Ход урока
1. Мотивационный этап
1 ученик
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять
И внимательно считать.
2 ученик
Математика сложна,
Но скажу с почтением -
Математика нужна
Всем без исключения.
2.Актуализация знаний и осуществление первичного действия
а) Беседа (используется приём «Замкнуть кольцо»)
- Ребята, все мы знаем, что есть музыканты, художники, архитекторы, учёные, изобретатели, математики. А что, если это один человек? Леонардо да Винчи - яркий пример универсального человека, который делал всё и стремился изучать любой вопрос основательно. Леонардо да Винчи - знаменитый итальянский художник, учёный, изобретатель.
Ему принадлежат такие слова:
«Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниёт или на холоде замерзает, а ум человека, не находя применения, чахнет»
- Что значит «чахнет»? (сохнет, слабеет).
- Как вы понимаете высказывание Леонардо да Винчи?
- Мы вернёмся к словам этого знаменитого человека в конце урока. А сейчас, чтобы ум наш не зачах, будем заставлять его работать.
- Начнём урок с полезного совета. Он поможет нам открыть тему сегодняшнего урока.
- Назовите числа по порядку от 1 до 20.
20 |
12 |
2 |
18 |
11 |
15 |
17 |
10 |
7 |
14 |
8 |
16 |
3 |
9 |
19 |
4 |
5 |
13 |
6 |
1 |
- Восстановите буквы по порядку.
Ь |
У |
А |
А |
Л |
Е |
Н |
Ь |
Л |
Ш |
Я |
З |
К |
Т |
Т |
Р |
Е |
Ч |
П |
З |
- Прочитайте, что получилось.
Закреплять - лучше знать.
- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
- Согласны вы или нет с этим утверждением?
- Кто готов назвать тему нашего урока? (Закрепление)
- Что мы будем закреплять, узнаем позже. А сейчас …
б) «Разминка» (Обучающиеся работают в группах.)
Скор.сть, п.рим.т(?)р, площ..ь, р..т.ян.., с.кунда, множ.т.л., пр..зв.ден…
- Как найти скорость?
- В каких единицах измеряется время?
- Как найти неизвестный множитель?
- В каких единицах измеряется периметр?
- Как найти время?
- Как называются компоненты действия умножения?
- В каких единицах измеряется площадь?
- Как найти площадь прямоугольника?
- Как найти расстояние?
- Как вы думаете, с какой целью мы начали урок с такой разминки? (Эти знания пригодятся нам на уроке.)
На доске открывается тема урока. Алгоритм письменного умножения на двузначное и трехзначное число (Закрепление)
- Сформулируйте цели урока. (Закрепить алгоритм письменного умножения на двузначное и трёхзначное число. Поупражняться в вычислениях.)
4. Построение плана по разрешению возникших затруднений
а) Минутка чистописания.
- Запишите числа себе в тетрадь. Числа записаны на доске
1242; 988; 1445; 1564
- Обведите цифры ручкой в воздухе, пропишите.
(Учитель открывает числа на доске.)
б) Поиск способов разрешения проблемы.
- Вспомните, подумайте, о чём эти числа нам могут напомнить?
- 1242 г.- произошло Ледовое побоище;
- 988г.- год Крещения Руси;
- 1445г.- год рождения книгопечатания;
- 1564г.- вышла первая в России печатная книга «Апостол».
- Расположите числа в порядке возрастания.
- Давайте составим выражения на умножение и выполним вычисления.
- 1242 х 988
- 1445х15
- 1564х85
- Как избежать ошибок при вычислении? (Надо работать по алгоритму).
в) Выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии.
- Восстановите по порядку алгоритм умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное числа.
(На партах и на доске предложен «перепутанный» алгоритм умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное числа).
Алгоритм умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное числа
- Записываем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.
- Умножаем первый множитель на число единиц. Получаем первое неполное произведение.
- Умножаем первый множитель на число десятков.
- Записываем под десятками. Получаем второе неполное произведение.
- Умножаем первый множитель на число сотен. Записываем под сотнями. Получаем третье неполное произведение.
- Складываем неполные произведения.
- Читаем ответ.
(Работа в группах. Один ученик у доски. Проверка)
5. Физминутка
Руки на пояс поставьте вначале.
Влево и вправо
Качните плечами.
Вы дотянитесь до пятки…
Если сумели - всё в полном порядке.
6. Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы
- А теперь нам нужно выполнить умножение.
- Кто может самостоятельно справиться? Работайте.
(Остальные обучающиеся решают первое и второе выражение «по цепочке» на доске и в тетрадях.)
- Третье выражение решайте самостоятельно. (Затем выполняется взаимопроверка.)
7. Обобщение выявленных затруднений. Осуществление самостоятельной работы по эталонному образцу
- Следующее задание «Найди ошибку». (Работа в парах)
- Какие ошибки вы нашли?
- Как избежать подобных ошибок? (Надо работать по алгоритму).
8. Включение в систему знаний и умений
Задача № 194 НА С. 50 УЧЕБНИКА
1 ученик у доски.
9. Домашнее задание
Учебник - с.50 № 195, с. 51 № 204
10. Осуществление рефлексии
- Наш урок подходит к завершению.
- Как вы сегодня поработали, как вы себя ощущаете?
- С чем вы себя можете сравнить: со ржавым железом, стоячей водой? Или ваш ум стал острее, активнее?
(На доске появляются слова: железо, вода, острый ум)
- Почему?
- Он обогатился? Что вы для этого сегодня предприняли?
- Чему вы учились на уроке?
- Какие ошибки можно сделать при записи умножения столбиком?
- При выполнении каких заданий вы использовали полученные знания?
- Какие задания вам больше всего запомнились?
- Ребята, а теперь оцените свою работу на уроке:
- Я всё понял (поняла), но у меня остались вопросы.
- Я всё понял (поняла), могу работать по алгоритму.
- Я всё понял (поняла), могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились!