Классный час «Зависть»

Разделы: Внеклассная работа, Коррекционная педагогика, Дополнительное образование

Ключевые слова: зависть


Цели:

  • Познакомить с понятием «зависть», показать её влияние на человека.
  • Развивать речь учащихся, умение мыслить, рассуждать.
  • Воспитывать у учащихся положительные качества характера.

Форма проведения: нравственная беседа с элементами дискуссии.

Оборудование:

  • листы бумаги и цветные карандаши, правила и пословицы.
  • Жетончики из цветной бумаги (квадратики из бумаги зеленного и желтого цвета.
  • 2 сердца больших красного и черного цвета.)
  • Презентация.

2 Слайд

Ход классного часа

I. Организационный момент

Все учащиеся садятся в круг для того, чтобы видеть друг друга.

Вступительное слово.

- Ребята, сядьте удобнее, возьмитесь тихонько за руки. Почувствуйте дружеское тепло ваших рук. Улыбнитесь друг другу!

Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.

Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните свои обиды, беспокойство, раздражение. Забудьте о них.

Вдохните в себя красоту весеннего утра, тепло солнечных лучей, синеву утреннего неба и свежесть весеннего воздуха. И всё, то прекрасное, что вы услышите и вдохнете, пусть согреет ваше сердце.

А радость, зазвучавшая в вашем горячем сердечке, станет слышна людям. И мы с вами закроем глаза, прислушаемся к ее звучанию, и попытаемся понять смысл того, что я вам сейчас прочитаю

Гравёр - художник, мастер, занимающийся гравировкой.

Гравировать - воспроизводить рисунок или надпись, орнамент путём вырезания, на каком ни будь твердом материале. (металл, кость, др.)

3-4 Слайд. Жил в дагестанском ауле мастер граверных дел. Никто не мог превзойти его в мастерстве, не было,равныхему в ауле, да и по всей округе. Он очень этим гордился. Не было у него учеников. Свои профессиональные секреты держал он в тайне и ни с кем не делился своим мастерством. Даже свой дом он построил так, чтобы не выходили окна дома на улицу: боялся мастер, что кто-нибудь подглядит, как он работает.

5Слайд. Однажды пришли к нему люди и принесли кубок необычайной красивой ручной работы.

- Вот, - сказали ему люди, - появился в нашем ауле еще один Мастер, работы которого не только не хуже твоих, но и превосходят их по мастерству.

- Это не человек, - сказал мастер, рассматривая кубок. - Не может живой человек сделать такую тонкую работу!

Тогда люди привели к мастеру юношу, чьи руки сделали необычный кубок. Мастер убедился, что люди правы. Юноша превзошёл его в мастерстве. Мастер ещё долго рассматривал кубок, а затем ушёл в свою мастерскую.

Утром аул узнал, что мастер умер - его сердце не смогло выдержать…….. зависти к молодому юноше-умельцу, создавшему великолепной красоты кубок.

  • Что не смогло выдержать сердце старого мастера? (Успеха молодого мастера)
  • От чего умер старый мастер
  • Какими пороками было ранено сердце старого мастера? (гордыня, зависть эгоизм.)

6 Слайд. Сегодня, ребята, наш разговор будет посвящен именно этому человеческому качеству, которое получило название - зависть.

- Как вы понимаете это слово?

- Знакомо ли вам это чувство, встречались ли вы с ним в своей жизни?

- Какие чувства вызывает у вас рассказанная притча?

- Что помешало старому мастеру признать мастерство своего юного коллеги ?

- Можно ли зависть представить?

Разминка: Закройте глаза, представьте человека доброго, его глаза, походку...

- А как, на ваш взгляд, выглядит человек, испытывающий чувство зависти?

- А можно ли увидеть по внешнему виду человека - завистливый он или нет? Почему?

(Он не умеет скрывать своих чувств. Они у него на лице, на языке, в делах. С такими людьми очень трудно иметь дело.)

Откройте глаза. У каждого на парте лежит чистый листок бумаги и карандаши. Нарисуйте зависть, какой вы ее представляете.

(Дети рисуют...)Можно предложить детям нарисовать на листочках символы к слову «зависть» (работа в группах)

7 Слайд. Ребята могут нарисовать:

  • засохшее дерево;
  • червивое яблоко;
  • ядовитую змею;
  • раненое сердце и т.п.

Рисунки прикрепляются к доске, и учитель организует обсуждение символов.

8 Слайд.

II. Основная часть

Знакомство с понятием «зависть».

В словаре С.И.Ожегова читаем: «Зависть- чувство досады, вызванное благополучием, успехомдругого».

- Поделитесь с нами, кому и чему вы завидовали? (Ответы детей).

9 Слайд. Зависть - чувство, от которого страдает не только тот человек, которому завидуют, но, в первую очередь, сам завистник. Зависть разъедает здоровье, уродует душу человека. Завидуют все, без исключения, но многие не понимают этого, ибо не умеют наблюдать своих мыслей и душевных состояний. Мы боимся признаться в том, что испытываем зависть к кому-либо. Ведь признаться, что завидуешь, - значит согласиться с тем, что другой человек лучше, интереснее и удачливее. Зависть один из смертных грехов, о котором говориться в библии. И уже с раннего детствамы знаем, что завидовать плохо. И все равно, каждый из нас по разному поводу испытал чувство зависти. Все мы сталкивались с ней и не раз.

10 Слайд. 1 ученик Каин и Авель.

У Адама и Евы было два сына. Старшего звали Каин, а младшего - Авель. Каин пахал землю, но землю не любил. И звёзд не любил, и птиц не любил, и не любил деревьев.

Каин всем завидовал и всех ненавидел, потому что он был злой и жестокий.

Брат Каина - Авель был весёлый и добрый. Он пас овец. С утра до вечера бродил со своим стадом по широким лугам, играл на свирели, пел песни. Птицы, деревья и звёзды полюбили Авеля. А Каина стали бояться.

Однажды холодною ночью вздумали братья разжечь костры. Долго Каин разжигал свой костёр. Но не слушался огонь злых каиновых рук. Не горел. А под добрыми руками Авеля костёр вспыхнул сразу. Затрещали ветки, будто только и ждали лёгких пальцев Авеля. Заискрилось пламя. Весело стало кругом, тепло. Запел Авельпесню про огонь и про звёзды, и про то, как хорошо жить. Позавидовал Каин Авелю, что костёр у него разгорелся. Поднял с земли камень и убил брата своего.

Оглянулся Каин. Кругом - никого. «Никто не видел, как я убил Авеля, никто и не узнает»,- подумал Каин. И убежал в лес. Крадётся Каин по лесу, вдруг слышит - деревья зашептали: «Каин, где брат твой Авель?» Бросился Каин от деревьев в степь, а над ним звёзды встали да как зазвенят с неба: «Каин, где брат твой Авель?» Заметался Каин: куда уйти от звёзд? К земле пригнулся, ползёт, как паук, глазами косит, а тут светло стало. Проснулись птицы. Со всех сторон галдят: «Каин, где брат твой Авель?»

И возненавидели люди Каина за то, что он запятнал землю кровью. И прокляли его. И его имя. С тех пор прошло много-много веков. Но до сих пор про злого, завистливого человека говорят: Каин. Или ещё: окаянный. (Из Библии. В переложении К.И.Чуковского)

К какому ужасному греху может привести таящаяся в сердце зависть? Поэтому, чтобы избежать греха, нужно бодрствовать, молиться и побеждать грех силой Господа.

  • Какими качествами владел Авель?
  • Какими качествами обладал Каин, к чему это привело?

11 Слайд. 2 ученик. «Притча о зависти».

Как-то раз один мужик
В гости к Богу напросился,
Бог в настрое добром был -
С мужиком разговорился.

Говорит - раз ты, мужик,
Не боишься моей силы -
Просьбу выполню, старик,
Но о большем не проси, мол.

Просьбу выполню одну,
Но запомни, непоседа -
Дважды больше я смогу
Этого же дать соседу.

Думал, думал мужичок -
Что ж караешь так, Всевышний.
Почесал свой локоток -
Выколи мне глаз - он лишний!

Что ещё могу сказать -
Ни добавить, ни отнять.

12 Слайд. - Ребята, что высмеивает притча?

Человеку было обещано исполнение любого желания, но с условием, что его сосед получит того же в два раза больше, чем он сам. Человек долго думал, а потом пожелал… чтобы ему выбили один глаз.

  • Какое чувство двигало этим человеком?
  • Можете ли вы объяснить его поступок?

Учащиеся отвечают. Вывод: Этот человек одержим завистью. Желание зла тому, кому завидуешь - главная черта настоящей зависти. Объяснить поступок героя из притчи можно следующим образом. Глядя на преуспевшего в чем-либо человека, завистник сначала желает себе таких же успехов, потом раздражается. А когда он понимает, что желаемого ему не получить, он начинает мечтать о невзгодах для того, кому завидует. Вопрос учащимся:

Чему завидуют? (Ребята приводят примеры из жизни)

(Успехам одноклассников Одежда, (портили, прятали, воровали в раздевалке) разнообразным гаджетам и др. матер. ценностям.)

Работа с пословицами.

Русский народ не обошел своим вниманием это человеческое чувство, создал много пословиц и поговорок. Давайте разберем их.

13-14 Слайд. Задание.

Соедини части так, чтобы получились пословицы:

На чужое добро

там и зависть.

У зависти глаза

глаза разгораются.

Где счастье,

а добрый от жалости.

Злой плачет от зависти,

злые.

15 Слайд.

- Какова причина зависти?

Эгоизм, равнодушие, бедность (обратить внимание на это, сказав, что сейчас наша страна переживает такой период, когда у многих людей небольшая зарплата. Означает ли это, что все люди - завистники?)

- Какие вы знаете способы достижения желаемого?

Раздаются карточки с вариантами ответов.

  • заработать, добыть.
  • накопить,
  • занять и т.д.

- Давайте отметим законные способы знаком «+», а незаконные знаком «-». И подчеркнуть тот способ, который выберете вы.

16 Слайд. - Какие качества нужны человеку, чтобы законным способом достичь цели? (Воля, трудолюбие, целеустремленность, терпение).

17 слайд. - Может ли зависть привести человека на скамью подсудимых? (у 50 опрошенных воспитанников детской колонии, 42 признались что причиной воровства была зависть.)

- Приятно ли общаться с завистником?

18 слайд. Как зависть действует на человека?

  • Калечит завистника; вредит другим людям.
  • Заставляет ненавидеть.
  • Как червь древесный, прежде всего, повреждает само дерево,
  • Так и зависть сначала разрушает душу её породившую.

- Подумайте, зависть - это положительное или отрицательное чувство? Почему?

19 Слайд. Наверняка вы от взрослых когда-нибудь слышали слова «черная зависть» и «белая зависть». Черная зависть - самая страшная. Это удел неудачников. Человек озлобляется, старается что-то предпринимать, чтобы человек, которому завидуют, потерпел неудачу. Эта зависть провоцирует драки, склоки, войны и ведет к смерти.

- Как вы понимаете выражение «белая зависть»?

Эта зависть помогает приложить человеку немало усилий и труда, чтобы достичь того же успеха.

20 Слайд. Как сказал Сухомлинский В.А. «Большое зло - зависть. Не завидуй, а радуйся тому, что твой товарищ достиг успехов. Но радуясь его успехам, стремись обогнать его».

Французский писательXVII века Франсуа Ларошфуко сказал.

«Мудрец счастлив, довольствуясь немногим, а глупцу всего мало».

21 Слайд. Релаксация «Сотвори себе солнце». (дыхательное упражнение)

- В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет.

Давайте сотворим солнце в себе.

- Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку.

Сделаем глубокий вдох через нос и выдох через рот.

- Мысленно направляем к ней лучик, который несет Любовь.

Звездочка увеличилась.

Сделаем глубокий вдох через нос и выдох через рот.

- Направляем лучик, который несет Мир. Звездочка опять увеличилась.Сделаем глубокий вдох через нос и выдох через рот.

- Направляем лучик с Добром. Звездочка стала еще больше.

Сделаем глубокий вдох через нос и выдох через рот.

- И направим к звездочке лучики, которые несут Здоровье, Радость, Тепло, Свет, Нежность, Ласку.

- Теперь звездочка становится еще больше, как солнце. Оно несет тепло всем-всем (руки в стороны, перед собой)

3 ученик. 22 Слайд. «Окно». Светлана Копылова.

Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека.
Один у окошка лежал, а другой
У двери, где не было света.

Один постоянно в окошко глядел,
Другой лишь на краску дверную.
И тот, что у двери узнать захотел,
Про жизнь за окошком, другую.

С готовностью первый больной рассказал,
Что видно ему из окошка.
-Там тихая речка, дощатый причал,
И ходит по берегу кошка.

По синему небу плывут облака
Причудливые, как зверушки.
Сидят на причале там два рыбака,
И с внуком гуляет старушка.

И так каждый день: то про сказочный лес
Рассказывал, то про влюбленных.
Другой же сосед,
Перестал,даже есть,
Считая себя обделенным.

Он мучился злобой и зависть росла,
Его постепенно съедая.
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.

Однажды сосед у окна занемог,
что не было сил разогнуться,
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.

У двери сосед мог на кнопку нажать,
И вызвать сестру милосердья.
Но он не нажал, а остался лежать,
Глаза, закрывая усердно.

На утро, сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным.
Сосед попросил, и она помогла
Занять эту самую койку.

23 Слайд.

Когда же он в окно, наконец, посмотрел,
На шее задергалась вена.
Увидел он вместо того, что хотел,
Глухую высокую стену.

Он был потрясен и сестре рассказал,
Про тихую чистую речку,
Про сказочный лес, про дощатый причал
И небо в кудрявых овечках.

- Ах, если бы он видел, - сказала сестра,
Всю жизнь он слепым оставался.
- Зачем же тогда? - тут больной прошептал.
- Да он вас утешить старался.

-Какими качествами обладал больной, который лежал у окна?

- Каким был больной, который лежал у двери? (он перестал есть в нем поселилась злоба и зависть, которая его съедала)

- К чему привела зависть?

24-25 слайд

Правила

  1. Развивай в себе хорошие качества: доброту, терпение, уважение к другим людям.
  2. Радуйся успехам одноклассников и друзей, а они порадуются за тебя.
  3. Чаще занимайся своим любимым делом, научи этому своих друзей.
  4. Помни, что в каждом человеке больше достоинств, чем недостатков.
  5. Расти достойным человеком!

- Пригодятся ли вам эти правила?

В Древней Лидии существовал замечательный обычай. Если дети хотели избавиться от какого-то нехорошего качества, мешавшего им учиться (лени, злобы...), они собирались вместе на опушке леса, садились в круг, закрывали глаза и представляли себе это качество. Потом рисовали его и... уничтожали, чтобы ни зависть, ни ложь, ни злоба никогда не поселились в их детских душах.

26 слайд. Я предлагаю вам, ребята, избавиться от зависти.. Возьмите в руки рисунки лица завистливых людей, напишите отрицательные черты характера от которых вы хотели бы избавиться и разорвите их на маленькие кусочки.

(Воспитатель вместе с учениками рвут рисунки, на которых они изобразили зависть, а мусор складывают в черный пакет)

27слайд. И поместим в нашем сердцетолько доброту, любовь и согласие. (на доску с изображением сердца прикрепить слова: доброта, любовь, согласие)

ІІІ. Итог

- Как называется наше занятие?

- С какими пословицами мы познакомились?

- Что нужно делать в молодости, чтобы зависть к другим людям никогда не возникала?

- Какие качества нужно в себе развивать. (Воля, трудолюбие, целеустремленность, терпение)

- Какие чувства нужно поселить в нашем сердце. (любовь, доброта, согласие)

Я надеюсь, что в вашей душе не поселятся злоба и зависть. Оцените свою работу на занятии, если вы работали, рассуждали и вам принесло это удовлетворение, поднимите зелёный квадрат. Если вы были с чем-то не согласны, стеснялись что-то сказать, поднимите жёлтый квадрат.

Спасибо за сотрудничество. Занятие окончено.

Формы достижения цели.

  • Заработать,
  • Накопить,
  • Занять,
  • Украсть,
  • Ограбить,
  • Обмануть,
  • Отнять,
  • Выпросить у родителей,
  • Продать, что-нибудь,
  • Просить подаяния,
  • Найти клад,
  • Взять кредит.

Знаком

  • + отметить законные способы,
  • - не законные.

Подчеркнуть те методы, которые выберете вы.

Приложение