Пояснительная записка
В последние годы отмечается рост частоты нарушений эмоционально-волевой сферы у детей, это связано с внедрением в повседневную жизнь большого количества электронных средств массовой информации, видеоигр. Современная ситуация заставляет семью жить в ускоренном, напряженном ритме. Важно, чтобы родители умели понимать состояния и интересы ребенка, помогать ребенку в сложных ситуациях, принимать и поддерживать его.
Цель: содействие гармонизации детско-родительских отношений для успешного воспитания и развития ребенка посредством повышения уровня психологической компетенции родителей.
Задачи:
- Способствовать развитию сотрудничества между родителями и ребенком, снижению уровня тревожности.
- Сплотить родительский коллектив, повысить уровень доверия между всеми участниками образовательного процесса.
- Создать благоприятную атмосферу для дальнейшей работы.
- Познакомить родителей с уроками маленького принца из сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.
- Познакомить родителей с объектами города Аленушка: улицами, переулками, скверами, парками.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников.
- Обучать навыкам релаксации и саморегуляции.
- Побуждать родителей воспитывать у детей доброжелательные, добрые, дружеские отношения со сверстниками.
Планируемые результаты:
- Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений.
- Улучшение психологического микроклимата в коллективе родителей.
- Повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе.
Особенности целевой аудитории: родители старшей группы компенсирующей направленности (нарушение речи).
Форма проведения: экскурсия с элементами тренинга.
Используемые методы: наглядные и игровые методы, релаксационные техники, психогимнастические упражнения, метод «эманаций».
Материалы и оборудование:
- афиша о проведении Недели психологии;
- указатели на участках;
- мельница;
- буклет «Считалочки»;
- сундучок, открытки с добрыми пожеланиями;
- платочек;
- колодец, бабочки, мольберт, план-схема,
- бланки для отзывов.
Время проведения: 45 мин.
План:
- Приветствие.
- Упражнение «Созвездие» (переулок Звёздный).
- Упражнение «Сотвори в себе солнце» (переулок Солнечный).
- Игра «Продолжи предложение» (улица Сказочная - парк Лесовичок).
- Игра «Всё перемелется» (переулок Васильковый).
- Упражнение «Врасти в землю» (переулок Рябиновый).
- Считалочки (бульвар Весёлый).
- Упражнение «Птенец» (переулок Трёх попугаев).
- Этюд «Из семени в дерево» (переулок Цветочный).
- Сундучок хорошего настроения (площадь Улыбок).
- Подвижная игра «Горелки с платочком» (стадион Богатырь).
- Рефлексия «Бабочки» (переулок Радостный).
Ход мероприятия
Родители заходят на территорию детского сада, где их встречает педагог-психолог.
Педагог-психолог: Здравствуйте. Дорогие гости!
В нашем городе чудесном
Детвора шумит с утра,
Город детства, всем известно
Очень любим ты и я.
Город детства - это значит:
Сказки, пляски, игры, смех.
Мы сейчас о нем расскажем,
Приглашаем в гости всех!
Педагог-психолог: Добро пожаловать в «Наш город Алёнушка»!
Мы хотим, чтобы вы окунулись в мир детства и поэтому подготовили для вас необычную экскурсию с элементами тренинга.
Во время экскурсии мы будем знакомиться с особенностями улиц, скверов, парков города Аленушка, а также с мудрыми уроками маленького принца.
Сейчас мы с вами находимся на главной улице нашего города - это проспект Алёнушкин.
Посмотрите налево. Это переулок Звёздный, он ведет на участок группы «Звёздочки». У каждого есть своя звезда! И для каждого из нас дети - это маленькие звёздочки. В нашем детском саду есть своё созвездие «Аленушка». Сегодня я предлагаю вам создать новое созвездие. Ваша группа называется «Ромашки». Давайте возьмёмся за руки и создадим созвездие, похожее на ромашку. При этом все вместе произнесём его название: «Ромашка!». Ну вот, мы и подружились! Вместе любое дело по плечу.
Педагог-психолог: Пойдем дальше по Алёнушкиному проспекту.
Обратите внимание на указатели. Как вы думаете, какое название может носить этот переулок? (Название закрыто)
Родители: Солнечный.
Педагог-психолог: (Открывает название). Совершенно верно. Не случайно на указателях есть символ и название, потому что наши воспитанники еще маленькие и не умеют читать. Но зато они могут узнать и запомнить любой объект города по символу.
Этот указатель ведёт на участки групп «Лучики» и «Одуванчики». Давайте пройдем на участок группы Лучики. Здесь мы выполним упражнение, которое называется «Сотвори в себе солнце».
«В природе есть Солнце. Оно всем светит, всех любит и всех греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала больше и стала похожа на солнце. Вот какое доброе солнышко есть у каждого из нас!» Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь! Человек может быть внешне красивый, опрятный, а внутри злой и ненавистный. Поэтому очень важно сотворить в своём сердце солнце, которое будет нести добро и радость окружающим.
Педагог-психолог: Продолжаем нашу экскурсию.
Обратите внимание на указатель справа, который приглашает нас пройти по улице Сказочной и полюбоваться парком Лесовичок.
*** В парке Лесовичок играет с детьми
Лесовичок: Здравствуйте, люди прохожие! Зачем пожаловали? Дело пытаете, али от дела лытаете?
Родители: Здравствуйте!
Педагог-психолог: А ты кто такой?
Лесовичок:
А я седой старичок
И зовусь Лесовичок!
Этот парк я сторожу,
За порядком здесь слежу!
Здесь я учу наших ребят правильно вести себя в природе. Всегда говорю им: «Встал поутру, приведи в порядок себя и свою планету». А вы знаете правила поведения в природе?
Родители: Конечно, знаем!
Лесовичок: А я вас проверю. Если я скажу то, что можно делать в лесу-то вы подхватываете мою фразу и говорите: «Это очень хорошо!». А если нет, то говорите так «Так не делай никогда!» Запомнили? Давайте поиграем.
- Ты с друзьями в лес пришёл….. (Все вместе «Это очень хорошо!»)
- Разорил там два гнезда…(Все вместе «Так не делай никогда!»)
- Много ты грибов нашёл…(Все вместе «Это очень хорошо!»)
- Выпил воду из пруда…(Все вместе «Так не делай никогда!»)
- Мусор весь собрал в мешок…(Все вместе «Это очень хорошо!»)
- Сочинил про лес стишок…(Все вместе «Это очень хорошо!»)
- Ой, какие вы молодцы!
Педагог-психолог: Наша экскурсия продолжается. Мы снова выходим с вами на проспект Алёнушкин.
Обратите внимание на переулок Васильковый, который ведет на участок групп «Васильки» и «Ягодки».
Давайте пройдем на участок. Совсем недавно здесь появилась вот такая красивая мельница. Поиграем в игру «Всё перемелется». Возьмёмся за руки, пойдем по кругу, и продолжим фразу «Мельница, мельница, всё перемелется... (тревога, зло, обида, грусть и т.д.). Все неприятные чувства мы перемололи и можем продолжать дальше свой путь.
Педагог-психолог: Возвращаемся на проспект Аленушкин и следуем мимо переулка Рябинового, на котором расположен участок группы «Рябинки».
Упражнение «Врасти в землю»
- Представьте, что вы - деревья. Каждое деревце крепко корнями держится за землю. Попробуйте сильно-сильно надавить пятками на землю, руки сожмите в кулачки, крепко сцепите зубы. Это поза уверенного человека. А теперь расслабьтесь, мы превращаемся в самих себя.
Такое упражнение мы выполняем с детками, для того чтобы избавиться от злости. Несмотря на препятствия и трудности, с которыми мы сталкиваемся в жизни, нельзя сдаваться, нужно уверенно двигаться к своей цели. "Это безумие - ненавидеть все розы, потому что один шип вас уколол, бросать все мечты, потому что одна из них не реализовалась».
Педагог-психолог: А сейчас мы следуем к бульвару Веселому. Это название придумано неслучайно, так как дети весело идут со своими родителями в детский сад, на прогулку с воспитателями. Здесь у них много друзей. "Это очень печально - когда забывают друзей…", поэтому воспитатели используют в своей работе игры на сплочение, считалки, мирилки. А какие считалочки помните вы?
Родители называют считалочки.
Мы приготовили вам буклет «Считалочки», которые вы можете разучить дома с детьми.
Педагог-психолог: Продолжаем наш путь и мы подходим к переулку Трех попугаев.
Переулок Трёх попугаев ведет в Экоблок «Муравейник», где ребята не только знакомятся с его обитателями, но и учатся ухаживать за ними. Наши дети хоть и маленькие, но уже знают, что «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».
Упражнение «Птенец»
- Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. Согрейте его, медленно, по одному сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему, не грустите - он ещё прилетит к вам!
Педагог-психолог: Следуя далее по нашему маршруту, мы выходим на улицу Березовую, которую пересекает переулок Цветочный. На нем находятся участки групп «Ромашки» и «Колокольчики». Под руководством воспитателей, дети ухаживают за растениями, проявляют заботу и аккуратность. Они знают, как из маленького семечка может вырасти прекрасный цветок.
Этюд «Из семени в дерево»
- Давайте превратимся в маленькое семечко. С тёплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти.
У него раскрываются листочки, растёт стебелёк, появляются веточки с бутонами. Наступает радостный момент, и бутоны раскрываются. Росток превращается в прекрасный сильный цветок.
Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой, улыбается цветам-соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками.
Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой. Ветер срывает лепестки и листья, цветок сгибается, клонится к земле и ложится на неё. Цветок опять превратился в маленькое семечко. Когда наступит весна, оно снова оживёт!
Педагог-психолог: Превращаемся в самих себя и идем дальше. Территорию нашего города украшают зеленые насаждения, клумбы, рабатки. Слева вы видите Сквер Добра. Там среди деревьев можно заметить скамеечки, на которых дети могут отдохнуть, посекретничать и полюбоваться выращенными цветами. Минутки любования воспитывают у детей бережное отношение к природе.
А мы тем временем оказались с вами на площади Улыбок. Здесь проходят массовые праздники для всех жителей Алёнушки.
А какой же праздник без сюрпризов? Мы приготовили для вас сундучок хорошего настроения. Возьмите из сундучка секретное пожелание и прочитайте его. Я очень надеюсь, что пожелания удачи, счастья, радости вызовут у вас улыбку.
А знаете ли вы, что может сотворить энергия улыбки?
(Ответы родителей)
Вот на что способна улыбка:
- поднимает настроение тому, кто улыбается, и тому, кому улыбается;
- помогает зарождению и усилению в людях веры, надежды, любви;
- служит целебной эманацией (внутренняя Улыбка - это искренняя улыбка - всем частям тела, включая все органы, железы и мышцы, а также нервную систему);
- облегчает и сокращает путь сближения людей, служит взаимопониманию;
- гасит злобу, вражду, неприязнь, ненависть;
- улыбка - самый недорогой способ выглядеть привлекательно;
- дарит нам здоровье;
- развивает интеллект, творческие способности;
- увеличивает работоспособность;
- формирует позитивное мышление;
- А самое главное улучшает отношения в семье!
Давайте ещё раз друг другу улыбнёмся и продолжим наше путешествие по улице Берёзовой.
В конце улицы Березовой находятся еще два объекта. Это участок группы «Рыбки» и стадион Богатырь, где проходят занятия физкультурой. «…Все взрослые сначала были детьми, только мало кто об этом помнит». Давайте вспомним детство и поиграем в игру «Горелки с платочком».
В игре принимают участие нечетное количество человек, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Все хором повторяют слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо -
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!
Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой - с левой. Тот, кто добежит до водящего первым, берёт у него платочек и встаёт с ним впереди колонны, а опоздавший «горит», т.е. водит.
Маленький принц учит нас чаще смеяться и обязательно поддерживать в детях тягу к творчеству.
Педагог-психолог: Продолжаем нашу экскурсию по улице Спортивной, здесь находится участок группы «Пчёлки». Пересекает ее переулок Радостный, который ведёт к главному входу в наш детский сад.
Здесь же мы видим участок группы «Цыплятки». Это новые жители нашего города. Родители малышей проявили творчество, инициативу и украсили участок ярким развивающим оборудованием. "Если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь". Именно, поэтому наши родители и педагоги постоянно открыты новому. Давайте пройдем на этот участок.
Наша экскурсия заканчивается. Посетив каждый укромный уголок «Нашего города Аленушка», вы увидели его неповторимость. И я надеюсь, что психологические игры и упражнения помогли вам осознать самые ценные уроки маленького принца.
А вас ждут разноцветные бабочки. Возьмите ту бабочку, которая вам больше всего понравилась и поместите её на план-схему, отметив тем самым то место, где вам было комфортнее всего.
Свои отзывы и пожелания оставьте вот на таких карточках (приложение). Благодарю вас за внимание и желаю вам и вашим семьям счастья, любви и радости!
Результативность
Результат встречи был отмечен как положительный. Все участники высказались о необходимости проведения подобных мероприятий, их пользе для выстраивания взаимоотношений между родителями и укреплению детско-родительских отношений в семье.
Некоторые родители признались, что не читали сказку «Маленький принц» и не знали, что в этом произведении есть мудрые изречения, о которых стоит чаще задумываться. Такое мероприятие открывает глаза на многие вещи: дружба, преданность, любовь - важнее этого в нашей жизни ничего нет. Каждая фраза этой сказки наполнена очень глубоким смыслом. Кто не читал эту сказку, сказали, что обязательно прочитают её, так как проблемы, освещённые в ней, остаются актуальными и по сей день.
Психологические игры помогли снять психическое и мышечное напряжение, сформировать доверительное отношение ко всем участникам. Родители увидели с помощью каких игр и упражнений дети приобретают правильные навыки и умения взаимодействия с окружающими и природой, обогащают свой чувственный опыт.
Все участники отметили что, приготовленные для них буклеты «Считалочки», помогут снизить количество конфликтных ситуаций между детьми.
Посмотрев на участки других групп, родители решили тоже проявить творчество и украсить свой участок дополнительным развивающим оборудованием, так как это будет способствовать развитию их детей.
Родители пришли к выводу, что для изменения ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать. Нужно как можно больше играть с детьми, давать детям возможность проявлять творчество, а самое главное согревать их своей душевной добротой!
Используемая литература
- М. И. Чистякова. Психогимнастика. М., «Просвещение», 1990.
- Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 1997.
- Л. В. Чернецкая. Психологические игры и тренинги в детском саду. Ростов н/Д: «Феникс», 2006.
- Н. Л. Кряжева. Радуемся вместе. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
- Л. М. Шипицина. Азбука общения. СПб., «Детство-пресс», 2000.
- С.Н. Николаева. Система экологического воспитания дошкольников, М.,Мозайка-Синтез, 2010.