Рабочая программа кружка "Умелые ручки" для начальных классов

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Классы: 1, 2, 3, 4


1. Пояснительная записка

Занятие любым видом рукоделия немыслимо без творчества. А развитие творческих способностей и технического творчества обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. С учетом этого на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки школьников к творческому труду, развитию творческих способностей, что является катализатором усвоения новой информации, ускоряет творческую переработку и генерацию еще более новых и полезных идей. Тем самым творческий труд обеспечивает расширенное воспроизводство информации в целях обеспечения непрерывного развития производства и общества.

Данная программа разработана и реализуется в соответствии с нормативно-правовой базы для разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на 2022-2023 уч. год:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. М., ФИРО, 2015г.; · Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28 г. Москва «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20»Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Дополнительное образование детей - необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте, создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.

Основное содержание образования детей в кружке «Умелые ручки» - практико-ориентированное: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Также развиваются творческие задатки, мелкая моторика пальцев рук. Ребенок, как личность, самоутверждается, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

Новизна программы заключается в том, что она нацелена не только на обучение азам рукодельных искусств, но на достижение ребёнком такого уровня, который позволит ему создавать высокохудожественные изделия, но при этом в процессе обучения не используются трудоёмкие и материалозатрачиваемые техники.

Настоящая программа «Умелые ручки» предназначена для работы в средней общеобразовательной школе. Она определяет содержание учебно-воспитательной работы кружка «Умелые ручки». Настоящая программа носит художественную направленность и ориентирована на работу с детьми 7-11 лет.

Уровень стартовый. Предполагает знакомство и использование основных видов декоративно-прикладного творчества: работа с бумагой и картоном, тканью, пластилином, вышивка, основы работы с различными декоративными материалами (бисер, фетр и др.)

Срок реализации - 12 недель, форма обучения - очная.

Форма занятий - творческая мастерская. При такой форме организации занятий создаются условия для вхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В творческой мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, т.к. каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Творческая мастерская предполагает изучение новой информации, но новая информация предъявляется в творческой мастерской по мере поступления запроса на нее от самих учащихся в тот момент, когда возникает информационное «голодание». Самые разнообразные педагогические приемы работы с информацией включены в творческую мастерскую - творческое проектирование, игры, чаепития, мастер-классы.

Методы обучения - метод обучающей игры, методы проблемно-развивающего обучения, репродуктивный, методы стимулирования и мотивации учения, методы контроля и самоконтроля.

Режим занятий 1 раз в неделю по 1 часу.

Наполняемость учебных групп - 15 учащихся.

Цель программы: знакомство учащихся с основами художественной обработки декоративных и текстильных материалов.

Задачи:

  • обучить технологиям работы с различными материалами в различных техниках декоративно-прикладного искусства (вышивка, поделки из ткани, аппликация, скрапбукинг, декупаж, кукла), попутно развивая мелкую моторику у детей;
  • способствовать развитию творчества и созданию учащимися предметов декоративноприкладного искусства на основе знаний истории России и Чувашии, знакомства с изделиями декоративно-прикладного искусства;
  • создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами. - воспитать эстетический и художественный вкус, преподавая основы цветоведения, рисунка, построения орнамента, научить работать на высоком художественном уровне;
  • воспитать стремление к разумной организации творческой работы;
  • привить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, стремление к самостоятельности, опрятность, аккуратность, бережное отношение к вещам, навыки культуры поведения, положительное отношение к окружающему;
  • раскрыть для учащихся красоту и значимость народного искусства в сфере современного декоративно-прикладного искусства; обратить внимание на исторические факты развития декоративно-прикладного направления в России и Чувашии, чтобы дети могли, учитывая традиции своей страны и республики, по возможности выполнять изделия с национальным колоритом;
  • развить эстетическое восприятие художественных образов;
  • развить художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности.

2. Результаты освоения программы кружка «Умелые ручки»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
  • Коллективные проекты учащихся. Защита проектов.

3. Содержание программы (12 часов)

Вводное занятие (1 час)

  1. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. План работы кружка - 1 час

Работа с бумагой (2 часа)

  1. Виды и свойства бумаги. Аппликация «Сбор урожая яблок»
  2. Коллективное панно «Осенние березки»

Работа с природным материалом (2 часа)

  1. Лесная полянка с цветами

Работа со спичечными коробками (2 часа)

  1. Паровозик.
  2. Телёнок.

Работа с нитками (2 часа)

  1. Плетение в три пряди «косичка». Закладка.
  2. Аппликация из плетёных косичек.

Работа с пластилином (2часа)

  1. Правила и техника работы с пластилином. Картина из пластилиновых жгутиков
  2. Пластилиновая картина «Рыбки»

Подведение итогов (1 час)

  1. Что узнали? Чему научились? Организация выставки и защита проектов

Тематическое планирование


занятий

Тема занятия

Количество
часов

Вводное занятие (1 час)

Инструктаж по технике безопасности на занятиях. План работы кружка.

1

Работа с бумагой (2 часа)

Виды и свойства бумаги. Аппликация «Сбор урожая яблок».

1

Коллективное панно «Осенние березки»

1

Работа с природным материалом (2 часа)

Лесная полянка с цветами.

1

Лесная полянка с цветами.

1

Работа со спичечными коробками (2 часа)

Паровозик.

1

Телёнок.

1

Работа с нитками (2 часа)

Плетение в три пряди «косичка». Закладка

1

Аппликация из плетёных косичек.

1

Работа с пластилином (2 часов)

Правила и техника работы с пластилином. Картина из пластилиновых жгутиков

1

Пластилиновая картина «Рыбки»

1

Подведение итогов (1 час)

Что узнали? Чему научились? Организация выставки и защита проектов

1

ИТОГО

12 часов

Планируемые результаты

К концу обучения учебной программы учащийся должен обладать следующими компетенциями:

  • знать основы работы с различными инструментами и материалами и уверенно применять на практике;
  • знать правила техники безопасности при работе с декоративными материалами;
  • уметь самостоятельно подбирать цветовую гамму, мотивы, материалы, фурнитуру, составлять композицию;
  • освоить навыки работы с бумагой, аппликацией, пластилином, тканью, применять эти знания в новых техниках;
  • уметь создавать декоративно-прикладные изделия (подарочные сувениры) с использованием изученных видов рукоделия;
  • проявлять индивидуальные творческие способности в работе с различными материалами;
  • уметь планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
  • правильно планировать свою работу, ценить свой труд и труд окружающих людей;
  • творчески подходить к решению поставленных задач, находиться в постоянном творческом поиске в работе.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

  • хорошо освещенный и проветриваемый кабинет;
  • коллекция разнообразной литературы по истории рукоделия, как в России, так и за рубежом, литературы по различным техникам работы;
  • коллекция альбомов, открыток, орнаментов, ксерокопий, фотографий, наглядных образцов изделий;
  • фото каталог творческих работ учащихся;
  • методический материал по предлагаемым темам работы;
  • нитки (мулине, капроновые, вискозные, тонкие крепкие х/б), иголки для бисера тонкие, иголки для шитья;
  • различные материалы - хлопок, канва, лен, флис, трикотаж, синтепон, фетр и т.д.;
  • картон,цветная бумага, кожа, бархат и др.;
  • ножницы;
  • бумага, кисти, карандаши, фломастеры, краски, проволока тонкая, линейка металлическая, циркуль.

Информационное обеспечение программы

В информационное обеспечение программы входят дидактические и методические материалы:

  • аудио-, видео-, фото- , интернет источники на электронных носителях по темам, реализуемым в рамках данной программы.
  • таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, раздаточный материал, специальная литература, мультимедийные материалы по темам реализуемой программы.

Список литературы

  1. Анисимов В.П. Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса. Вестник ОГУ, 2003.
  2. Андреева И.А., Шитье и рукоделие. Энциклопедия, 2000.
  3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Кн. дом «Университет», 2000.
  4. Жачева Е., Чувашская вышивка., Чебоксары, 2006.
  5. Зайцева А. Энциклопедия декупажа. - М.: Эксмо, 2012. - 192 с.
  6. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, 2008.
  7. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия.- М.: Просвещение, 2007. - 158с.