Формы проведения: беседа, игры, упражнения, просмотр мультфильма из серии «Лунтик»: «Как стать другом».
Цель: формирование у детей дружеского отношения друг к другу.
Задачи:
- на доступных детскому восприятию примерах раскрыть сущность нравственных отношений между людьми;
- формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу;
- развивать у детей умение отвечать на вопросы с помощью вербальных и невербальных способов общения;
- воспитывать доброжелательность.
Оборудование и материалы: видео с мультфильмом, песенка, портреты Бабы Яги, скворца, стайки птиц.
Ожидаемый результат: развитие важных положительных качеств у каждого,навыков общения.
(дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом).
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада встречи с вами. Сегодня у нас очень интересная и серьезная тема занятия, сегодня мы поговорим с вами о дружбе, кто такой настоящий друг. и так, тема нашего сегодняшнего занятия «Поговорим о дружбе».
Что такое дружба?
Каждый знает
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?......
А сейчас я предлагаю вам прослушать стихотворение о дружбе.
(Чтение стихотворения)
Дружба - это тёплый ветер,
Дружба - это светлый мир,
Дружба - солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба - это только счастье,
Дружба - у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой - жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом - даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
«Сказка о дружбе»
«Жили-были дети
На большой планете.
Жили - не тужили
Весело дружили.
Вдруг нахлынула беда,
Поругалась детвора.
Все игрушки поломали,
Все угрюмыми вдруг стали.
Смех затих, настала мгла
Это дружба умерла!
Что же делать, как же быть?
Стали дети слезы лить!
Но дружба голову подняла
И тихонько прошептала:
«Чтобы всем нам в мире жить
Надо детки всем дружить!»
Детки стали улыбаться,
И друг с дружкой обниматься.
Стали снова все дружить,
Стали дружбой дорожить!
Мораль сей сказки такова:
Нам дружба очень всем нужна!
Послушайте, дяди и тети:
Если будем мы дружны,
То в мире не будет войны!
Вопросы к беседе:
- Как вы думаете, что такое дружба?
- Есть ли у вас друзья?
- Зачем нам нужны друзья?
- С кем можно дружить?
- Каким должен быть настоящий друг?
- С какими ребятами хочется дружить, а с какими не хочется?
Показываю портрет Бабы Яги. А как вы думаете, у Бабы Яги много друзей? После ответов детей высказываю предположение о том, что у Бабы Яги нет друзей, потому что она не знает правил дружбы. Предлагаю детям поиграть в игру «Да - Нет» и проверить их знания «Правил дружбы».
Правила игры: Если ответ «да» - хлопаем в ладоши и утвердительно киваем головой. Если ответ «нет» - топаем ногами и отрицательно машем головой. Гости оценивают правильность ответовдетей.
Игра «Да - нет»
Надо вместе всем играть?
Другу надо помогать?
Друга нужно разозлить?
А улыбку подарить?
Друга стоит обижать?
Ну а споры разрешать?
Друга чаем напоить?
Дружбой надо дорожить?
Друга хорошо иметь?
Будем вместе мы дружить?
Делаем вывод о том, как важна дружба для каждого человека.
Дружба - это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, общаются, не ссорятся. Дружба - это улыбки друзей. Друзья - это люди, с которыми нам интересно играть. Дружба - это когда, умеешь без крика и ссор договариваться; делиться игрушками, разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу.
Просмотр мультфильма «Как стать другом»
Беседа по содержанию мультфильма.
Почему Лунтик не захотел дружить с гусеницами?
За что Кузя сказал Лунтику: «Спасибо, друг!»?
Воспитатель: народная мудрость гласит «Нет друга - ищи, а нашел береги». А Кузя все таки знает, для того чтобы дружить, достаточно сказать: "Здравствуй, друг!"
Физкультминутка
Ребята, но в жизни может произойти всякое. Вы можете поссориться со своими близкими, друзьями. Поэтому я предлагаю вам одно из правил примирения:
Мне ответьте без ошибки:
Дружба начинается с … (улыбки)!
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю стихотворения, а вы скажите, в каком стихотворении говорится о настоящем друге, а в каком стоит подумать друг ли это (каждое прочитанное стихотворение обсуждается).
Мила мыла ежевику,
Угощала ею Вику.
Вика ягоды хвалила
И «спасибо» говорила.Своего щенка Андрюша покормить не захотел.
К вечеру щенок Андрюшин загрустил и заболел.
Мальчик очень огорчился, он щеночка пожалел.
Накормил его сметаной, и щенок повеселел.
- Ребята, так поступают настоящие друзья? (общий ответ детей: да)
Я свою соседку Олю
За косичку дёрнул в школе,
- Эта Оля мне опять
Не дала ответ списатьНа весь класс одну Иришку
Уважаю, как мальчишку,
С Ирой я давно дружу -
Ей лишь кнопку подложу
- Ребята, разве настоящие друзья так поступают? (общий ответ детей: нет)
Воспитатель: Давайте построим "Пирамиду дружбы".
Дети произносят: «Я дружу со всеми». Дети составляют пирамиду из рук.
- Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно?
- Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, а всё потому, что в нашей группе живёт "дружба". Видите когда нас много мы сильные. В народе говорят: «Дерево держится корнями, а человек друзьями». У дерева очень много корней, дерево держится именно корнями, а человек верными друзьями. Друзья помогают в беде, вместе радуются. Друзей найти не легко, а если нашел, береги.
Игра «Поварята»
- Сейчас мы поиграем в игру, из которой вы поймете, как можно дружно жить, несмотря на то, что все мы разные. Обруч - это кастрюля, а вы - «поварята» (одевают на голову белые колпаки). Сейчас будем варить борщ. У меня в мешочке лежат все необходимые овощи для борща. Вы на ощупь определяете, что это за овощ, называете его, вытаскиваете и запрыгиваете в«кастрюлю». (Когда все «овощи» будут в «кастрюле», дети обхватывают друг друга за талию).
- Вот видите, сколько разных овощей кладется в борщ и от этого он становится вкусным. Так и у нас, мы все разные, но учимся в одной группе. Каждый вкладывает в дружбу какую-то частичку себя: кто-то доброту, кто-то заботу, кто-то веселье, а кто-то с удовольствием помогает более слабому.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что на земле живут не только люди, но и разные животные, насекомые, птицы, рыбы. Все они дружат между собой. Дружат пчелка и цветок, дружат лист и мотылек, дружат птицы в вышине, дружат рыбы в глубине.
Воспитатель: А как вы думаете, птички умеют дружить?
Дети: да, птички умеют дружить.
Воспитатель: А что это за птички, вы узнаете отгадав загадку:
На шесте стоит дворец,
А живет в нем наш (Скворец).
Детям демонстрируется иллюстрация птичек.
Воспитатель: Скворец, конечно же. Скажите, а скворец - птица перелетная или зимующая?
Дети: скворец - перелетная птица.
Воспитатель: Правильно. Он прилетает к нам весной. Наступит весна и значит, совсем скоро к нам прилетят скворцы, журавли, дрозды. Посмотрите, сколько много скворушек, они летают стайками. А как вы думаете, почему?
Дети: чтобы было веселее, чтобы не потеряться.
Воспитатель: да, скворцы летают стайками, чтобы не потеряться, ведь они летят издалека, и чтобы им было веселее лететь, добывать корм.
Воспитатель: Вот видите ребята, сегодня мы узнали, что дружить умеют не только люди, но и насекомые, рыбки, птички. Дружба, как нежный, хрупкий птенчик. (Дети представляют, что у них в руках - птенчик.) Давайте его отогреем своим дыханием. А теперь прижмите его к своей груди и согрейте, пусть он послушает, как бьётся ваше сердце - сердце друга. Вот уже птенчик отогрелся, расправил свои крылья и полетел. Пусть «птенчик дружбы» живёт у нас в группе. (Дети отпускают вверх своего придуманного птенчика.) А если вдруг случится, что вы поссоритесь со своим другом, посмотрите друг другу в глаза, возьмитесь за руки, улыбнитесь и помиритесь
Воспитатель: Дружба - это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, не ссорятся. Дружба - это улыбки друзей. Значит, друзья - это люди с которыми нам интересно и комфортно.
Воспитатель: А сейчас мы внимательно послушаем песенку "Дпужба начинается с улыбки" (Звучит аудиозапись песни)
Воспитатель: Дружба - это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, не ссорятся. Дружба - это улыбки друзей. Значит, друзья - это люди с которыми нам интересно и комфортно.
Воспитатель: Ребята, но в жизни может произойти всякое. Вы можете поссориться со своими близкими, друзьями. Поэтому я предлагаю вам одно из правил примирения:
Мне ответьте без ошибки:
Дружба начинается с … (улыбки)!
Дети: Дружба начинается с улыбки.
Воспитатель: Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку, я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становиться день и на душе теплеет. Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую добрую и приветливую улыбку.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки…»
Цель: Познакомить с конструктивным способом примирения.
Инструкция: Все ребята встают, берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди).
Станьте, дети.
Станьте в круг,
Станьте в круг
Станьте в круг!
Я твой друг,
И ты мой друг.
Старый добрый друг…
Вывод: Ребята, теперь вы поняли, что улыбка ничего не стоит, но цениться очень дорого. Она может длиться мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Шекспир считал, что улыбкой можно добиться больше, чем мечом.
Хочешь завоевать друзей? Улыбайтесь, как можно чаще!
А закончить наше занятие мне бы хотелось песней о дружбе.
(звучит фонограмма песни «Дружба это не работа», дети подпевают)