Развитие логического мышления младших школьников путем решений нестандартных задач по математике

Разделы: Математика, Начальная школа

Ключевые слова: младшие школьники


Введение

Современный этап в развитии школьного математического образования характеризуется двумя принципиально важными факторами:

  • принятием нового стандарта математического образования;
  • переходом старшей школы на профильное обучение.

Задача преподавания математики в основной школе состоит в том, чтобы сделать данный предмет привлекательным для учащихся, предоставить им возможность оценить красоту математической теории, испытать радость открытия при решении математических задач. Курс математики на первой и второй ступенях образования должен обеспечить возможность продолжения математического образования в классах разного профиля, начиная с гуманитарного и заканчивая естественно-научным и физико-математическим. Все обучающиеся должны усвоить курс на уровне обязательной математической подготовки, с тем чтобы иметь возможность продолжить изучение математики в старшем звене, в классах с любой профильной направленностью.

Учащиеся, проявляющие интерес и склонность к математике, должны быть подготовлены к продолжению обучения в классах с расширенным курсом математики - естественно-научного, физико-математического, экономического и других профилей; обладать достаточным объемом теоретических знаний и быть существенным образом продвинуты в умении решать сложные задачи.

Важная роль в успешном выполнении поставленных задач отводится внеклассной работе по математике, помогающей учителю в развитии интереса у детей к изучению предмета, расширению их математического кругозора, творческой смекалки, эрудиции, воспитанию и развитию культуры математического мышления.

Предлагаемая работа предназначена учителям математики для организации внеклассной работы по предмету. Внеурочные мероприятия, материалы для проведения занятий кружка и олимпиад содержат в себе набор нестандартных, логических, занимательных задач (с ответами или решениями), которые помогут учащимся познать всю красоту практической значимости предмета математики.

Представленные в данной работе материалы помогут учителю подготовить учащихся к олимпиадам, конкурсам. Они могут быть использованы на кружковых занятиях, а также в урочной деятельности для организации индивидуальной работы с отдельной группой учащихся.

Цель данной работы - рассмотреть различные виды заданий для развития мышления младших школьников.

Объектом исследования является развитие логического мышления младших школьников на уроках математики.

Предмет исследования: развитие логического мышления младших школьников на уроках математики.

Гипотеза - предполагается, что процесс развития логического мышления у младших школьников, будет эффективнее, если: На внеклассных мероприятиях по математике в начальной школе будут применяться инновационные технологии; инновационные технологии будут являться основным средством при изучении нового материала, закреплении пройденного и проверке знаний.

Развитие логического мышления у младших школьников является необходимым этапом их психологического развития, а также наиболее комфортной их адаптации в современном обществе. Таким образом, актуальность данной темы заключается в необходимости совершенствования различных методик обучения младших школьников, направленных на развитие их логического мышления

Формы виды внеклассной работы

Одной из форм индивидуализации и дифференциации обучения является внеклассная работа.

Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребёнка. Управлять этим процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.

Цели обучения математике обусловлены структурой личности, общими целями образования, концепцией предмета математики, её статусом и ролью в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.

Под внеклассной работой понимаются необязательные систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Математические школы, факультативные занятия и кружки призваны углублять математические знания школьников, уже определивших основной круг своих учебных интересов.

На уроках математики имеется немало возможностей заинтересовать школьников содержанием этой науки. Вместе с тем основная цель занятий всё же состоит в обучении определённому комплексу процедур математического характера, занимательность изложения подчинена этой цели, развитие способностей учащихся происходит в рамках изучения обязательного материала.

Участие во внеклассной работе по математике может явиться первым этапом углубленного изучения математики, привести к выбору факультатива по математике, к поступлению в математическую школу, к самостоятельному изучению учащимся заинтересовавшего его материала.

Существуют различные виды классификации внеклассной работы по математике:

  • Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, то есть дополнительные занятия по математике;
  • Работа с учащимися, проявляющими интерес к математике
  • Работа с учащимися по развитию интереса к изучению математики.

Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости учащихся.

Цели второго вида внеклассной работы по математике могут быть очень разнообразны и зависят от того, что интересно и что хотят узнать нового о математике ученики.

Третий вид внеклассной работы также может иметь подобные цели, но главный упор в нём - на развитие интереса к математике в соответствии с возможностями данной группы учащихся.

Существуют следующие формы внеклассной работы:

  1. математический кружок;
  2. факультатив;
  3. конкурсы, викторины;
  4. математические олимпиады;
  5. математические дискуссии;
  6. Неделя математики;
  7. Школьная и классная математическая печать.

Указанные формы часто пересекаются, поэтому трудно провести между ними четкие границы. Более того, элементы многих форм могут быть использованы при организации работы по какой-либо одной из них. Например, при проведении математического вечера можно использовать соревнования, конкурсы, доклады и т.д.

Предполагается, что реализация этих целей частично осуществляется на уроках. Однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы, это не удается сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательная и полная реализация этих целей переносится на внеклассные занятия по математике данного вида.

Одним из основных видов внеклассной работы по математике в школе являются кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, они способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся.

Нашим педагогическим коллективом были сформированы педагогические условия развития логического мышления с использованием инновационных технологий. Практикуя организацию и проведение нестандартных уроков, можно сделать вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, развивают активность, самостоятельность, личную инициативу и творческие способности учащихся. Применение инновационных технологий в обучении математике объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются "субъект-субъективные" отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.

Приложения 1, 2

Заключение

В процессе написания работы мною была изучена разнообразная литература на предмет содержания в ней задач и заданий развивающего характера. Разработала систему упражнений и задач по развитию логического мышления.

Решение нестандартных задач формирует у учащихся умения высказывать предположения, проверять их достоверность, логически обосновывать. Проговаривание с целью доказательства, способствует развитию речи учащихся, выработке умения делать выводы из посылок, строить умозаключения.

Выполняя творческие задания, учащиеся анализируют условия, выделяют существенное в предложенной ситуации, соотносят данные и искомое, выделяют связи между ними.

Решение нестандартных задач повышает мотивацию учения. С этой целью применяю задания развивающего характера. Это кроссворды, ребусы, головоломки, лабиринты, задачи на смекалку, задачи-шутки, и т.д.

В процессе использования этих упражнений на уроках и во внеклассных занятиях по математике выявилась положительная динамика влияния этих упражнений на уровень развития логического мышления моих учеников и повышения качества знаний по математике.