Открытый урок "Личные местоимения". 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Профессия — педагог

Класс: 4

Ключевые слова: местоимение, личные местоимения


Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цель: Ознакомление с личными местоимениями 1, 2, 3 лица единственного и множественного чисел.

Задачи:

1. Предметные результаты:

  • закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
  • упражняться в определении лица, числа местоимений;
  • совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи;

2. Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • формировать умение сравнивать местоимения по их морфологическим признакам (лицо, число), обобщать полученную информацию, проводить аналогии и делать выводы.

Регулятивные УУД:

  • понимать и применять задачи урока; оценивать свою работу, анализировать и делать выводы; формировать умение концентрировать внимание; работать в парах и группах.

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение работать в парах и группах; учить представлять результат своей работы

Личностные результаты:

  • Создавать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к уроку и предмету
  • Формировать чувство товарищества и взаимовыручки.

Предполагаемый результат

Знать:

  • понятия: «местоимение», «личные местоимения»;
  • морфологические признаки местоимений: лицо, число.

Уметь

  • классифицировать местоимения по лицам, числам;
  • определять на слух местоимения;
  • обсуждать правильное или неправильное употребление местоимений в речи;
  • обобщать полученные знания о местоимениях;

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация

Презентация

Слайд 2 - открыть

Итак, друзья, внимание -
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнем скорей урок.

Дорогие ребята, давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, активность, старательность.

2. Постановка цели и задач урока

- Ребята, вы разделились на 3 команды. Первая команда поднимите руки. Молодцы! Вторая команда, поднимите руки. Молодцы! Третья команда, поднимите руки. Умнички! За правильные ответы вы будете получать жетончики и в конце мы узнаем, какая команда оказалась самой внимательной.

- Ребята, нам нужно догадаться, о чем мы будем говорить на уроке, прослушайте и отгадайте загадку:

Слайд 3 - открыть

Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они -
Это, без сомнения,
Всё … Слайд 3

Слайд 4 - открыть

(местоимения).

Учитель: Ребята, значит, о чем мы сегодня мы будем говорить?

Уч-ся. О местоимениях.

Учитель: Что такое местоимение? Давайте вспомним, что вы знаете о них с курса 3 класса?

Уч-ся дают ответы: Местоимения часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что? Они не называют предмет или лицо, а указывают на него. Употребляются вместо имён существительных, чтобы избегать повторов. Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они - это личные местоимения (они называются так потому, что обозначают лица, которые участвуют в речи).

Слайд 5 - открыть

Можно дать жетончики за ответы.

3. Актуализация знаний

Слайд 6 - открыть

Разминка

  • Какие 2 местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Ямы)
  • Сколько личных местоимений в слове семья? (семь Я)
  • Первый слог - личное местоимение, второй - звук, который издаёт лягушка, а вместе овощ? (Тыква)
  • Какое местоимение состоит из двух звуков, но одной буквы? (Я)
  • Какое местоимение можно составить из двух предлогов? (Она)

Слайд 7 - открыть

4. Изучение нового материала. Первичное усвоение новых знаний

Учитель. - Итак, какая тема нашего урока? Посмотрите на доску. Что вы видите? (местоимения) Сегодня мы исследуем эти личные местоимения.

Я, ты, он, она, оно.

Мы, вы, они.

- На какие две группы можно разбить личные местоимения? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, а какие части речи мы с вами проходили и что мы о них знаем.

- Что мы знаем об имени существительном?По каким признакам они изменяются? (изм. по числам и падежам) Если вдруг скажут по родам, исправить. Как мальчик Петя м.р., может стать девочкой ж.р.

- Что мы знаем об имени прилагательном? (изм. по числам, в ед. ч., по родам, по падежам)

- Ребята, посмотрите на парты. Перед вами лежат жёлтые листочки с местоимениями. Переверните их. Попробуйте командой разделить местоимения на 2 группы.

- Первая команда справилась. Давайте проверим. Выходим к доске и прикрепляем местоимения в два столбика, остальные смотрят и проверяют. Если справилось 2 команды, выходят обе. Молодцы! Спасибо! Садитесь на свои места.

- Посмотрите на доску перед вами группы местоимений. Назовите местоимения первого столбика. Что можно о них сказать? (например, ответ, относятся к одному человеку) Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т.е. бывают ед.ч. и мн.ч. Прикрепляю сверху единственное число и множественное число.

Слайд 8 - открыть

- Давайте проговорим, какие местоимения относятся к ед. ч.: Я, ты, он, она, оно.

- Давайте проговорим, какие местоимения относятся ко мн. ч.: Мы, вы, они.

Выдается жетончик на команду.

- Продолжим наше исследование. Подумайте, что может означать следующее выражение. Посмотрите, на доску:

Слайд 9 - открыть

Местоимение - часть речи, которая указывает на … (слайд)

Рассмотрите три символа. (Мнения учеников.)

- Почему лиц три? Может местоимения делятся ещё на три группы? Попытаемся это выяснить.

- Назовите, с помощью какого местоимения говорящий указывает на самого себя (местоимение Я).

Слайд 10 - открыть

- С помощью какого местоимения группа из нескольких человек расскажет о себе? (местоимение Мы).

Слайд 11-12 - открыть

- Ребята, местоимения: Я, мы - 1-го лица.

- С помощью какого местоимения вы обратитесь к однокласснику? (с помощью мест. -Ты).

Слайд 13 - открыть

- Назовите местоимение, с помощью которого вы обратитесь к группе одноклассников? (Вы).

Слайд 14 - открыть

Слайд 15 - открыть

- Местоимения: Ты, вы - 2-го лица.

- С помощью каких местоимений мы укажем тех, о ком или о чём говорят? Например, о Вики, почему её нет в школе (она заболела). (Он, она, они, оно).

Слайд 16-17 - открыть

Определим их в третью группу - местоимения 3 лица.

- Мы разделили местоимения на группы по каким признакам? (число и лицо)

- Ребята, посмотрите на доску.

Слайд 18 - открыть

Ед ч.

Мн. ч.

1-е лицо

я

мы

2-е лицо

ты

вы

3-е лицо

он, оно, она

они

5. Физминутка

- А теперь немножко отдохнем. Встаем и слушаем мои команды.

Если я называю местоимения 1 лица - вы хлопаете в ладоши, если местоимения 2 лица - поднимаете руки над головой, 3го лица - кружитесь вокруг себя один раз.

- Слушаем и выполняем действия. Перед глазами подсказки на доске (смайлики).

Я, ты, я, они, мы, он, я.

Слайд 20 - открыть

6. Закрепление нового материала. Первичное закрепление

Слайд 21 - открыть

- Ребята, у меня в руках конверты, а в них спряталось задание «Найди местоимения». Попробуйте выполнить задание.

А все ли местоимения вам встретились? Какого не хватает? Правильно - Вы. Зато оно есть у меня. (Показать «Вы»). А какое из слов вы бы выбрали для похвалы?

- Ребята, а сейчас ещё одно задание. Перед вами на столах зелёные карточки.

Слайд 21 - открыть

Переверните их, пожалуйста. Вам нужно вставить в предложения подходящие по смыслу местоимения. Работаем в парах.

Карточка:

Вставить местоимение. Определить число и лицо у местоимений.

Сегодня мы изучали местоимения. Они делятся на три лица. Я отвечал у доски. Вика и Денис пропустили урок, они заболели. А вы запомнили местоимения? Расскажи, что ты запомнил.

- А теперь давайте проверим. Первая пара - первое предложение, 2 пара - 2-е ….

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Ребята, а какой был последний вопрос? Вы можете ответить на вопрос задания? (А вы запомнили местоимения?)

- Что вы можете рассказать Вике и Денису о сегодняшнем уроке, ведь они действительно заболели?

Слайд 23 - открыть

Закончите предложения (можно на доску, как помощника):

Местоимения - это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только …

Я знаю такие личные местоимения: …

Местоимения

  • 1-го лица: …
  • 2-го лица: …
  • 3-го лица: …

Слайд 24 - открыть

- Я благодарю вас за работу на уроке. Очень хорошо поработали.

Спасибо за урок!