Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Цель: Ознакомление с личными местоимениями 1, 2, 3 лица единственного и множественного чисел.
Задачи:
1. Предметные результаты:
- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
- упражняться в определении лица, числа местоимений;
- совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи;
2. Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- формировать умение сравнивать местоимения по их морфологическим признакам (лицо, число), обобщать полученную информацию, проводить аналогии и делать выводы.
Регулятивные УУД:
- понимать и применять задачи урока; оценивать свою работу, анализировать и делать выводы; формировать умение концентрировать внимание; работать в парах и группах.
Коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах и группах; учить представлять результат своей работы
Личностные результаты:
- Создавать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к уроку и предмету
- Формировать чувство товарищества и взаимовыручки.
Предполагаемый результат
Знать:
- понятия: «местоимение», «личные местоимения»;
- морфологические признаки местоимений: лицо, число.
Уметь
- классифицировать местоимения по лицам, числам;
- определять на слух местоимения;
- обсуждать правильное или неправильное употребление местоимений в речи;
- обобщать полученные знания о местоимениях;
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация
Слайд 2 - открыть
Итак, друзья, внимание -
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнем скорей урок.
Дорогие ребята, давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, активность, старательность.
2. Постановка цели и задач урока
- Ребята, вы разделились на 3 команды. Первая команда поднимите руки. Молодцы! Вторая команда, поднимите руки. Молодцы! Третья команда, поднимите руки. Умнички! За правильные ответы вы будете получать жетончики и в конце мы узнаем, какая команда оказалась самой внимательной.
- Ребята, нам нужно догадаться, о чем мы будем говорить на уроке, прослушайте и отгадайте загадку:
Слайд 3 - открыть
Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они -
Это, без сомнения,
Всё … Слайд 3
Слайд 4 - открыть
(местоимения).
Учитель: Ребята, значит, о чем мы сегодня мы будем говорить?
Уч-ся. О местоимениях.
Учитель: Что такое местоимение? Давайте вспомним, что вы знаете о них с курса 3 класса?
Уч-ся дают ответы: Местоимения часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что? Они не называют предмет или лицо, а указывают на него. Употребляются вместо имён существительных, чтобы избегать повторов. Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они - это личные местоимения (они называются так потому, что обозначают лица, которые участвуют в речи).
Слайд 5 - открыть
Можно дать жетончики за ответы.
3. Актуализация знаний
Слайд 6 - открыть
Разминка
- Какие 2 местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Ямы)
- Сколько личных местоимений в слове семья? (семь Я)
- Первый слог - личное местоимение, второй - звук, который издаёт лягушка, а вместе овощ? (Тыква)
- Какое местоимение состоит из двух звуков, но одной буквы? (Я)
- Какое местоимение можно составить из двух предлогов? (Она)
Слайд 7 - открыть
4. Изучение нового материала. Первичное усвоение новых знаний
Учитель. - Итак, какая тема нашего урока? Посмотрите на доску. Что вы видите? (местоимения) Сегодня мы исследуем эти личные местоимения.
Я, ты, он, она, оно.
Мы, вы, они.
- На какие две группы можно разбить личные местоимения? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, а какие части речи мы с вами проходили и что мы о них знаем.
- Что мы знаем об имени существительном?По каким признакам они изменяются? (изм. по числам и падежам) Если вдруг скажут по родам, исправить. Как мальчик Петя м.р., может стать девочкой ж.р.
- Что мы знаем об имени прилагательном? (изм. по числам, в ед. ч., по родам, по падежам)
- Ребята, посмотрите на парты. Перед вами лежат жёлтые листочки с местоимениями. Переверните их. Попробуйте командой разделить местоимения на 2 группы.
- Первая команда справилась. Давайте проверим. Выходим к доске и прикрепляем местоимения в два столбика, остальные смотрят и проверяют. Если справилось 2 команды, выходят обе. Молодцы! Спасибо! Садитесь на свои места.
- Посмотрите на доску перед вами группы местоимений. Назовите местоимения первого столбика. Что можно о них сказать? (например, ответ, относятся к одному человеку) Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т.е. бывают ед.ч. и мн.ч. Прикрепляю сверху единственное число и множественное число.
Слайд 8 - открыть
- Давайте проговорим, какие местоимения относятся к ед. ч.: Я, ты, он, она, оно.
- Давайте проговорим, какие местоимения относятся ко мн. ч.: Мы, вы, они.
Выдается жетончик на команду.
- Продолжим наше исследование. Подумайте, что может означать следующее выражение. Посмотрите, на доску:
Слайд 9 - открыть
Местоимение - часть речи, которая указывает на … (слайд)
Рассмотрите три символа. (Мнения учеников.)
- Почему лиц три? Может местоимения делятся ещё на три группы? Попытаемся это выяснить.
- Назовите, с помощью какого местоимения говорящий указывает на самого себя (местоимение Я).
Слайд 10 - открыть
- С помощью какого местоимения группа из нескольких человек расскажет о себе? (местоимение Мы).
Слайд 11-12 - открыть
- Ребята, местоимения: Я, мы - 1-го лица.
- С помощью какого местоимения вы обратитесь к однокласснику? (с помощью мест. -Ты).
Слайд 13 - открыть
- Назовите местоимение, с помощью которого вы обратитесь к группе одноклассников? (Вы).
Слайд 14 - открыть
Слайд 15 - открыть
- Местоимения: Ты, вы - 2-го лица.
- С помощью каких местоимений мы укажем тех, о ком или о чём говорят? Например, о Вики, почему её нет в школе (она заболела). (Он, она, они, оно).
Слайд 16-17 - открыть
Определим их в третью группу - местоимения 3 лица.
- Мы разделили местоимения на группы по каким признакам? (число и лицо)
- Ребята, посмотрите на доску.
Слайд 18 - открыть
|
Ед ч. |
Мн. ч. |
1-е лицо |
я |
мы |
2-е лицо |
ты |
вы |
3-е лицо |
он, оно, она |
они |
5. Физминутка
- А теперь немножко отдохнем. Встаем и слушаем мои команды.
Если я называю местоимения 1 лица - вы хлопаете в ладоши, если местоимения 2 лица - поднимаете руки над головой, 3го лица - кружитесь вокруг себя один раз.
- Слушаем и выполняем действия. Перед глазами подсказки на доске (смайлики).
Я, ты, я, они, мы, он, я.
Слайд 20 - открыть
6. Закрепление нового материала. Первичное закрепление
Слайд 21 - открыть
- Ребята, у меня в руках конверты, а в них спряталось задание «Найди местоимения». Попробуйте выполнить задание.
А все ли местоимения вам встретились? Какого не хватает? Правильно - Вы. Зато оно есть у меня. (Показать «Вы»). А какое из слов вы бы выбрали для похвалы?
- Ребята, а сейчас ещё одно задание. Перед вами на столах зелёные карточки.
Слайд 21 - открыть
Переверните их, пожалуйста. Вам нужно вставить в предложения подходящие по смыслу местоимения. Работаем в парах.
Карточка:
Вставить местоимение. Определить число и лицо у местоимений.
Сегодня мы изучали местоимения. Они делятся на три лица. Я отвечал у доски. Вика и Денис пропустили урок, они заболели. А вы запомнили местоимения? Расскажи, что ты запомнил.
- А теперь давайте проверим. Первая пара - первое предложение, 2 пара - 2-е ….
7. Рефлексия (подведение итогов занятия)
- Ребята, а какой был последний вопрос? Вы можете ответить на вопрос задания? (А вы запомнили местоимения?)
- Что вы можете рассказать Вике и Денису о сегодняшнем уроке, ведь они действительно заболели?
Слайд 23 - открыть
Закончите предложения (можно на доску, как помощника):
Местоимения - это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только …
Я знаю такие личные местоимения: …
Местоимения
- 1-го лица: …
- 2-го лица: …
- 3-го лица: …
Слайд 24 - открыть
- Я благодарю вас за работу на уроке. Очень хорошо поработали.
Спасибо за урок!