Память, являясь свойством человеческого мозга запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать информацию, относится к познавательным способностям человека. Информации нужно пройти несколько этапов, чтобы надежно закрепиться «прорасти» в коре головного мозга. При этом в нашем мозге нет единого центра памяти. Можно сказать, что память рассредоточена по всей коре больших полушарий нашего головного мозга.
Существует разные классификации памяти: в зависимости от психической активности (двигательная, логическая, образная, словесно-логическая), в зависимости от целевой деятельности (произвольная и непроизвольная), в зависимости от продолжительности хранения информации (долговременная, кратковременная, оперативная).
Развитие памяти у детей проходит несколько этапов, в разные периоды жизни у ребят преобладает тот или иной вид памяти. И от того, как происходило «становление» памяти, в каких условиях зависят очень многие показатели памяти - её объем, быстрота и точность воспроизведения, именно те показатели, которые во многом влияют на успешность обучения.
В среднюю школу ребята приходят в тот момент, когда начинается перестройка организма, но не только физически. Память подростка становится более произвольной, постепенно начинает преобладать логическая память, в отличие от детского периода, когда запоминание было больше механическим. И в этот момент качественного изменения памяти многие учащиеся начинают испытывать большие трудности в обучении, так как раньше информация запоминалась «сама по себе», а теперь стало сложнее, что вполне понятно, так как становление основных психических процессов заканчивается в среднем к 16 годам, то есть уже в старшей школе. К тому же объем и качество информации в средней и старшей школе значительно отличается от того, с чем ребенок имел дело на начальном этапе обучения.
Изучение иностранных языков предъявляет к памяти учащихся повышенные требования, так как, в отличие от других предметов, кодирование и декодирование информации при процессах запоминания и воспроизведения связано не только с лексическим запасом родного языка, но и лексической базой изучаемого иностранного языка. Английский язык в этом плане, конечно же, легче чем другие европейские языки, так как англоязычный контент окружает наших учащихся за пределами школы в большей мере, чем французский или немецкий. Но основа игры, представленной в этой статье, может быть использована при изучении не только иностранного языка, но и своего родного, так как базируется на том, что дети изучают на самом первом этапе обучения - алфавите.
Не секрет, что большинство из нас даже алфавит своего родного языка, не говоря об алфавите изучаемого иностранного языка, запоминает механически. Очень часто для того чтобы вспомнить ту или иную последовательность в середине или в конце алфавита как дети, так и взрослые должны проговорить его с самого начала, чтобы дойти до нужной комбинации. Вот на прохождении таких дорожек и построены игры с алфавитом, которые я использую на уроках английского языка с 5 по 11 класс.
Начальный этап. Когда пятиклассники с гордостью демонстрируют выученный алфавит английского языка, я предлагаю группе по очереди назвать по одному слову на каждую букву алфавита. Как правило, все начинается с A - apple, B - banana, C - cat (что касается этой буквы, то на более продвинутых этапах можно «договариваясь о правилах игры» разделять буква-звуковые различия, что позволяет работать над правилами чтения наравне с развитием памяти и расширением лексического запаса). Тогда цепочка может выглядеть следующим образом: A - apple, B - banana, C - cinema. На данном этапе работа ведется только устно (как правило, дети передают ход с помощью мяча, встав в круг). При введении этой игры в старших классах, так как лексический запас у учащихся намного больше чем в 5 классе, можно просить называть также по одному слову на каждую букву алфавита одного и того же человека до тех пор, пока он не сделает паузу и тогда ход переходит другому учащемуся. В больших группах можно составлять мини-группы, двойки или тройки, но с обязательным учетом языкового уровня учащихся, чтобы не получилось соло сильного ученика на фоне слабых. Время от времени такую игру можно переводить в формат мини-проверки, раздав учащимся алфавитную карточку, которую они должны заполнить письменно на время, сначала в мини-группах, затем в парах и в финале индивидуально.
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
I |
J |
K |
L |
M |
N |
O |
P |
Q |
R |
S |
T |
U |
V |
W |
X |
Y |
Z |
|
Постепенно с увеличением лексического запаса я увеличиваю необходимое количество слов, которое должен назвать ученик. Уже переход от одного слова до двух на каждую букву алфавита дает качественный скачок: дети расширяют свой лексический запас за счет расширения объема памяти, а формат игры позволяет тренировать скорость извлечения из памяти и воспроизведения информации. Далее происходит переход от двух к трем словам и так далее. При этом происходит как произвольное, так и непроизвольное запоминание лексических единиц: учащиеся сначала используют свои любимые слова, потом начинают «заимствовать» лексику своих соседей, партнеров по команде или соперников. Большинство ребят не стесняется спрашивать о значении новых слов, которые они слышат, так как формат игры раскрепощает и снижает уровень напряжения, так как это «не на оценку».
Что касается алфавитной карточки, то ее можно использовать также и в качестве наглядного материала, превратив в плакат. Ее можно выполнить на ватмане, в моем случае я склеила листы А3 в большое полотно и закрепила на стенде. Ученики 5 класса регулярно заполняли каждую клеточку во время игры, добавляя новые выученные слова. Этот плакат выступал и в качестве опоры для тренировки памяти, как непроизвольное запоминание, находясь постоянно перед глазами ребят, так и произвольное запоминание - повторение перед игрой. Этот плакат можно перевести в электронный вариант (в моем случае я выбрала формат Power Point Presentation) и использовать в режиме повторения, как перед игрой, так и перед контрольной работой. На начальном этапе плакат выглядел следующим образом:
A
Alphabet Ant Apple Atlas |
B
|
C
|
D
|
E
|
F
|
G
|
H
|
I
|
J
|
K
|
L
|
M
|
N
|
O
|
P
|
Q
|
R
|
S
|
T
|
U
|
V
|
W
|
X |
Y
|
Z
|
|
Как видно из плаката, на начальном этапе не всегда можно набрать одинаковое количество слов на каждую букву и даже не на все буквы. Также на этом этапе пока сложно разделять слова по частям речи, так как лексический запас пока не очень большой. Это можно будет сделать на следующих этапах.
Продвинутый этап. На более высоком языковом уровне игру можно модифицировать разными способами. Например, задать тему и тогда нужно называть также по алфавиту слова только по этой теме. Такой переход не всегда бывает легким, поэтому целесообразно подготовить учащимся подсказки в виде картинок по данной теме. В начале такой работы я готовлю презентации, где порядок слайдов с картинками соответствует алфавитному порядку - один слайд - одна буква - одна (позже несколько, чтобы у ученика был выбор, картинок). На следующем этапе подсказке на доске появляется плакат с большим количеством картинок как минимум по одному слову на каждую букву, а если размер позволяет, тогда несколько таких плакатов, где на каждую букву можно разместить несколько картинок, при этом картинки на этом этапе уже не расположены в алфавитном порядке и учащиеся, глядя на доску, должны сами (индивидуально, в парах, группах) найти нужное изображение. Важно отметить, что не на все буквы английского алфавита можно назвать слова по некоторым темам. Такие буквы как Zz, Yy, Qq, Xx часто вызывают затруднения у ребят. Как правило, это лучше обговорить перед игрой и выписать буквы, не участвующие в игре, на доску. При подготовке к контрольной или проверочной работе данную игру также можно провести письменно, используя уже знакомую алфавитную карточку.
Этап профи. В старших классах, словарный запас учащихся позволяет вывести игру на более качественный уровень и использовать даже в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. В кодификаторах к ОГЭ и ЕГЭ в разделе Предметное содержание речи указаны темы, которые можно использовать для тематических ABC игр. Но на этом этапе можно уже использовать те возможности памяти, которые сформированы к 14-16 годам. С 13 лет подросток уже легче запоминает абстрактные понятия, поэтому можно использовать лексику, которую нельзя проиллюстрировать. На экзамене учащиеся должны использовать перифраз, показать широкий синонимичный ряд. Знание антонимов, омонимов и омоформ. И снова ABC приходит на помощь. Одна из игр, которая дает хорошие результаты - игра на выбывание. В начале урока на доске изображен весь алфавит. Лучше всего, класс поделить на команды, также на доске обозначать область, куда участники будут записывать свои ответы (лучше два столбика рядом, так легче будет отслеживать и проверять правильность выполнения). Тему игры можно определить жеребьевкой. Больше всего моим ученикам нравятся игры на синонимы и антонимы. Первая команда начинает игру назвав слово на букву А, вторая команда должна назвать синоним или антоним к этому слову. Команда получает два балла, если слово на эту же букву (в данном случае А) или 1 балл, если привели синоним или антоним на другую букву, которая сразу же вычеркивается из списка на доске. Для контроля и во избежание повторения представители команд или ведущий (учитель или ученик) записывает слова в столбики на доске. В игре на антонимы также можно использовать или, наоборот, оговорить заранее, что нельзя использовать отрицательные префиксы.
Яркие положительные эмоции, двигательная активность - основа формирования качества памяти. Во время игры происходит как произвольное, так и непроизвольное запоминание. Опора на записи на доске и на иллюстрации помогает развитию образной или словесно-логической памяти. Желая победить в игре, повышается осознанность запоминания, учащийся «воспитывает» свою память и может применять данный навык при изучении других предметов.
Список литературы
- Р.С.Немов Психология М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- И.В.Шаповаленко Возрастная психология М.: Гардарики, 2005.