Конспект урока для 2-го класса "Словообразование существительных со значением вместилища"

Разделы: Начальная школа, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык, словообразование


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: Совершенствовать навык образования слов со значением вместилища и групп растений одного вида, формировать морфемное восприятие, языковое чутьё.

Задачи:

Предметные УУД:

  • Выявить суффиксы, служащие для образования вместилища предметов и растений одного вида;
  • Научиться образовывать слова, обозначающие вместилища с опорой на усвоенные модели словообразования;
  • Закрепить навык словообразования производных форм чередования согласных в корне слова.

Личностные УУД:

  • стремление к совершенствованию собственной речи;
  • сформированность мотивации к обучению, работе на результат.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятий, сохранять и следовать цели до конца урока;
  • составлять план решения учебной задачи совместно с учителем и работать по плану, корректировать свою деятельность;
  • умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (схема, картинный материал, таблица);
  • осуществлять анализ и синтез материала;
  • строить рассуждения, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  • использовать речь в целях налаживания продуктивного сотрудничества со сверстниками при решении учебно-познавательных задач; регуляции своих действий; построения монологического высказывания;
  • умение организовывать и поддерживать коммуникативную ситуацию сотрудничества, адекватно воспринимать и отражать содержание и условия деятельности.

Ход урока

1. Организационный момент

Чтобы хорошо учиться,
Нужно каждый день трудиться.
С ленью нам не по пути
К знаньям будем мы идти.

2. Мотивация, постановка целей и задач

Для хранения многих предметов, продуктов, жидкостей люди создали специальные коробочки, ёмкости, помещения.

- В чём у вас дома хранится сахар? мыло? перец? иглы? сухари? очки? сливки?

- Все ли слова получается образовать?

- Есть затруднения в образовании данных слов?

Значит, будем над этим работать.

Тема урока: «Слова со значением вместилища»

- Сформулируйте цель урока: Научиться образовывать слова со значением вместилища.

- Как мы достигнем поставленной цели? (Выполняя упражнения)

3. Усвоение новых знаний

Упражнение №1. Прочитайте пары слов. Сравните слова по значению и составу. Создайте банк суффиксов. Рассмотрите словообразовательную модель.

  • чай - чайник
  • ель-ельник
  • сахар - сахарница

- Какое значение имеют новые слова?

- Какие суффиксы помогают образовать вместилища и группу растений одного вида?

- Как образовать слова со значением вместилища? (К корню добавить суффикс -ник -или -ниц-)

Упражнение №2. Образуйте слова со значением вместилища с помощью предложенных суффиксов с опорой на модель.

-ник-

-ниц-

-ник-

соус

суп

осина

цветы

сахар

виноград

вопросы

соус

малина

багаж

конфеты

рябина

муравей

сокровища

крапива

Посмотрите на картинки и определите, под каким номером то вместилище, о котором идёт речь в упражнении №3.

Упражнение №3. От каких существительных образованы слова вместилища? С помощью какого суффикса?

Чернильница, сухарница, галошница, разговорник, капельница, монетник, поленница, веерница.

  • Чернильница - сосуд с чернилами.
  • Сухарница - ваза для хранения сухарей.
  • Галошница - место для хранения обуви.
  • Разговорник -пособие для общения с иностранцами (примеры диалогов на разные темы).
  • Капельница - устройство для подачи жидкого лекарства каплями.
  • Монетник- приспособление для хранения коллекционных монет.
  • Поленница - конструкция из дров, уложенных друг на друга рядами.
  • Веерница - ящичек для хранения вееров.

Что запомнили из слов?

Упражнение №4. Как сказать правильно? Выберите слово из двух предложенных во втором столбике.

На полке стоит

сухарица
сухарница

Мама насыпала кофе в

кофейник
кофейчик

У бабушки появилась новая

суповница
супница

Телята вернулись в

коровятник
коровник

Лесник вырастил молодой

осинник
осинчик

Рабочие отправились собирать урожай в

мандариновик
мандаринник

4. Закрепление изученного

Упражнение №5. Придумайте задания со словами.

Образовать существительные со значением вместилища и группы растений одного вида с помощью суффиксов -ник-, -ниц- и записать их группами.

Рябина, сахар, тайна, виноград, вести, хлеб

  • Рябинник, виноградник
  • Сахарница, хлебница
  • Вестник, тайник

- Какие явления встречаются в корнях слов при словообразовании? Какие бывают чередования согласных? Какие гласные могут «убегать из слов?»

Упражнение №6. Прочитайте пары слов. При помощи каких частей (суффиксов) они образованы? Какие буквы чередуются в каждой паре? Составьте банк чередующихся согласных.

  • песок - песочница
  • перец - перечница
  • орех - орешник
  • игла - игольница

Выполните задание на карточке.

Упражнение №7. Спишите, вставляя пропущенные буквы. (Карточка)

Земляника - земляни…ник, брусника - брусни…ник, горчица - горчи…ница, ежевика - ежеви…ник, бумага - бума…ник, скворец - скворе…ник, ольха - оль…аник.

Сделаем взаимопроверку. Поставьте друг другу оценки. (Озвучиваются критерии оценок)

Брусок - брусочник, песня - песенник, перец - перечница, игла - игольница, песок - песочница, орех - орешник

Работа в парах:

Упражнение №8. Заполните таблицу.

Слово

Вместилище

Родственные слова

Предложения со словом-вместилищем

песок

малина

бумага

сахр

крапива

виноград

Оценивание выполненной в группах работы.

Упражнение №9. Распределите слова по значению в две колонки. (Устно)

вместилище

профессии

Перечница, сказочница, грибник, песенник, оружейник, соусница, салатник, фокусница, сухарница, лодочник, конфетница, сапожник

Сделайте вывод о значениях суффиксов -ник- и -ниц-.

Упражнение №10. Спишите предложения. Добавьте в слова суффиксы со значением вместилища.

Дети собирали спелые орехи в соседнем _______ник-е (орех). Школьники принесли свежей травы в ________ник (крольчата). Художник раскрыл ___________ник (этюд) и прикрепил к нему чистый лист.

5. Итог занятия

Образуйте сами для любых предметов вместилище, даже для таких, которых обычно нет вместилищ: зонт, лопаты, зефир, лампочки, шкаф, открытка, щётка, сокровища, иглы, сухари, очки…

- Достигли ли мы поставленной цели? (Научились ли образовывать вместилища и названия групп растений одного вида?)

Проведите самоанализ: Заполните три шкалы: Узнал ли я что-то новое, насколько я был активен, всё ли было понятно (трудно - легко).

Спасибо, урок закончен.