Цель: Повышение уровня психологической культуры родителей по оптимизации детско-родительских отношений на пороге школьной жизни.
Задачи:
- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей;
- развивать навыки позитивного взаимодействия родителей и детей при организации совместной деятельности;
- развивать умение осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны.
Участники:
- Группа родителей и детей подготовительной к школе группы.
- Педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель группы.
Ход игрового тренинга
1. Вхождение в тренинг
1.1.Приветствие
Дети и взрослые парами под песенку «Дорогою добра» (под музыку) (можно другое) движутся по залу. Останавливаются в общем кругу.
1.2. Знакомство
Психолог: - Добрый вечер, дорогие родители!
Добрый вечер, дорогие мальчишки и девчонки! Меня зовут Айталина Михайловна! А вы можете назвать себя? Предлагаю детям представить своего взрослого, а взрослый представит всего ребенка.
(Дети и взрослые представляют друг друга)
Замечательно!
Психолог: - Пройдет совсем немного времени, и вы станете школьниками, пойдете в первый класс.
Для того чтобы стать настоящими школьниками, каждый из вас должен обладать многими нужными навыками и умениями. Сегодня мы попробуем приобрести некоторые из них.
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Встаньте те, кто…» (участникам предлагается «попрыгать», «похлопать», «повернуть вокруг себя», «обняться», если описание подходит)
- вместе читают книжки;
- вместе гуляют;
- вместе моют посуду;
- вместе играют;
- любят обниматься.
2. Игра «Это правда?»
Психолог: - Ребята, а вы любите читать? А родители? Дайте проверим ваши литературные способности.
Задание для детей: я буду читать стихотворение, и если вы согласны с утверждением, то отвечайте «Да!», если не согласны, то громко кричите «Нет!»
Выпал снег, на лужах лед -
Это лето к нам идет.
Это правда?
Солнце будит петушок.
Значит, утро настает.
Это правда?
Если дождь, повсюду лужи,
Значит зонтик нам не нужен.
Это правда?
Листья желтые летят -
Это, дети, листопад.
Это правда?
Психолог: - Молодцы! Какие вы внимательные! А теперь поиграем с вашими родителями. Я прочитаю загадки-обманки. Внимательно слушайте и давайте правильный ответ дружно хором.
Толстый, как трехдверный шкаф
Поднял хобот свой … (слон).
Как стройны и длинноноги
В том болоте … (цапли).
Рыбу я в пруду удила,
И поймала … (щуку).
По кустам лесной малины
Бродят бурые … (медведи).
Психолог: - Молодцы родители!
А теперь задание и для детей, и для родителей! Я начинаю предложение, вы продолжайте.
Самолетом правит…(летчик).
Трактор водит …(тракторист).
Электричку -…( машинист).
Стену выкрасил…(маляр).
Доску выстругал…(столяр).
В доме свет провел …(монтер).
В шахте трудится…(шахтер).
В жаркой кузнице…(кузнец).
Кто все знает…(молодец).
Психолог: - Молодцы! Справились со всеми заданиями!
Предварительная подготовка. Музыка…….
Звучит музыка………..(входит Кенгуру-учитель )
- Здравствуйте, ребята! Я приехала с Австралии, проверить ваши знания, как вы готовы к обучению в школе и как работаете, делаете задания с вашими мамами, приглашаю вас сегодня посетить мою школу, школу кенгурят.
А для того чтобы попасть в класс кенгурят, вам надо превратиться в кенгурят, а мамы в Кенгуру мама.
- Закрываем глаза (звучит волшебная музыка) всем одеваем шапки.
Мы проходим с вами по коридорам школы. Посмотрите, какие животные обитают в Австралии, птицы, где они живут.
3. "Класс Кенгуру"
Цель: создание рабочей атмосферы, двигательного раскрепощения.
Ход упражнения
Дети попадают в класс кенгуру. На время игры все превращаются в кенгуру. Водящий - кенгуру-учитель, остальные - ученики-кенгурята. Учитель - кенгуру дает задания, совместная работа:
- «Помоги кенгуренку дойти до леса».
- «Нарисовать точно такого же кенгуру, используя клетки»,
- «Отгадай кроссворд»
Психолог: - Прозвенел звонок и урок закончен. Выходим на перемену, немножко отдохнем . (куб) физкульминутка. (в кабинете психолога играют, танцуют с интерактивным кубом)
- Звенит звонок, все идем в класс.
4. Игровое упражнение «Инструкция»
- Уважаемые родители! Будет просто замечательно, если Ваш ребенок в первый год учебы будет ощущать Вашу поддержку. «Давай еще раз попробуй; еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.
Одной из этих трудностей может стать выполнение словесных инструкций. Данное упражнение поможет вам осознать это и развить у ребёнка умение слышать инструкцию, запоминать её и правильно выполнять.
Итак, сейчас, вам, уважаемые взрослые нужно передать своим детям инструкцию, которую я прочитаю всего два раза.
«Нарисуйте десять кружочков в два ряда по пять, закрасьте третий верхний и пятый нижний». Теперь подойдите к вашим детям и повторите им инструкцию, а они должны ее выполнить.
После выполнения задания детьми, проводится анализ с родителями: сколько раз они повторяли инструкцию, почему, дробили ли на части и т.п.
После выполнения задания, проводится анализ с родителями: что было сложнее выполнить и почему.
Вот и закончились наши уроки. Скажем учителю Кенгуру Спасибо.
5. Упражнение «Хвалилки»
Психолог: - Каждый человек любит получать комплименты и слышать добрые слова в свой адрес, особенно когда они их заслужили своими поступками.
Предлагаю родителям назвать три основных хороших качества своего ребенка.
Психолог: Затем все встают в большой круг и завершают игровой тренинг следующими словами:
Психолог:
Дружно хлопнули в ладоши.
(Все хлопают в ладоши)
Вместе топнули ногой.
(Все топают ногой).
Все, во что мы здесь играли...
(Родители и дети (парами) берутся за руки и подпрыгивают)
Мы запомнили с тобой.
До свиданья всем сказали.
(Все машут рукой)
Отправляемся домой.
(Все выходят из зала)