Сказки интересны большинству детей. Благодаря этому сказку можно сделать помощником в усвоении математического материала. Задача со сказочным сюжетом будет занимательна, усилит интерес к самой задаче, пробудит желание решать проблему и помогать героям. Во время прочтения сказки появляются эмоции, а решение задачи в таком состоянии запоминается лучше и на более длительное время, усвоение математического материала окажется более крепким. Желание помочь попавшему в беду любимому герою, стремление разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка.
Можно составлять задачи непосредственно по сюжету сказки, известной детям, а можно взять знакомых сказочных героев, и придумать им новые приключения.
Важно также, что встреча со сказочными героями в мире математики побуждает ученика еще раз прочитать литературное произведение, поразмышлять. При этом надо, чтобы поведение сказочных героев соответствовало самой сказке: Иван Царевич помогает всем и борется за справедливость, Баба Яга - мудрая, умеющая помочь, но с хитринкой, Змей Горыныч с плохими манерами, желающий уничтожать, Кощей - умный, но коварный и т.д. Хотя поместить героев можно и в современные условия, или в сказку внести современные предметы. Но добро должно победить, зло должно быть наказано, плохие поступки и отрицательные качества - порицаются. Сказки через задачи продолжают воспитывать детей.
Сейчас в школах проводятся метапредметные работы, где по данному тексту надо отвечать на несколько вопросов. Также и в математической сказке в одном сюжете можно спрятать несколько задач. Причем не только математических, но и на внимание, на логику и сообразительность.
Начать знакомство с задачами можно с 5 класса сразу после изучения темы «Натуральные числа». Познакомить с основными героями и показать структуру сказки. И потом после изучения последующих тем «Обыкновенные дроби», «Десятичные дроби» продолжить в 6 классе. Сказки будут обобщать материал темы. Сказки будут отличным домашним заданием, которое большинство выполнит с удовольствием.
Приведу пример сказки для 5-классников, которую можно дать после изучения темы «Обыкновенные дроби».
Вашему вниманию сказка-задача. Ее нужно внимательно читать и одновременно отвечать на вопросы. Номера вопросов заключены в скобках. Все задачи, содержащие математическое условие, требуют подробного решения. Интересного решения!
Знакомство с Бабой Ягой
Жил в далекие времена в одной деревне Иван, Петров сын. Была у него большая семья: мать Аграфена Степановна, дед Илья Серафимович, три сестры да два брата. Было большое хозяйство: коровы, куры, три лошади и поле большое. А еще ручной медведь-помощник был.
Да вот однажды позвал воевода Ивана на службу. И собрался Иван в дальний поход через леса и поля в город, на призыв воеводы.
Путь его лежал через лес старый, дремучий. За день его не пройдешь. И к вечеру подошел Иван к дому Бабы Яги. Попросился Иван переночевать у старушки.
-А что, конечно, переночуй. Да и ужином угощу. Заходи, богатырь. - пригласила старушка Ивана.
-Как звать тебя, добрый молодец? - спросила старушка.
-Иваном кличут, - ответил Иван.
-А как батюшку твоего зовут?
И на этот вопрос ответил с почтением Иван. Назовите имя и отчество отца Ивана (1).
- Пока я пироги буду печь, да картошечку запекать, да грибочки мариновать, сослужи мне службу, Иван. Забор на огороде моем починить бы надо.
- А, что же не послужить? Починю твой забор.
У старушки был готовый металлический забор, да поставить его было некому. Сперва измерил Иван размеры прямоугольного огорода. Оказалось, 20м на 25м. Определите общую длину готового забора, если Иван оставил промежуток в 1 м с четвертью для входа в огород и приделал туда деревянную калитку (2). Дополнительно подсчитал еще и площадь огорода в арах (3). Так как старушка хотела на сотках посадить овощи, на 17/25 сотки посадить зелень, на сотки посадить плодовые кустарники и на 7/25 сотки посадить волшебные травы. Удастся ли Бабе Яге так разместить посадки на своем огороде? (4)
Баба Яга была очень благодарна. Истопила Ивану баньку. Парился богатырь полтора часа, да еще треть часа. Сколько минут провел Иван в бане? (5)
Перед ужином зашел разговор о новой топке в баню. Задумала Баба Яга новую топку купить. Да нужно знать объем отапливаемого помещения. Помог и в этом Иван. Зная ширину 3м, длину 4 м и высоту 3 м Иван с легкостью подсчитал объем парного отделения. Подсчитай и ты (6).
Потчевала Ивана щами, картошечкой, грибочками и пирожками. Печка может испечь 72 пирожка за 3 минуты. Но старушка хотела испечь 120 пирожка для Ивана. Сколько минут будет делать печка такое количество пирожков? (7)
А ранним утром, с пением первых птиц собрался Иван в дорогу, в город. Поблагодарил Бабу Ягу за гостеприимство, за доброту. А Яга дала Ивану в дорогу волшебный клубок, чтобы тот быстрее довел богатыря до города.
- Вот клубочек, 30 000 м нити в нем. От моего дома пойдешь прямо км, потом направо км, затем прямо км и км налево - сказала Баба Яга, давая клубочек.
Хватит ли длины нити клубочка до города? (8)
И отправился Иван в путь…
Ответы