Развитие читательской грамотности на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: младшие школьники, читательская грамотность


Глобальные процессы развития информационно-коммуникационных технологий, увеличение количественных и качественных характеристик текстовой информации поставили перед общеобразовательной школой задачу разработки новых технологий осознанного восприятия, анализа, отбора, систематизации информационных данных, освоения школьниками в учебно-познавательной деятельности основ читательской грамотности на межпредметном уровне, а также в жизненном опыте. В государственных нормативных документах (Федеральном государственном образовательном стандарте общего начального образования, учебных программах для общеобразовательных учебных заведений по обучению русскому языку и чтению) формирование читательской грамотности младших школьников определено как один из основополагающих составляющих цели обучения и воспитания. Анализ современной психолого-педагогической литературы последних десятилетий показывает, что существуют различные подходы к пониманию категории читательской грамотности, при этом большинство исследователей подчеркивают в ее содержании личностное и деятельностное направление, а также компонентную структуру.

Целью данной статьи является обоснование роли и принципов развития читательской грамотности детей младшего школьного возраста в современных условиях трансформации образовательной системы и динамических изменений в общественных процессах.

Ряд отечественных исследователей [5] определяют читательскую грамотность как способность индивида к осмыслению письменных текстов разных типов, разных формальных структур, что связывает дефиницию с более широким контекстом - использование читательских компетенций для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.

С позиций Орловой Э.А., читательская грамотность интерпретируется как готовность использовать навыки чтения для приобретения новых знаний с целью дальнейшего обучения [6]. Большинство российских исследователей рассматривает читательскую грамотность с позиций деятельностного и личностно-ориентированного подходов. В наработках Беловой Т.В. и Саламаха О.Н. обозначено понятие читательской грамотности как совокупности знаний и навыков, которые позволяют индивиду подбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях [1]

Практические рекомендации методистов и педагогов начальной школы по повышению уровня читательской грамотности в рамках образовательной программы основаны на том, что понятие читательской грамотности тесно связано с понятием функциональной грамотности. При этом речь идет не о технике чтения, а о способности младшего школьника читать с целью получения новых знаний, которые помогают в практической жизни и в дальнейшем обучении [7; 10].

Исходя из рассмотренных дефиниций отечественных авторов определяем в данном исследовании читательскую грамотность как совокупное интегративное личностное качество учащегося, содержащее как развивающую, так и деятельностную составляющие. Развивающий аспект характеризуется развитием мыслительных операций и механизмов чтения, развитием личностных качеств школьников, их эмоционально-чувственной сферы. Деятельностная составляющая формируется в образовательном процессе в соответствии с задачами каждого учебного уровня, основывается на межпредметных знаниях и осуществляется с помощью многих умений и стратегий чтения, к которым следует отнести: целеполагание, поиск и анализ информации, понимание и интерпретацию текста, оценку и формирование суждений о тексте и др.

В структуре читательской грамотности Сметанникова Н.Н. выделяет личностный, когнитивный, деятельностный компоненты. По мнению автора, читательская грамотность как особая форма личностного образования отражает систему ключевых компетенций, полученных ребенком в процессе изучения курса чтения в начальной школе. Основу читательской грамотности составляют три основных компетенции: познавательная, ценностно-смысловая и коммуникативная [9]. В дидактических и психологических исследованиях читательская грамотность рассматривается как базовая составляющая познавательной и коммуникативной компетенций. Следовательно, это интегрированная личностно-деятельностная характеристика учащегося, которая является результатом взаимодействия знаний, умений, ценностных отношений, приобретаемая в процессе реализации содержания литературного чтения [3].

Сущностный признак этой категории составляет комплекс личностных и интеллектуальных качеств учащегося начальной школы как читателя, которые позволяют ему эффективно взаимодействовать с текстом, адекватно понимать произведение, вступая в диалог с автором, оценивая прочитанное, выражая свое отношение к нему. Она включает три блока: когнитивный, операционный и коммуникативный. Стоит отметить, что в большинстве методических исследований отечественных ученых [2; 8] содержание и структура читательской грамотности рассматривалась на материале изучения русской и зарубежной художественной литературы в школе. Анализ проведенных работ показывает, что исследователи сущность читательской грамотности в основном рассматривается специалистами в контексте владения совокупностью знаний о художественной литературе, ее теории и истории. Так, ряд отечественных исследователей характеризуют структуру указанного понятия как синтез когнитивного и коммуникативного компонентов, а формирование указанного понятия определяют с позиций коммуникативного подхода к рецептивно-эстетической деятельности и рассматривают его как разновидность общей компетенции личности, отражающий ее свойства и структуру [8].

В контексте данного исследования важно проанализировать также содержание и структуру собственно читательской деятельности, в процессе которой осуществляется формирование определенного понятия. В психолого-педагогических исследованиях общее представление о структуре читательской деятельности сложилось на основе фундаментальных работ А.Н.Леонтьева, в которых обоснованы важнейшие характеристики человеческой деятельности [4].

Читательская деятельность как вид речевой деятельности содержит основные взаимосвязанные структурные этапы. Первый этап характеризуется сложным взаимодействием потребностей, мотивов и цели чтения, которые являются двигателем процесса чтения. На втором (аналитико-синтетическом) этапе - на основе совокупности знаний (текстологических знаний о жанровых особенностях текста, анализа его структуры и др.) происходит первичное восприятие содержания, определяются стратегии чтения, необходимые для осуществления коммуникации с текстом. Третий этап (исполнительный этап читательской деятельности) - это углубленное понимание содержания, его интерпретация. Четвертый (рефлексивный) - оценка, собственное отношение к прочитанному, высказанные в вербальной и невербальной форме мнения и суждения и т.д.

Итак, читательская деятельность в начальной школе является активной, целеустремленной, опосредованной языковой системой, продуцированной литературоведческими знаниями и обусловленной поставленными учебными задачами в процессах восприятия, осмысления, интерпретации и оценки прочитанной текстовой информации. На каждом этапе обучения в начальной школе читательская деятельность имеет свои сущностные характеристики, обусловленные рядом факторов: индивидуально-психологическими особенностями учащихся, их читательским опытом, запасом фоновых знаний, развитием речи, познавательной сферы, мыслительных процессов, спецификой восприятия литературных произведений в младшем школьном возрасте и др.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития читательской грамотности, результаты собственных изысканий дали основания определить сущность читательской грамотности младших школьников, а также ее структурные компоненты в ее развитии. Читательская грамотность как сложное многокомпонентное личностное образование касается концепта обработки читателем (младшим школьником) текстов разных видов (не только художественных). Она является базовой составляющей коммуникативной и познавательной грамотности и предусматривает овладение учащимися совокупностью знаний, умений, навыков, ценностных отношений, которые позволяют ребенку в соответствии с его возрастными возможностями самостоятельно ориентироваться в круге детского чтения, работать с различными видами письменных текстов (читать их, понимать и находить в них нужную информацию, анализировать, интерпретировать, оценивать, использовать ее для решения учебно-познавательных задач, жизненном опыте, в стандартных и новых ситуациях). Приобретенный читательский опыт обеспечивает готовность и способность младших школьников к дальнейшему обучению, познанию, саморазвитию.

Читательская грамотность в контексте деятельностного, личностно-ориентированного подходов призвана выполнять познавательную, развивающую, информативную, коммуникативную, самообразовательную функции. В смысле читательской грамотности младших школьников выделяются взаимосвязанные компоненты, которые реализуются в содержательных линиях учебной программы по чтению для начальных классов с учетом используемых педагогических технологий.

Таким образом, анализ структуры и содержания читательской грамотности показывает, что эта категория в контексте исследования образования учащихся младшего школьного возраста имеет свои особенности, обусловленные, прежде всего, возрастными индивидуально-психологическими способностями учеников. Формирование читательской грамотности как сложного многокомпонентного личностного образования важно осуществлять на междпредметном уровне на материале текстов разных видов: художественных, научно-познавательных, учебных.

Список использованной литературы

  1. Белова Т.В., Саламаха О.Н. Развитие читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы // Вестник научных конференций. 2020. № 9-3 (61). С. 20-22.
  2. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 34-57.
  3. Колганова Н.Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской грамотности младших школьников // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной науч.конф. СПб: Реноме, 2012. С. 5-8.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.
  5. Михайлова Н.Г., Торопцева Л.В., Селянина Е.А., Кузнецова Е.Ю., Хамидулина Ю.А. Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения // Вестник научных конференций. 2020. № 6-2 (58). С. 67-69.
  6. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской грамотности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. М.: МЦБС, 2008. 72 с.
  7. Петрова Т.Н., Жесткова Е.А. Формирование читательской грамотности младших школьников как средство передачи культурного опыта // Культура и время перемен. 2020. № 2 (29). С. 19.
  8. Прыткова Т.В. Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы // Запад-Россия-Восток. 2019. № 13. С. 129-130.
  9. Сметанникова Н.Н. Компетенции чтения и компетентный читатель // Библиотека и чтение в структуре современного образования: сб. материалов конференции. М.:Наука, 2009. С.165-166.
  10. Третьякова Е.М. Развитие читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе // Вестник науки. 2020. Т. 1. № 12 (33). С. 35-38.