Цель: Совершенствовать навык образования слов со значением вместилища и групп растений одного вида, формировать морфемное восприятие, языковое чутьё.
Задачи:
Предметные УУД:
- Выявить суффиксы, служащие для образования вместилища предметов и растений одного вида;
- Научиться образовывать слова, обозначающие вместилища с опорой на усвоенные модели словообразования;
- Закрепить навык словообразования производных форм чередования согласных в корне слова.
Личностные УУД:
- стремление к совершенствованию собственной речи;
- сформированность мотивации к обучению, работе на результат.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятий, сохранять и следовать цели до конца урока;
- составлять план решения учебной задачи совместно с учителем и работать по плану, корректировать свою деятельность;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- извлекать информацию, представленную в разных формах (схема, картинный материал, таблица);
- осуществлять анализ и синтез материала;
- строить рассуждения, делать выводы.
Коммуникативные УУД:
- использовать речь в целях налаживания продуктивного сотрудничества со сверстниками при решении учебно-познавательных задач; регуляции своих действий; построения монологического высказывания;
- умение организовывать и поддерживать коммуникативную ситуацию сотрудничества, адекватно воспринимать и отражать содержание и условия деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент
Чтобы хорошо учиться,
Нужно каждый день трудиться.
С ленью нам не по пути
К знаньям будем мы идти.
2. Мотивация, постановка целей и задач
Для хранения многих предметов, продуктов, жидкостей люди создали специальные коробочки, ёмкости, помещения.
- В чём у вас дома хранится сахар? мыло? перец? иглы? сухари? очки? сливки?
- Все ли слова получается образовать?
- Есть затруднения в образовании данных слов?
Значит, будем над этим работать.
Тема урока: «Слова со значением вместилища»
- Сформулируйте цель урока: Научиться образовывать слова со значением вместилища.
- Как мы достигнем поставленной цели? (Выполняя упражнения)
3. Усвоение новых знаний
Упражнение №1. Прочитайте пары слов. Сравните слова по значению и составу. Создайте банк суффиксов. Рассмотрите словообразовательную модель.
- чай - чайник
- ель-ельник
- сахар - сахарница
- Какое значение имеют новые слова?
- Какие суффиксы помогают образовать вместилища и группу растений одного вида?
- Как образовать слова со значением вместилища? (К корню добавить суффикс -ник -или -ниц-)
Упражнение №2. Образуйте слова со значением вместилища с помощью предложенных суффиксов с опорой на модель.
-ник- |
-ниц- |
-ник- |
соус |
суп |
осина |
цветы |
сахар |
виноград |
вопросы |
соус |
малина |
багаж |
конфеты |
рябина |
муравей |
сокровища |
крапива |
Посмотрите на картинки и определите, под каким номером то вместилище, о котором идёт речь в упражнении №3.
Упражнение №3. От каких существительных образованы слова вместилища? С помощью какого суффикса?
Чернильница, сухарница, галошница, разговорник, капельница, монетник, поленница, веерница.
- Чернильница - сосуд с чернилами.
- Сухарница - ваза для хранения сухарей.
- Галошница - место для хранения обуви.
- Разговорник -пособие для общения с иностранцами (примеры диалогов на разные темы).
- Капельница - устройство для подачи жидкого лекарства каплями.
- Монетник- приспособление для хранения коллекционных монет.
- Поленница - конструкция из дров, уложенных друг на друга рядами.
- Веерница - ящичек для хранения вееров.
Что запомнили из слов?
Упражнение №4. Как сказать правильно? Выберите слово из двух предложенных во втором столбике.
На полке стоит |
сухарица
|
Мама насыпала кофе в |
кофейник
|
У бабушки появилась новая |
суповница
|
Телята вернулись в |
коровятник
|
Лесник вырастил молодой |
осинник
|
Рабочие отправились собирать урожай в |
мандариновик
|
4. Закрепление изученного
Упражнение №5. Придумайте задания со словами.
Образовать существительные со значением вместилища и группы растений одного вида с помощью суффиксов -ник-, -ниц- и записать их группами.
Рябина, сахар, тайна, виноград, вести, хлеб
- Рябинник, виноградник
- Сахарница, хлебница
- Вестник, тайник
- Какие явления встречаются в корнях слов при словообразовании? Какие бывают чередования согласных? Какие гласные могут «убегать из слов?»
Упражнение №6. Прочитайте пары слов. При помощи каких частей (суффиксов) они образованы? Какие буквы чередуются в каждой паре? Составьте банк чередующихся согласных.
- песок - песочница
- перец - перечница
- орех - орешник
- игла - игольница
Выполните задание на карточке.
Упражнение №7. Спишите, вставляя пропущенные буквы. (Карточка)
Земляника - земляни…ник, брусника - брусни…ник, горчица - горчи…ница, ежевика - ежеви…ник, бумага - бума…ник, скворец - скворе…ник, ольха - оль…аник.
Сделаем взаимопроверку. Поставьте друг другу оценки. (Озвучиваются критерии оценок)
Брусок - брусочник, песня - песенник, перец - перечница, игла - игольница, песок - песочница, орех - орешник
Работа в парах:
Упражнение №8. Заполните таблицу.
Слово |
Вместилище |
Родственные слова |
Предложения со словом-вместилищем |
песок |
|
|
|
малина |
|
|
|
бумага |
|
|
|
сахр |
|
|
|
крапива |
|
|
|
виноград |
|
|
|
Оценивание выполненной в группах работы.
Упражнение №9. Распределите слова по значению в две колонки. (Устно)
вместилище |
профессии |
|
|
Перечница, сказочница, грибник, песенник, оружейник, соусница, салатник, фокусница, сухарница, лодочник, конфетница, сапожник
Сделайте вывод о значениях суффиксов -ник- и -ниц-.
Упражнение №10. Спишите предложения. Добавьте в слова суффиксы со значением вместилища.
Дети собирали спелые орехи в соседнем _______ник-е (орех). Школьники принесли свежей травы в ________ник (крольчата). Художник раскрыл ___________ник (этюд) и прикрепил к нему чистый лист.
5. Итог занятия
Образуйте сами для любых предметов вместилище, даже для таких, которых обычно нет вместилищ: зонт, лопаты, зефир, лампочки, шкаф, открытка, щётка, сокровища, иглы, сухари, очки…
- Достигли ли мы поставленной цели? (Научились ли образовывать вместилища и названия групп растений одного вида?)
Проведите самоанализ: Заполните три шкалы: Узнал ли я что-то новое, насколько я был активен, всё ли было понятно (трудно - легко).
Спасибо, урок закончен.