Цель: Сформировать элементарные знания о нравственном поведении и культуре речевого общения. Пробуждать чувство ценностного отношения к природе, к проблеме ее охраны.
Задачи:
- Формировать этические нормы поведения в обществе и общении друг с другом.
- Воспитывать вежливость, внимательность к окружающим людям.
- Закреплять знания о вежливых словах.
- Развивать навыки совместных действий, чувство товарищества, взаимопомощи и поддержки.
- Развивать творческие способности учащихся: воображение, смекалку; обогащать словарный запас.
- Создавать атмосферу взаимного эмоционального расположения между участниками.
Оборудование: коробочка с посланием, аквариум, стаканчики с водой, интерактивная игрушка - рыбка, декоративные камни, толковый словарь Сергея Ожегова, клубок ниток, звукозапись песни: «Улыбка».
Форма работы: фронтальная, с дальнейшим общим обсуждением вопросов.
Ход занятия
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Вы не поверите, но мне вчера пришло послание (показываю детям коробочку с письмом и спящей рыбкой). Давайте вместе заглянем внутрь и проверим, что там.
Конверт с письмом:
Как интересно, что в нем написано! Внимательно послушайте!
«Здравствуйте, мои дорогие дети!
Пишет вам продавец зоомагазина из волшебной страны Доброты и Вежливости. У нас приключилась беда, злой волшебник похитил всю нашу сказочную воду, которая была наполнена добротой, вежливостью и радостью. И теперь сосуд, в котором находилась наша самая любимая и веселая рыбка, пуст.
Рыбка уснула от грусти. И только вы сможете помочь жителям волшебной страны разбудить ее.
Для этого вам необходимо отправиться в путешествие по Волшебной стране - стране Доброты и Вежливости. Там Вас ждут приключения, а кое-где и испытания.
Отправляю вам пустой сосуд, чтобы вы смогли наполнить его живительной силой добра, веселья и вежливости.
Желаю Вам удачи!
Ваш друг.»
2. Вводная часть
Воспитатель: Итак, ребята! Сегодня у нас с вами занятие - «О добре и вежливости» (1 слайд)
Куда нам свами предстоит отправиться? (в путешествие в страну Доброты и Вежливости)
Что нам с вами предстоит сделать? (спасти рыбку)
А как мы свами сможем ее спасти? (наполнив сосуд живительной водой).
Я знаю, что вы не оставите рыбку без помощи! Поэтому предлагаю вам отправиться в путешествие и помочь жителям волшебной страны разбудить рыбку, чтобы спасти ее.
Давайте докажем, что мы с вами можем творить чудеса, благодаря нашим знаниям о волшебных вежливых словах!
Сегодня мы с вами будем путешествовать на волшебном поезде. На его пути будут встречаться различные волшебные улицы. Каждая улица имеет свое название.
Все проезжающие через эту улицу должны выполнить ее испытания, а за каждое выполненное задание, вы будете получать стаканчик с заряженной добром водой, которой будем наполнять опустошенный сосуд.
Только если мы будем действовать, как одна команда, все вместе, то сможем с честью преодолеть этот непростой путь и спасти нашу рыбку!
Итак, вы выслушали правила нашей игры-путешествия. Вы готовы?
3. Основная часть
Воспитатель:
И сегодня в добрый час, я поведу с собою вас
За полями, за горами есть Волшебная страна.
В ней много разных испытаний и чудес она полна.
Итак, двигаемся в путь!
Перед нами волшебные ворота, которые не пускают нас на эту дорогу (слайд «Волшебные ворота»)
Чтобы они открылись, нам надо отгадать загадку:
(Звучит песня из кинофильма «Крошка Енот» - фон)
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет:
То куда-то вдруг уйдет.
То внезапно возвратится.
Грусть - тоска ее боится. (Улыбка)
Молодцы, ребята, угадали загадку! А теперь давайте посмотрим в глаза друг другу и улыбнемся. Сначала себе, потом соседу справа, затем слева.
Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.
И за эту капельку доброты мы получаем стаканчик живительной воды, который выльем в сосуд для спасения нашей рыбки!
Воспитатель: А самое главное ворота открылись, и мы попали на улицу Улыбки (слайд с названием улицы Улыбки).
А за воротами нас встречают самые улыбчивые жители, которые прочитают нам стихи.
1-й ученик:
Давайте улыбаться просто так,
Улыбки раздавать случайным людям.
Чтоб не за грош и не за четвертак,
А просто так им улыбаться будем!
2-й ученик:
Дарите друг другу тепло и улыбки!
Прощайте обиды, чужие ошибки.
Улыбка всесильна и стоит награды.
Всего лишь улыбка - и Вам будут рады!
Спасибо, дети за замечательные стихи! Я надеюсь, что благодаря этим прекрасным словам у наших ребят на душе стало гораздо теплее и веселее. И прибавилось сил двигаться дальше!
Ведь улыбка делает нас добрее, улыбка украшает нас, помогает нам в отношениях с людьми.
И вы получаете за вашу доброту еще один стаканчик живительной воды!
Воспитатель: Но мы двигаемся дальше по дороге к Доброте и попадаем на улицу Добрых слов (слайд с названием улицы Добрых слов).
На этой улице нам предстоит выяснить: Что такое доброта? Какого человека можно назвать добрым?
Добрый человек всем приятен, он как солнышко светит, греет, улыбается. К нему все тянутся и все его любят. Злого же человека избегают, потому что с ним неприятно.
Какого человека можно назвать добрым?
Ответы детей: (добрый человек - это тот, кто любит людей, бережет природу, любит птиц и зверей. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении, не обижает других).
А знаете ли вы, ребята, что есть один толковый словарик, в котором можно прочитать определения всех слов (показываю словарь).
Его автор Сергей Ожегов.
Давайте заглянем в него и посмотрим, какое определение доброты дает нам этот автор.
Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Воспитатель: Автор словаря отметил качества, определяющие доброту. Но недобрые жители нашей волшебной страны все перепутали.Давайте подумаем над значением каждого слова, и поможем жителям волшебной страны разобраться в этой путанице.
Я раздам вам карточки, а вы попробуйте соединить линиями качество, определяющее доброту с его значением. А потом все вместе проверим (раздаю детям карточки, с разным количеством слов).
Посмотрим на слайд.
Воспитатель: Каждое из этих слов, ребята включает в себя одно самое важное - это добро!
Какое это слово?
Добродетельный |
Добрая душа |
Добродушный |
Доброе сердце |
Доброжелательный |
Доброе дело |
Добросердечный |
Доброе пожелание |
Я думаю, ребята, что вы со мной согласитесь, что доброте нужно учиться. У доброго человека много друзей. Именно к доброте нам нужно стремиться.
Молодцы! Помогли разобраться в путанице, которую устроил злой волшебник!
И за это мы получаем еще один стаканчик, для того, чтобы оживить нашу рыбку!
Воспитатель: На улице Добрых слов живут самые добрые жители волшебной страны, они знают все вежливые слова! А вы-то знаете?
Нас ждет небольшая разминка. Мы вспомним и повторим добрые слова.
Ребята! Я произношу предложения. А вы должны добавить в них недостающиевежливыеслова.
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого…спасибо.
- Зазеленеет старый пень, когда услышит…добрый день.
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы…спасибо.
- Когда нас бранят за шалости, говорим,…простите, пожалуйста.
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь,…здравствуйте.
- Во всех странах на прощанье говорят…до свидания.
Молодцы, знаете вежливые слова. Надеюсь в жизни вы ими часто пользуетесь. А можете ли вы вспомнить еще добрые слова? (благодарю, доброе утро, спокойной ночи, будьте здоровы и др.)
Получаем еще один стаканчик с заряженной добром водой.
Воспитатель: А сейчас мы с вами попали на Веселую полянку (слайд с картинкой Веселой поляны).
Давайте немного отдохнем (физминутка).
Игра «Не ошибись, пожалуйста»!
Приготовьтесь к игре, но игра не простая. Я даю команды, но выполнить их надо, только если я назову волшебное слово.
Задания:
- Встаньте, пожалуйста, кто хочет играть.
- Поднимите руки.
- Будьте добры, похлопайте.
- Потопайте.
- Попрыгайте, пожалуйста.
- Присядьте, пожалуйста.
- Встаньте.
- Встаньте, пожалуйста.
- Тихо сядьте.
- Будьте любезны, займите свои места.
Все были очень внимательными, и за это я вручаю вам еще один стаканчик воды!
Воспитатель: Посмотрите, мы, кажется, попали в тупик Вредных советов (слайд с картинкой тупика Вредных советов)
Жители этого тупика приготовили вам по одному вредному совету.
А мы будем находить ошибки в поведении жителей, и исправлять их.
1.
Если ты пришел к знакомым -
Не здоровайся ни с кем
Слов "пожалуйста", "спасибо"
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Воспитатель: Какие ошибки? Давайте исправим их. . (нужно поздороваться и отвечать на вопросы)
2.
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе -
Ты оставь подарок дома -
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай,
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Ну, молодцы, ребята, теперь жителям тупика Вредных советов нас не провести. Мы с вами доказали, что знаем правила хорошего поведения.
А я желаю вам ходить по дороге доброты и никогда не попадаться в тупики, которые были во вредных советах.
Получаете свой заслуженный стаканчик с водой!
Воспитатель: Ребята, те, кто давал нам вредные советы - это добрые или злые?
Так и в жизни бывают люди с доброй душой, а бывают очень коварные недоброжелательные!
А где еще мы можем встретить добрых и злых героев?
Конечно, в сказках.
Сейчас, ребята, мы с вами немножко поиграем.
Игра: «Сказочный герой - добрый или злой».
Я буду показывать сказочного героя, а вы будете определять, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, ели злой - топаете ногами.
(Показываются картинки с изображением Красной Шапочки, Карабаса Барабаса, Ивана-Царевича, Ведьмы, Дюймовочки, Кота в сапогах, Бабы Яги, Буратино).
Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.
Значит не только слова должны быть добрыми, но и дела.
Молодцы. Мы выльем еще один стаканчик воды для спасения нашего друга!
Воспитатель: И мы переходим на последнюю улицу нашего путешествия - на улицу Добрых дел (слайд с названием Улицы добрых дел).
Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте. А потом ответите на вопросы.
Дедушка нёс тяжёлый мешок.
Думает дедушка: "Кто бы помог?"
Сзади него шли Вадик и Рома,
Дошли до самого дома.
- Вам не помочь донести мешок?
- Снять помогите! - сказал старичок.
(О.Григорьев)
Воспитатель: - Правильно ли поступили мальчики, предложив помочь дедушке?
- Как вы расцениваете данную ситуацию?
(Всякая помощь должна быть вовремя).
Молодцы, ребята, правильно оценила поступок мальчишек! Надеюсь, вы никогда так не будете поступать!
Заслужили еще один стаканчик с заряженной добротой водичкой!
Воспитатель: А на улице Добрых дел нас с вами ждет еще одно испытание, за которое вы можете заработать еще один стаканчик воды.
Я дам вам клубочек. Вы будете по очереди передавать его и называть любое доброе дело, которое вы недавно совершили.
После передачи клубочка всем детям мы видим, что мы все связаны друг с другом одной ниточкой. Вот так все связаны добрыми делами и должны жить в доброте.
А чтобы дружно жить и понимать друг друга, нужно соблюдать правила вежливости, о которых мы сейчас говорили.
Молодцы, ребята! Я уверена, что после нашего путешествия вы будете еще добрее, дружнее и вежливее.
Я вам даю последний стаканчик с водой, и, надеюсь, нам с вами удалось зарядить ее положительной энергией нашей доброты и вежливости!
4. Заключительная часть
Воспитатель: Сейчас, мы с вами проверим силу волшебных слов на нашем спящем друге, ради которого мы и совершили данное путешествие.
И убедимся на самом ли деле слова волшебные!
Давайте все вместе запустим в наполненный сосуд рыбку!
Смотрите, ей захотелось плавать, настроение улучшилось, она ожила, от того, что мы с вами помогли ей.
Пусть теперь она радует нас своим хорошим настроением!
5. Рефлексия
Воспитатель: А какое, ребята, у вас настроение после занятия? Понравилось ли вам наше путешествие о Доброте и Вежливости?
И мне тоже очень понравилось с вами путешествовать!
А давайте, чтобы запомнилось наше путешествие надолго мы с вами украсим домик нашей рыбки! Те, у кого улучшилось настроение после совершенного нами доброго дела,возьмут по камешку и аккуратно опустят в аквариум!
Очень красиво!!! Спасибо всем за занятие!