Классный час "Доброта и вежливость"

Разделы: Внеклассная работа

Ключевые слова: доброта и сострадание, доброта, Доброта и милосердие, вежливость


Цель: Сформировать элементарные знания о нравственном поведении и культуре речевого общения. Пробуждать чувство ценностного отношения к природе, к проблеме ее охраны.

Задачи:

  • Формировать этические нормы поведения в обществе и общении друг с другом.
  • Воспитывать вежливость, внимательность к окружающим людям.
  • Закреплять знания о вежливых словах.
  • Развивать навыки совместных действий, чувство товарищества, взаимопомощи и поддержки.
  • Развивать творческие способности учащихся: воображение, смекалку; обогащать словарный запас.
  • Создавать атмосферу взаимного эмоционального расположения между участниками.

Оборудование: коробочка с посланием, аквариум, стаканчики с водой, интерактивная игрушка - рыбка, декоративные камни, толковый словарь Сергея Ожегова, клубок ниток, звукозапись песни: «Улыбка».

Форма работы: фронтальная, с дальнейшим общим обсуждением вопросов.

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Вы не поверите, но мне вчера пришло послание (показываю детям коробочку с письмом и спящей рыбкой). Давайте вместе заглянем внутрь и проверим, что там.

Конверт с письмом:

Как интересно, что в нем написано! Внимательно послушайте!

«Здравствуйте, мои дорогие дети!

Пишет вам продавец зоомагазина из волшебной страны Доброты и Вежливости. У нас приключилась беда, злой волшебник похитил всю нашу сказочную воду, которая была наполнена добротой, вежливостью и радостью. И теперь сосуд, в котором находилась наша самая любимая и веселая рыбка, пуст.

Рыбка уснула от грусти. И только вы сможете помочь жителям волшебной страны разбудить ее.

Для этого вам необходимо отправиться в путешествие по Волшебной стране - стране Доброты и Вежливости. Там Вас ждут приключения, а кое-где и испытания.

Отправляю вам пустой сосуд, чтобы вы смогли наполнить его живительной силой добра, веселья и вежливости.

Желаю Вам удачи!

Ваш друг.»

2. Вводная часть

Воспитатель: Итак, ребята! Сегодня у нас с вами занятие - «О добре и вежливости» (1 слайд)

Куда нам свами предстоит отправиться? (в путешествие в страну Доброты и Вежливости)

Что нам с вами предстоит сделать? (спасти рыбку)

А как мы свами сможем ее спасти? (наполнив сосуд живительной водой).

Я знаю, что вы не оставите рыбку без помощи! Поэтому предлагаю вам отправиться в путешествие и помочь жителям волшебной страны разбудить рыбку, чтобы спасти ее.

Давайте докажем, что мы с вами можем творить чудеса, благодаря нашим знаниям о волшебных вежливых словах!

Сегодня мы с вами будем путешествовать на волшебном поезде. На его пути будут встречаться различные волшебные улицы. Каждая улица имеет свое название.

Все проезжающие через эту улицу должны выполнить ее испытания, а за каждое выполненное задание, вы будете получать стаканчик с заряженной добром водой, которой будем наполнять опустошенный сосуд.

Только если мы будем действовать, как одна команда, все вместе, то сможем с честью преодолеть этот непростой путь и спасти нашу рыбку!

Итак, вы выслушали правила нашей игры-путешествия. Вы готовы?

3. Основная часть

Воспитатель:

И сегодня в добрый час, я поведу с собою вас
За полями, за горами есть Волшебная страна.
В ней много разных испытаний и чудес она полна.

Итак, двигаемся в путь!

Перед нами волшебные ворота, которые не пускают нас на эту дорогу (слайд «Волшебные ворота»)

Чтобы они открылись, нам надо отгадать загадку:

(Звучит песня из кинофильма «Крошка Енот» - фон)

Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет:
То куда-то вдруг уйдет.
То внезапно возвратится.
Грусть - тоска ее боится. (Улыбка)

Молодцы, ребята, угадали загадку! А теперь давайте посмотрим в глаза друг другу и улыбнемся. Сначала себе, потом соседу справа, затем слева.

Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.

И за эту капельку доброты мы получаем стаканчик живительной воды, который выльем в сосуд для спасения нашей рыбки!

Воспитатель: А самое главное ворота открылись, и мы попали на улицу Улыбки (слайд с названием улицы Улыбки).

А за воротами нас встречают самые улыбчивые жители, которые прочитают нам стихи.

1-й ученик:

Давайте улыбаться просто так,
Улыбки раздавать случайным людям.
Чтоб не за грош и не за четвертак,
А просто так им улыбаться будем!

2-й ученик:

Дарите друг другу тепло и улыбки!
Прощайте обиды, чужие ошибки.
Улыбка всесильна и стоит награды.
Всего лишь улыбка - и Вам будут рады!

Спасибо, дети за замечательные стихи! Я надеюсь, что благодаря этим прекрасным словам у наших ребят на душе стало гораздо теплее и веселее. И прибавилось сил двигаться дальше!

Ведь улыбка делает нас добрее, улыбка украшает нас, помогает нам в отношениях с людьми.

И вы получаете за вашу доброту еще один стаканчик живительной воды!

Воспитатель: Но мы двигаемся дальше по дороге к Доброте и попадаем на улицу Добрых слов (слайд с названием улицы Добрых слов).

На этой улице нам предстоит выяснить: Что такое доброта? Какого человека можно назвать добрым?

Добрый человек всем приятен, он как солнышко светит, греет, улыбается. К нему все тянутся и все его любят. Злого же человека избегают, потому что с ним неприятно.

Какого человека можно назвать добрым?

Ответы детей: (добрый человек - это тот, кто любит людей, бережет природу, любит птиц и зверей. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении, не обижает других).

А знаете ли вы, ребята, что есть один толковый словарик, в котором можно прочитать определения всех слов (показываю словарь).

Его автор Сергей Ожегов.

Давайте заглянем в него и посмотрим, какое определение доброты дает нам этот автор.

Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Воспитатель: Автор словаря отметил качества, определяющие доброту. Но недобрые жители нашей волшебной страны все перепутали.Давайте подумаем над значением каждого слова, и поможем жителям волшебной страны разобраться в этой путанице.

Я раздам вам карточки, а вы попробуйте соединить линиями качество, определяющее доброту с его значением. А потом все вместе проверим (раздаю детям карточки, с разным количеством слов).

Посмотрим на слайд.

Воспитатель: Каждое из этих слов, ребята включает в себя одно самое важное - это добро!

Какое это слово?

Добродетельный

Добрая душа

Добродушный

Доброе сердце

Доброжелательный

Доброе дело

Добросердечный

Доброе пожелание

Я думаю, ребята, что вы со мной согласитесь, что доброте нужно учиться. У доброго человека много друзей. Именно к доброте нам нужно стремиться.

Молодцы! Помогли разобраться в путанице, которую устроил злой волшебник!

И за это мы получаем еще один стаканчик, для того, чтобы оживить нашу рыбку!

Воспитатель: На улице Добрых слов живут самые добрые жители волшебной страны, они знают все вежливые слова! А вы-то знаете?

Нас ждет небольшая разминка. Мы вспомним и повторим добрые слова.

Ребята! Я произношу предложения. А вы должны добавить в них недостающиевежливыеслова.

  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого…спасибо.
  • Зазеленеет старый пень, когда услышит…добрый день.
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы…спасибо.
  • Когда нас бранят за шалости, говорим,…простите, пожалуйста.
  • Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь,…здравствуйте.
  • Во всех странах на прощанье говорят…до свидания.

Молодцы, знаете вежливые слова. Надеюсь в жизни вы ими часто пользуетесь. А можете ли вы вспомнить еще добрые слова? (благодарю, доброе утро, спокойной ночи, будьте здоровы и др.)

Получаем еще один стаканчик с заряженной добром водой.

Воспитатель: А сейчас мы с вами попали на Веселую полянку (слайд с картинкой Веселой поляны).

Давайте немного отдохнем (физминутка).

Игра «Не ошибись, пожалуйста»!

Приготовьтесь к игре, но игра не простая. Я даю команды, но выполнить их надо, только если я назову волшебное слово.

Задания:

  • Встаньте, пожалуйста, кто хочет играть.
  • Поднимите руки.
  • Будьте добры, похлопайте.
  • Потопайте.
  • Попрыгайте, пожалуйста.
  • Присядьте, пожалуйста.
  • Встаньте.
  • Встаньте, пожалуйста.
  • Тихо сядьте.
  • Будьте любезны, займите свои места.

Все были очень внимательными, и за это я вручаю вам еще один стаканчик воды!

Воспитатель: Посмотрите, мы, кажется, попали в тупик Вредных советов (слайд с картинкой тупика Вредных советов)

Жители этого тупика приготовили вам по одному вредному совету.

А мы будем находить ошибки в поведении жителей, и исправлять их.

1.

Если ты пришел к знакомым -
Не здоровайся ни с кем
Слов "пожалуйста", "спасибо"
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

Воспитатель: Какие ошибки? Давайте исправим их. . (нужно поздороваться и отвечать на вопросы)

2.

Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе -
Ты оставь подарок дома -
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай,
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.

Ну, молодцы, ребята, теперь жителям тупика Вредных советов нас не провести. Мы с вами доказали, что знаем правила хорошего поведения.

А я желаю вам ходить по дороге доброты и никогда не попадаться в тупики, которые были во вредных советах.

Получаете свой заслуженный стаканчик с водой!

Воспитатель: Ребята, те, кто давал нам вредные советы - это добрые или злые?

Так и в жизни бывают люди с доброй душой, а бывают очень коварные недоброжелательные!

А где еще мы можем встретить добрых и злых героев?

Конечно, в сказках.

Сейчас, ребята, мы с вами немножко поиграем.

Игра: «Сказочный герой - добрый или злой».

Я буду показывать сказочного героя, а вы будете определять, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, ели злой - топаете ногами.

(Показываются картинки с изображением Красной Шапочки, Карабаса Барабаса, Ивана-Царевича, Ведьмы, Дюймовочки, Кота в сапогах, Бабы Яги, Буратино).

Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.

Значит не только слова должны быть добрыми, но и дела.

Молодцы. Мы выльем еще один стаканчик воды для спасения нашего друга!

Воспитатель: И мы переходим на последнюю улицу нашего путешествия - на улицу Добрых дел (слайд с названием Улицы добрых дел).

Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте. А потом ответите на вопросы.

Дедушка нёс тяжёлый мешок.
Думает дедушка: "Кто бы помог?"
Сзади него шли Вадик и Рома,
Дошли до самого дома.
- Вам не помочь донести мешок?
- Снять помогите! - сказал старичок.
(О.Григорьев)

Воспитатель: - Правильно ли поступили мальчики, предложив помочь дедушке?

- Как вы расцениваете данную ситуацию?

(Всякая помощь должна быть вовремя).

Молодцы, ребята, правильно оценила поступок мальчишек! Надеюсь, вы никогда так не будете поступать!

Заслужили еще один стаканчик с заряженной добротой водичкой!

Воспитатель: А на улице Добрых дел нас с вами ждет еще одно испытание, за которое вы можете заработать еще один стаканчик воды.

Я дам вам клубочек. Вы будете по очереди передавать его и называть любое доброе дело, которое вы недавно совершили.

После передачи клубочка всем детям мы видим, что мы все связаны друг с другом одной ниточкой. Вот так все связаны добрыми делами и должны жить в доброте.

А чтобы дружно жить и понимать друг друга, нужно соблюдать правила вежливости, о которых мы сейчас говорили.

Молодцы, ребята! Я уверена, что после нашего путешествия вы будете еще добрее, дружнее и вежливее.

Я вам даю последний стаканчик с водой, и, надеюсь, нам с вами удалось зарядить ее положительной энергией нашей доброты и вежливости!

4. Заключительная часть

Воспитатель: Сейчас, мы с вами проверим силу волшебных слов на нашем спящем друге, ради которого мы и совершили данное путешествие.

И убедимся на самом ли деле слова волшебные!

Давайте все вместе запустим в наполненный сосуд рыбку!

Смотрите, ей захотелось плавать, настроение улучшилось, она ожила, от того, что мы с вами помогли ей.

Пусть теперь она радует нас своим хорошим настроением!

5. Рефлексия

Воспитатель: А какое, ребята, у вас настроение после занятия? Понравилось ли вам наше путешествие о Доброте и Вежливости?

И мне тоже очень понравилось с вами путешествовать!

А давайте, чтобы запомнилось наше путешествие надолго мы с вами украсим домик нашей рыбки! Те, у кого улучшилось настроение после совершенного нами доброго дела,возьмут по камешку и аккуратно опустят в аквариум!

Очень красиво!!! Спасибо всем за занятие!