1. Пояснительная записка
Занятие любым видом рукоделия немыслимо без творчества. А развитие творческих способностей и технического творчества обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. С учетом этого на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки школьников к творческому труду, развитию творческих способностей, что является катализатором усвоения новой информации, ускоряет творческую переработку и генерацию еще более новых и полезных идей. Тем самым творческий труд обеспечивает расширенное воспроизводство информации в целях обеспечения непрерывного развития производства и общества.
Данная программа разработана и реализуется в соответствии с нормативно-правовой базы для разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на 2022-2023 уч. год:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. М., ФИРО, 2015г.; · Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28 г. Москва «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20»Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Дополнительное образование детей - необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте, создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.
Основное содержание образования детей в кружке «Умелые ручки» - практико-ориентированное: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Также развиваются творческие задатки, мелкая моторика пальцев рук. Ребенок, как личность, самоутверждается, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
Новизна программы заключается в том, что она нацелена не только на обучение азам рукодельных искусств, но на достижение ребёнком такого уровня, который позволит ему создавать высокохудожественные изделия, но при этом в процессе обучения не используются трудоёмкие и материалозатрачиваемые техники.
Настоящая программа «Умелые ручки» предназначена для работы в средней общеобразовательной школе. Она определяет содержание учебно-воспитательной работы кружка «Умелые ручки». Настоящая программа носит художественную направленность и ориентирована на работу с детьми 7-11 лет.
Уровень стартовый. Предполагает знакомство и использование основных видов декоративно-прикладного творчества: работа с бумагой и картоном, тканью, пластилином, вышивка, основы работы с различными декоративными материалами (бисер, фетр и др.)
Срок реализации - 12 недель, форма обучения - очная.
Форма занятий - творческая мастерская. При такой форме организации занятий создаются условия для вхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В творческой мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, т.к. каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Творческая мастерская предполагает изучение новой информации, но новая информация предъявляется в творческой мастерской по мере поступления запроса на нее от самих учащихся в тот момент, когда возникает информационное «голодание». Самые разнообразные педагогические приемы работы с информацией включены в творческую мастерскую - творческое проектирование, игры, чаепития, мастер-классы.
Методы обучения - метод обучающей игры, методы проблемно-развивающего обучения, репродуктивный, методы стимулирования и мотивации учения, методы контроля и самоконтроля.
Режим занятий 1 раз в неделю по 1 часу.
Наполняемость учебных групп - 15 учащихся.
Цель программы: знакомство учащихся с основами художественной обработки декоративных и текстильных материалов.
Задачи:
- обучить технологиям работы с различными материалами в различных техниках декоративно-прикладного искусства (вышивка, поделки из ткани, аппликация, скрапбукинг, декупаж, кукла), попутно развивая мелкую моторику у детей;
- способствовать развитию творчества и созданию учащимися предметов декоративноприкладного искусства на основе знаний истории России и Чувашии, знакомства с изделиями декоративно-прикладного искусства;
- создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами. - воспитать эстетический и художественный вкус, преподавая основы цветоведения, рисунка, построения орнамента, научить работать на высоком художественном уровне;
- воспитать стремление к разумной организации творческой работы;
- привить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, стремление к самостоятельности, опрятность, аккуратность, бережное отношение к вещам, навыки культуры поведения, положительное отношение к окружающему;
- раскрыть для учащихся красоту и значимость народного искусства в сфере современного декоративно-прикладного искусства; обратить внимание на исторические факты развития декоративно-прикладного направления в России и Чувашии, чтобы дети могли, учитывая традиции своей страны и республики, по возможности выполнять изделия с национальным колоритом;
- развить эстетическое восприятие художественных образов;
- развить художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности.
2. Результаты освоения программы кружка «Умелые ручки»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
- Коллективные проекты учащихся. Защита проектов.
3. Содержание программы (12 часов)
Вводное занятие (1 час)
- Инструктаж по технике безопасности на занятиях. План работы кружка - 1 час
Работа с бумагой (2 часа)
- Виды и свойства бумаги. Аппликация «Сбор урожая яблок»
- Коллективное панно «Осенние березки»
Работа с природным материалом (2 часа)
- Лесная полянка с цветами
Работа со спичечными коробками (2 часа)
- Паровозик.
- Телёнок.
Работа с нитками (2 часа)
- Плетение в три пряди «косичка». Закладка.
- Аппликация из плетёных косичек.
Работа с пластилином (2часа)
- Правила и техника работы с пластилином. Картина из пластилиновых жгутиков
- Пластилиновая картина «Рыбки»
Подведение итогов (1 час)
- Что узнали? Чему научились? Организация выставки и защита проектов
Тематическое планирование
№
|
Тема занятия |
Количество
|
Вводное занятие (1 час) |
||
Инструктаж по технике безопасности на занятиях. План работы кружка. |
1 |
|
Работа с бумагой (2 часа) |
||
Виды и свойства бумаги. Аппликация «Сбор урожая яблок». |
1 |
|
|
Коллективное панно «Осенние березки» |
1 |
Работа с природным материалом (2 часа) |
||
Лесная полянка с цветами. |
1 |
|
|
Лесная полянка с цветами. |
1 |
Работа со спичечными коробками (2 часа) |
||
Паровозик. |
1 |
|
Телёнок. |
1 |
|
Работа с нитками (2 часа) |
||
Плетение в три пряди «косичка». Закладка |
1 |
|
Аппликация из плетёных косичек. |
1 |
|
Работа с пластилином (2 часов) |
||
Правила и техника работы с пластилином. Картина из пластилиновых жгутиков |
1 |
|
Пластилиновая картина «Рыбки» |
1 |
|
Подведение итогов (1 час) |
||
Что узнали? Чему научились? Организация выставки и защита проектов |
1 |
|
ИТОГО |
12 часов |
Планируемые результаты
К концу обучения учебной программы учащийся должен обладать следующими компетенциями:
- знать основы работы с различными инструментами и материалами и уверенно применять на практике;
- знать правила техники безопасности при работе с декоративными материалами;
- уметь самостоятельно подбирать цветовую гамму, мотивы, материалы, фурнитуру, составлять композицию;
- освоить навыки работы с бумагой, аппликацией, пластилином, тканью, применять эти знания в новых техниках;
- уметь создавать декоративно-прикладные изделия (подарочные сувениры) с использованием изученных видов рукоделия;
- проявлять индивидуальные творческие способности в работе с различными материалами;
- уметь планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- правильно планировать свою работу, ценить свой труд и труд окружающих людей;
- творчески подходить к решению поставленных задач, находиться в постоянном творческом поиске в работе.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
- хорошо освещенный и проветриваемый кабинет;
- коллекция разнообразной литературы по истории рукоделия, как в России, так и за рубежом, литературы по различным техникам работы;
- коллекция альбомов, открыток, орнаментов, ксерокопий, фотографий, наглядных образцов изделий;
- фото каталог творческих работ учащихся;
- методический материал по предлагаемым темам работы;
- нитки (мулине, капроновые, вискозные, тонкие крепкие х/б), иголки для бисера тонкие, иголки для шитья;
- различные материалы - хлопок, канва, лен, флис, трикотаж, синтепон, фетр и т.д.;
- картон,цветная бумага, кожа, бархат и др.;
- ножницы;
- бумага, кисти, карандаши, фломастеры, краски, проволока тонкая, линейка металлическая, циркуль.
Информационное обеспечение программы
В информационное обеспечение программы входят дидактические и методические материалы:
- аудио-, видео-, фото- , интернет источники на электронных носителях по темам, реализуемым в рамках данной программы.
- таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, раздаточный материал, специальная литература, мультимедийные материалы по темам реализуемой программы.
Список литературы
- Анисимов В.П. Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса. Вестник ОГУ, 2003.
- Андреева И.А., Шитье и рукоделие. Энциклопедия, 2000.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Кн. дом «Университет», 2000.
- Жачева Е., Чувашская вышивка., Чебоксары, 2006.
- Зайцева А. Энциклопедия декупажа. - М.: Эксмо, 2012. - 192 с.
- Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, 2008.
- Морева Н.А. Современная технология учебного занятия.- М.: Просвещение, 2007. - 158с.