Цели:
- Познакомить с понятием «зависть», показать её влияние на человека.
- Развивать речь учащихся, умение мыслить, рассуждать.
- Воспитывать у учащихся положительные качества характера.
Форма проведения: нравственная беседа с элементами дискуссии.
Оборудование:
- листы бумаги и цветные карандаши, правила и пословицы.
- Жетончики из цветной бумаги (квадратики из бумаги зеленного и желтого цвета.
- 2 сердца больших красного и черного цвета.)
- Презентация.
2 Слайд
Ход классного часа
I. Организационный момент
Все учащиеся садятся в круг для того, чтобы видеть друг друга.
Вступительное слово.
- Ребята, сядьте удобнее, возьмитесь тихонько за руки. Почувствуйте дружеское тепло ваших рук. Улыбнитесь друг другу!
Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.
Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните свои обиды, беспокойство, раздражение. Забудьте о них.
Вдохните в себя красоту весеннего утра, тепло солнечных лучей, синеву утреннего неба и свежесть весеннего воздуха. И всё, то прекрасное, что вы услышите и вдохнете, пусть согреет ваше сердце.
А радость, зазвучавшая в вашем горячем сердечке, станет слышна людям. И мы с вами закроем глаза, прислушаемся к ее звучанию, и попытаемся понять смысл того, что я вам сейчас прочитаю
Гравёр - художник, мастер, занимающийся гравировкой.
Гравировать - воспроизводить рисунок или надпись, орнамент путём вырезания, на каком ни будь твердом материале. (металл, кость, др.)
3-4 Слайд. Жил в дагестанском ауле мастер граверных дел. Никто не мог превзойти его в мастерстве, не было,равныхему в ауле, да и по всей округе. Он очень этим гордился. Не было у него учеников. Свои профессиональные секреты держал он в тайне и ни с кем не делился своим мастерством. Даже свой дом он построил так, чтобы не выходили окна дома на улицу: боялся мастер, что кто-нибудь подглядит, как он работает.
5Слайд. Однажды пришли к нему люди и принесли кубок необычайной красивой ручной работы.
- Вот, - сказали ему люди, - появился в нашем ауле еще один Мастер, работы которого не только не хуже твоих, но и превосходят их по мастерству.
- Это не человек, - сказал мастер, рассматривая кубок. - Не может живой человек сделать такую тонкую работу!
Тогда люди привели к мастеру юношу, чьи руки сделали необычный кубок. Мастер убедился, что люди правы. Юноша превзошёл его в мастерстве. Мастер ещё долго рассматривал кубок, а затем ушёл в свою мастерскую.
Утром аул узнал, что мастер умер - его сердце не смогло выдержать…….. зависти к молодому юноше-умельцу, создавшему великолепной красоты кубок.
- Что не смогло выдержать сердце старого мастера? (Успеха молодого мастера)
- От чего умер старый мастер
- Какими пороками было ранено сердце старого мастера? (гордыня, зависть эгоизм.)
6 Слайд. Сегодня, ребята, наш разговор будет посвящен именно этому человеческому качеству, которое получило название - зависть.
- Как вы понимаете это слово?
- Знакомо ли вам это чувство, встречались ли вы с ним в своей жизни?
- Какие чувства вызывает у вас рассказанная притча?
- Что помешало старому мастеру признать мастерство своего юного коллеги ?
- Можно ли зависть представить?
Разминка: Закройте глаза, представьте человека доброго, его глаза, походку...
- А как, на ваш взгляд, выглядит человек, испытывающий чувство зависти?
- А можно ли увидеть по внешнему виду человека - завистливый он или нет? Почему?
(Он не умеет скрывать своих чувств. Они у него на лице, на языке, в делах. С такими людьми очень трудно иметь дело.)
Откройте глаза. У каждого на парте лежит чистый листок бумаги и карандаши. Нарисуйте зависть, какой вы ее представляете.
(Дети рисуют...)Можно предложить детям нарисовать на листочках символы к слову «зависть» (работа в группах)
7 Слайд. Ребята могут нарисовать:
- засохшее дерево;
- червивое яблоко;
- ядовитую змею;
- раненое сердце и т.п.
Рисунки прикрепляются к доске, и учитель организует обсуждение символов.
8 Слайд.
II. Основная часть
Знакомство с понятием «зависть».
В словаре С.И.Ожегова читаем: «Зависть- чувство досады, вызванное благополучием, успехомдругого».
- Поделитесь с нами, кому и чему вы завидовали? (Ответы детей).
9 Слайд. Зависть - чувство, от которого страдает не только тот человек, которому завидуют, но, в первую очередь, сам завистник. Зависть разъедает здоровье, уродует душу человека. Завидуют все, без исключения, но многие не понимают этого, ибо не умеют наблюдать своих мыслей и душевных состояний. Мы боимся признаться в том, что испытываем зависть к кому-либо. Ведь признаться, что завидуешь, - значит согласиться с тем, что другой человек лучше, интереснее и удачливее. Зависть один из смертных грехов, о котором говориться в библии. И уже с раннего детствамы знаем, что завидовать плохо. И все равно, каждый из нас по разному поводу испытал чувство зависти. Все мы сталкивались с ней и не раз.
10 Слайд. 1 ученик Каин и Авель.
У Адама и Евы было два сына. Старшего звали Каин, а младшего - Авель. Каин пахал землю, но землю не любил. И звёзд не любил, и птиц не любил, и не любил деревьев.
Каин всем завидовал и всех ненавидел, потому что он был злой и жестокий.
Брат Каина - Авель был весёлый и добрый. Он пас овец. С утра до вечера бродил со своим стадом по широким лугам, играл на свирели, пел песни. Птицы, деревья и звёзды полюбили Авеля. А Каина стали бояться.
Однажды холодною ночью вздумали братья разжечь костры. Долго Каин разжигал свой костёр. Но не слушался огонь злых каиновых рук. Не горел. А под добрыми руками Авеля костёр вспыхнул сразу. Затрещали ветки, будто только и ждали лёгких пальцев Авеля. Заискрилось пламя. Весело стало кругом, тепло. Запел Авельпесню про огонь и про звёзды, и про то, как хорошо жить. Позавидовал Каин Авелю, что костёр у него разгорелся. Поднял с земли камень и убил брата своего.
Оглянулся Каин. Кругом - никого. «Никто не видел, как я убил Авеля, никто и не узнает»,- подумал Каин. И убежал в лес. Крадётся Каин по лесу, вдруг слышит - деревья зашептали: «Каин, где брат твой Авель?» Бросился Каин от деревьев в степь, а над ним звёзды встали да как зазвенят с неба: «Каин, где брат твой Авель?» Заметался Каин: куда уйти от звёзд? К земле пригнулся, ползёт, как паук, глазами косит, а тут светло стало. Проснулись птицы. Со всех сторон галдят: «Каин, где брат твой Авель?»
И возненавидели люди Каина за то, что он запятнал землю кровью. И прокляли его. И его имя. С тех пор прошло много-много веков. Но до сих пор про злого, завистливого человека говорят: Каин. Или ещё: окаянный. (Из Библии. В переложении К.И.Чуковского)
К какому ужасному греху может привести таящаяся в сердце зависть? Поэтому, чтобы избежать греха, нужно бодрствовать, молиться и побеждать грех силой Господа.
- Какими качествами владел Авель?
- Какими качествами обладал Каин, к чему это привело?
11 Слайд. 2 ученик. «Притча о зависти».
Как-то раз один мужик
В гости к Богу напросился,
Бог в настрое добром был -
С мужиком разговорился.Говорит - раз ты, мужик,
Не боишься моей силы -
Просьбу выполню, старик,
Но о большем не проси, мол.Просьбу выполню одну,
Но запомни, непоседа -
Дважды больше я смогу
Этого же дать соседу.Думал, думал мужичок -
Что ж караешь так, Всевышний.
Почесал свой локоток -
Выколи мне глаз - он лишний!Что ещё могу сказать -
Ни добавить, ни отнять.
12 Слайд. - Ребята, что высмеивает притча?
Человеку было обещано исполнение любого желания, но с условием, что его сосед получит того же в два раза больше, чем он сам. Человек долго думал, а потом пожелал… чтобы ему выбили один глаз.
- Какое чувство двигало этим человеком?
- Можете ли вы объяснить его поступок?
Учащиеся отвечают. Вывод: Этот человек одержим завистью. Желание зла тому, кому завидуешь - главная черта настоящей зависти. Объяснить поступок героя из притчи можно следующим образом. Глядя на преуспевшего в чем-либо человека, завистник сначала желает себе таких же успехов, потом раздражается. А когда он понимает, что желаемого ему не получить, он начинает мечтать о невзгодах для того, кому завидует. Вопрос учащимся:
Чему завидуют? (Ребята приводят примеры из жизни)
(Успехам одноклассников Одежда, (портили, прятали, воровали в раздевалке) разнообразным гаджетам и др. матер. ценностям.)
Работа с пословицами.
Русский народ не обошел своим вниманием это человеческое чувство, создал много пословиц и поговорок. Давайте разберем их.
13-14 Слайд. Задание.
Соедини части так, чтобы получились пословицы:
На чужое добро |
там и зависть. |
У зависти глаза |
глаза разгораются. |
Где счастье, |
а добрый от жалости. |
Злой плачет от зависти, |
злые. |
15 Слайд.
- Какова причина зависти?
Эгоизм, равнодушие, бедность (обратить внимание на это, сказав, что сейчас наша страна переживает такой период, когда у многих людей небольшая зарплата. Означает ли это, что все люди - завистники?)
- Какие вы знаете способы достижения желаемого?
Раздаются карточки с вариантами ответов.
- заработать, добыть.
- накопить,
- занять и т.д.
- Давайте отметим законные способы знаком «+», а незаконные знаком «-». И подчеркнуть тот способ, который выберете вы.
16 Слайд. - Какие качества нужны человеку, чтобы законным способом достичь цели? (Воля, трудолюбие, целеустремленность, терпение).
17 слайд. - Может ли зависть привести человека на скамью подсудимых? (у 50 опрошенных воспитанников детской колонии, 42 признались что причиной воровства была зависть.)
- Приятно ли общаться с завистником?
18 слайд. Как зависть действует на человека?
- Калечит завистника; вредит другим людям.
- Заставляет ненавидеть.
- Как червь древесный, прежде всего, повреждает само дерево,
- Так и зависть сначала разрушает душу её породившую.
- Подумайте, зависть - это положительное или отрицательное чувство? Почему?
19 Слайд. Наверняка вы от взрослых когда-нибудь слышали слова «черная зависть» и «белая зависть». Черная зависть - самая страшная. Это удел неудачников. Человек озлобляется, старается что-то предпринимать, чтобы человек, которому завидуют, потерпел неудачу. Эта зависть провоцирует драки, склоки, войны и ведет к смерти.
- Как вы понимаете выражение «белая зависть»?
Эта зависть помогает приложить человеку немало усилий и труда, чтобы достичь того же успеха.
20 Слайд. Как сказал Сухомлинский В.А. «Большое зло - зависть. Не завидуй, а радуйся тому, что твой товарищ достиг успехов. Но радуясь его успехам, стремись обогнать его».
Французский писательXVII века Франсуа Ларошфуко сказал.
«Мудрец счастлив, довольствуясь немногим, а глупцу всего мало».
21 Слайд. Релаксация «Сотвори себе солнце». (дыхательное упражнение)
- В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет.
Давайте сотворим солнце в себе.
- Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку.
Сделаем глубокий вдох через нос и выдох через рот.
- Мысленно направляем к ней лучик, который несет Любовь.
Звездочка увеличилась.
Сделаем глубокий вдох через нос и выдох через рот.
- Направляем лучик, который несет Мир. Звездочка опять увеличилась.Сделаем глубокий вдох через нос и выдох через рот.
- Направляем лучик с Добром. Звездочка стала еще больше.
Сделаем глубокий вдох через нос и выдох через рот.
- И направим к звездочке лучики, которые несут Здоровье, Радость, Тепло, Свет, Нежность, Ласку.
- Теперь звездочка становится еще больше, как солнце. Оно несет тепло всем-всем (руки в стороны, перед собой)
3 ученик. 22 Слайд. «Окно». Светлана Копылова.
Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека.
Один у окошка лежал, а другой
У двери, где не было света.Один постоянно в окошко глядел,
Другой лишь на краску дверную.
И тот, что у двери узнать захотел,
Про жизнь за окошком, другую.С готовностью первый больной рассказал,
Что видно ему из окошка.
-Там тихая речка, дощатый причал,
И ходит по берегу кошка.По синему небу плывут облака
Причудливые, как зверушки.
Сидят на причале там два рыбака,
И с внуком гуляет старушка.И так каждый день: то про сказочный лес
Рассказывал, то про влюбленных.
Другой же сосед,
Перестал,даже есть,
Считая себя обделенным.Он мучился злобой и зависть росла,
Его постепенно съедая.
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.Однажды сосед у окна занемог,
что не было сил разогнуться,
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.У двери сосед мог на кнопку нажать,
И вызвать сестру милосердья.
Но он не нажал, а остался лежать,
Глаза, закрывая усердно.На утро, сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным.
Сосед попросил, и она помогла
Занять эту самую койку.
23 Слайд.
Когда же он в окно, наконец, посмотрел,
На шее задергалась вена.
Увидел он вместо того, что хотел,
Глухую высокую стену.Он был потрясен и сестре рассказал,
Про тихую чистую речку,
Про сказочный лес, про дощатый причал
И небо в кудрявых овечках.- Ах, если бы он видел, - сказала сестра,
Всю жизнь он слепым оставался.
- Зачем же тогда? - тут больной прошептал.
- Да он вас утешить старался.
-Какими качествами обладал больной, который лежал у окна?
- Каким был больной, который лежал у двери? (он перестал есть в нем поселилась злоба и зависть, которая его съедала)
- К чему привела зависть?
24-25 слайд
Правила
- Развивай в себе хорошие качества: доброту, терпение, уважение к другим людям.
- Радуйся успехам одноклассников и друзей, а они порадуются за тебя.
- Чаще занимайся своим любимым делом, научи этому своих друзей.
- Помни, что в каждом человеке больше достоинств, чем недостатков.
- Расти достойным человеком!
- Пригодятся ли вам эти правила?
В Древней Лидии существовал замечательный обычай. Если дети хотели избавиться от какого-то нехорошего качества, мешавшего им учиться (лени, злобы...), они собирались вместе на опушке леса, садились в круг, закрывали глаза и представляли себе это качество. Потом рисовали его и... уничтожали, чтобы ни зависть, ни ложь, ни злоба никогда не поселились в их детских душах.
26 слайд. Я предлагаю вам, ребята, избавиться от зависти.. Возьмите в руки рисунки лица завистливых людей, напишите отрицательные черты характера от которых вы хотели бы избавиться и разорвите их на маленькие кусочки.
(Воспитатель вместе с учениками рвут рисунки, на которых они изобразили зависть, а мусор складывают в черный пакет)
27слайд. И поместим в нашем сердцетолько доброту, любовь и согласие. (на доску с изображением сердца прикрепить слова: доброта, любовь, согласие)
ІІІ. Итог
- Как называется наше занятие?
- С какими пословицами мы познакомились?
- Что нужно делать в молодости, чтобы зависть к другим людям никогда не возникала?
- Какие качества нужно в себе развивать. (Воля, трудолюбие, целеустремленность, терпение)
- Какие чувства нужно поселить в нашем сердце. (любовь, доброта, согласие)
Я надеюсь, что в вашей душе не поселятся злоба и зависть. Оцените свою работу на занятии, если вы работали, рассуждали и вам принесло это удовлетворение, поднимите зелёный квадрат. Если вы были с чем-то не согласны, стеснялись что-то сказать, поднимите жёлтый квадрат.
Спасибо за сотрудничество. Занятие окончено.
Формы достижения цели.
- Заработать,
- Накопить,
- Занять,
- Украсть,
- Ограбить,
- Обмануть,
- Отнять,
- Выпросить у родителей,
- Продать, что-нибудь,
- Просить подаяния,
- Найти клад,
- Взять кредит.
Знаком
- + отметить законные способы,
- - не законные.
Подчеркнуть те методы, которые выберете вы.