасибо за внимание!