Алгоритм письменного умножения на двузначное и трехзначное число. Закрепление

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: умножение на двузначное и трехзначное число


Ход урока

1. Мотивационный этап

1 ученик

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять
И внимательно считать.

2 ученик

Математика сложна,
Но скажу с почтением -
Математика нужна
Всем без исключения.

2.Актуализация знаний и осуществление первичного действия

а) Беседа (используется приём «Замкнуть кольцо»)

- Ребята, все мы знаем, что есть музыканты, художники, архитекторы, учёные, изобретатели, математики. А что, если это один человек? Леонардо да Винчи - яркий пример универсального человека, который делал всё и стремился изучать любой вопрос основательно. Леонардо да Винчи - знаменитый итальянский художник, учёный, изобретатель.

Ему принадлежат такие слова:

«Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниёт или на холоде замерзает, а ум человека, не находя применения, чахнет»

- Что значит «чахнет»? (сохнет, слабеет).

- Как вы понимаете высказывание Леонардо да Винчи?

- Мы вернёмся к словам этого знаменитого человека в конце урока. А сейчас, чтобы ум наш не зачах, будем заставлять его работать.

- Начнём урок с полезного совета. Он поможет нам открыть тему сегодняшнего урока.

- Назовите числа по порядку от 1 до 20.

20

12

2

18

11

15

17

10

7

14

8

16

3

9

19

4

5

13

6

1

- Восстановите буквы по порядку.

Ь

У

А

А

Л

Е

Н

Ь

Л

Ш

Я

З

К

Т

Т

Р

Е

Ч

П

З

- Прочитайте, что получилось.

Закреплять - лучше знать.

- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

- Согласны вы или нет с этим утверждением?

- Кто готов назвать тему нашего урока? (Закрепление)

- Что мы будем закреплять, узнаем позже. А сейчас …

б) «Разминка» (Обучающиеся работают в группах.)

Скор.сть, п.рим.т(?)р, площ..ь, р..т.ян.., с.кунда, множ.т.л., пр..зв.ден…

  • Как найти скорость?
  • В каких единицах измеряется время?
  • Как найти неизвестный множитель?
  • В каких единицах измеряется периметр?
  • Как найти время?
  • Как называются компоненты действия умножения?
  • В каких единицах измеряется площадь?
  • Как найти площадь прямоугольника?
  • Как найти расстояние?

- Как вы думаете, с какой целью мы начали урок с такой разминки? (Эти знания пригодятся нам на уроке.)

На доске открывается тема урока. Алгоритм письменного умножения на двузначное и трехзначное число (Закрепление)

- Сформулируйте цели урока. (Закрепить алгоритм письменного умножения на двузначное и трёхзначное число. Поупражняться в вычислениях.)

4. Построение плана по разрешению возникших затруднений

а) Минутка чистописания.

- Запишите числа себе в тетрадь. Числа записаны на доске

1242; 988; 1445; 1564

- Обведите цифры ручкой в воздухе, пропишите.

(Учитель открывает числа на доске.)

б) Поиск способов разрешения проблемы.

- Вспомните, подумайте, о чём эти числа нам могут напомнить?

  • 1242 г.- произошло Ледовое побоище;
  • 988г.- год Крещения Руси;
  • 1445г.- год рождения книгопечатания;
  • 1564г.- вышла первая в России печатная книга «Апостол».

- Расположите числа в порядке возрастания.

- Давайте составим выражения на умножение и выполним вычисления.

  • 1242 х 988
  • 1445х15
  • 1564х85

- Как избежать ошибок при вычислении? (Надо работать по алгоритму).

в) Выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии.

- Восстановите по порядку алгоритм умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное числа.

(На партах и на доске предложен «перепутанный» алгоритм умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное числа).

Алгоритм умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное числа

  1. Записываем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.
  2. Умножаем первый множитель на число единиц. Получаем первое неполное произведение.
  3. Умножаем первый множитель на число десятков.
  4. Записываем под десятками. Получаем второе неполное произведение.
  5. Умножаем первый множитель на число сотен. Записываем под сотнями. Получаем третье неполное произведение.
  6. Складываем неполные произведения.
  7. Читаем ответ.

(Работа в группах. Один ученик у доски. Проверка)

5. Физминутка

Руки на пояс поставьте вначале.
Влево и вправо
Качните плечами.
Вы дотянитесь до пятки…
Если сумели - всё в полном порядке.

6. Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы

- А теперь нам нужно выполнить умножение.

- Кто может самостоятельно справиться? Работайте.

(Остальные обучающиеся решают первое и второе выражение «по цепочке» на доске и в тетрадях.)

- Третье выражение решайте самостоятельно. (Затем выполняется взаимопроверка.)

7. Обобщение выявленных затруднений. Осуществление самостоятельной работы по эталонному образцу

- Следующее задание «Найди ошибку». (Работа в парах)

- Какие ошибки вы нашли?

- Как избежать подобных ошибок? (Надо работать по алгоритму).

8. Включение в систему знаний и умений

Задача № 194 НА С. 50 УЧЕБНИКА

1 ученик у доски.

9. Домашнее задание

Учебник - с.50 № 195, с. 51 № 204

10. Осуществление рефлексии

- Наш урок подходит к завершению.

- Как вы сегодня поработали, как вы себя ощущаете?

- С чем вы себя можете сравнить: со ржавым железом, стоячей водой? Или ваш ум стал острее, активнее?

(На доске появляются слова: железо, вода, острый ум)

- Почему?

- Он обогатился? Что вы для этого сегодня предприняли?

- Чему вы учились на уроке?

- Какие ошибки можно сделать при записи умножения столбиком?

- При выполнении каких заданий вы использовали полученные знания?

- Какие задания вам больше всего запомнились?

- Ребята, а теперь оцените свою работу на уроке:

  • Я всё понял (поняла), но у меня остались вопросы.
  • Я всё понял (поняла), могу работать по алгоритму.
  • Я всё понял (поняла), могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.

Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились!

Приложение