Неопределённая форма глагола

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, неопределённая форма глагола


Описание урока/занятия

Предмет/класс

Русский язык, 4

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Этап обучения

Начальное общее образование

Форма урока

Урок-исследование

Форма проведения урока

Фронтальная, групповая

Цели урока

Формирование представления о глаголах неопределенной формы

Задачи урока

1. Познакомить с понятием неопределённая форма глагола;
2. Познакомить с вопросами, на которые отвечают глаголы неопределённой формы;
3. Познакомить с особенностями глаголов, которые указывают на неопределённую форму глагола;

Планируемые результаты
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Предметные:

Знать:
- определение неопределённой формы глагола;
- чем являются -ТЬ, -ТИ, -ЧЬ в глаголах неопределённой формы.

Уметь:
- распознавать неопределенную форму глагола по вопросу и морфологической структуре;
- обозначать -ТЬ, -ТИ, -ЧЬ в глаголах неопределённой формы;
- правильно употреблять в речи глаголы неопределенной формы.

Личностные:
- проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности;
- оценка своих достижений.

Метапредметные:
- ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;
- формирование основных мыслительных операций;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
- учатся высказывать своё предположения (версию).

Дидактическая структура урока.
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?

1. Дидактическая структура урока
I. Организационный момент.
II. Минутка чистописания
III. Актуализация опорных знаний о глаголе.
IV. Постановка познавательной задачи, с целью самостоятельного определения учащимися темы и основных задач урока.
V. Открытие новых знаний. Исследовательские работы
VI. Физминутка.
VII. Применение новых знаний для решения учебно-практических задач.
VIII. Физминутка.
IХ. Самостоятельная работа
Х. Итог урока. Рефлексия.
XI. Домашнее задание.

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?

Форма урока - урок исследование. В процессе исследовательских работ дети сами открывают новые знания о глаголах неопределенной формы. На уроке осуществляется системно-деятельностный подход, что способствует прочному усвоению материала. Урок проходит в деловой атмосфере, создается эмоциональная атмосфера, которая побуждает к активному мышлению учащихся. Учащиеся на протяжении всего урока находятся в активной учебной деятельности разного характера. В течение урока дети чувствуют удовлетворение собственной деятельностью. В итоге урока достигаются ожидаемые планируемые результаты: предметные, личностные, метапредметные.

Оборудование и материалы

Компьютер, интерактивная доска «TRACEBOARD», мультимедиа проектор, листы индивидуальных достижений, индивидуальные карточки, карточки для работы всей команды.

Используемые образовательные ресурсы

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник для 4 класса: В 2 ч. - М: «Просвещение», 2013.

Разумовская М.М. и др. Русский язык: Учебник для 5 класса. - М: «Дрофа», 2013.

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М: «Просвещение», 2000.

Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальной школе - М: «Знание». 2003

http://mp3ostrov.me/?string=%F3%F7%E0%F2%20%E2%20%F8%EA%EE%EB%E5

http://www.ailona.ru/_ph/112/26914515.png

http://www.playcast.ru/uploads/2014/12/17/11140463.png

http://demiart.ru/forum/uploads14/post-946858-1392469970.jpg

https://fs00.infourok.ru/images/doc/234/99143/5/img2.jpg

http://ivanar.ru/wp-content/uploads/2015/09/959537_rm_-_casal_100.jpg

http://allcurtains.ru/uploads/posts/2012-06/1340403879_risunok-139.jpg

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

- системно-деятельностный подход;
- информационно-коммуникационные технологии
- проблемно-диалогическая технология;
- технология оценивания уровня учебных успехов;
- личностно-ориентированное обучение;
- групповая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- элементы технологии развития критического мышления;
- исследовательская деятельность.

Конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Оргмомент

Цель - включить уч-ся в учебную деятельность

Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест.
День хороший наступил
Солнце светит нам с утра
И природа оживает
Всех будить уже пора.
- Я надеюсь, что вам не будет скучно на уроке, и мне не придется вас будить.

Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест.

II. Минутка чистописания

Цель - формирование каллиграфического навыка письма

- О каком времени года, и о каких весенних признаках говорится в стихотворении?
- Как такой прием называется в литературе?
- Назовите в слове весна первый звук, дайте ему характеристику.
- Какой буквой этот звук обозначен на письме?
- Эта буква и будет хозяйка нашей минутки чистописания.

- О весне, природа оживает
- Олицетворение
- Звук [в,] - согл., зв. парный, мяг. парный.
- Буква в.

III.Актуализация опорных знаний
Цель - актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для выполнения заданий.

- Какую тему мы начали изучать? - Что вы знаете о глаголе?
-Как изменяется глагол? (время, число, род в п.в.)
- Как вы думаете, все ли мы узнали о глаголе?

- Глагол. (Рассказывают о глаголе).

IV. Формулирование темы урока и его задач.
Цель: создать проблемную ситуацию, с целью самостоятельного определения учащимися темы и задач урока.

Создает проблемную ситуацию. Работа в группах.
-Спишите эти словосочетания, определите у глаголов время.
-Испытали ли вы какие-нибудь затруднения?
-Попробуйте определить число у этих глаголов.
-Как можно назвать такие глаголы? (Корзина идей)
-Определите тему и задачи нашего урока. Задачи урока появляются на ступеньках лестницы. В течение урока дети «шагают» по ступенькам с задачами урока, постепенно решая их.

- В глаголах «смотреть» и «позвонить» не можем определить время.

- Не можем.

(Дети выдвигают свои предположения)

Формулируют тему урока и его задачи

V. Открытие новых знаний. Исследовательские работы
Цель - организовать исследовательские работы с целью получения новых знаний

-Что вы уже узнали о глаголах неопределенной формы.
- А какая первая задача урока?
- Чтобы еще больше узнать о глаголах неопределенной формы проведем несколько исследований.

Работа в группах Исследовательская работа №1. - Задайте вопрос и распределите глаголы в 2 столбика.
- Сделайте вывод

- Вернемся к задачам урока. Какая следующая задача урока?

Исследовательская работа №2.

- Запишите глаголы иду, везёшь, принёс в неопределённой форме.
- Какой частью слова являются -ТЬ и -ТИ в глаголах неопределённой формы?

Анализ учебников русского языка 5 класса разных авторов в группах.
- О том, как называть эту часть слова, учёные ещё не договорились. Одни считают её окончанием, а другие - суффиксом.
- Разберите глаголы неопределённой формы мозолить, прикусить, принести по составу.

Исследовательская работа №3.

- Запишите глаголы берегу, стригу в неопределённой форме.
- Какой частью слова являются -ЧЬ в глаголах неопределённой формы?
- Разберите глаголы лечь, беречь, стричь неопределённой формы по составу.
Открытие «секрета» глаголов неопределенной формы.
- Я еще раскрою вам один секрет глаголов н.ф.
Глаголы н.ф. - это начальная форма глагола. Глаголы н.ф. еще называют «инфинитив» («неопределённый»).
- Подведем первые итоги урока. Восстановите правило.

- Нельзя определить время, число, род.
- Узнать на какие вопросы отвечают глаголы н.ф.

- Глаголы н.ф. отвечают на вопросы что делать? что сделать?

- Узнать отличительные признаки глаголов н.ф.

(Дети высказывают свои предположения.)
Высказывают разные точки зрения авторов учебников.

Н-р, в учебнике М.М.Разумовской -ть -ти - это окончание, а в учебнике В.В.Бабайцевой - суффикс.

(Дети разбирают слова по составу)

Дети высказывают свои предположения.

Дети разбирают слова по составу в парах.

Восстанавливают правило.

VI. Физминутка Берегите глаза!

Раз -налево, два - направо,
Три -наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

Дети поворачиваются к окну и выполняют физминутку для глаз

VII. Применение новых знаний для решения учебно-практических задач.
Цель: развивать умения применять новые знания на практике.

- Поднимаемся еще на одну ступеньку. Какую задачу нам надо решить?
(Работа в группах)
1. Письмо Карлсону от Малыша. (Текст письма у каждой группы)

2. Послушайте песню «Чему учат в школе» и выпишите глаголы неопределенной формы.
- Решили эту задачу? Посмотрите на лесенку. Какая задача еще стоит перед нами?
3.- Из стихотворения С.Я.Маршака выпишите глаголы и поставьте их в начальную форму.
4. Работа с фразеологическими оборотами. - Как называются такие выражения?
- Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы.

-Нахождение глаголов н.ф. в письменной и устной речи.

Слушают письмо и задание. Выполняют в группе.

Слушают песню и выписывают глаголы н.ф.

- Образование глаголов н.ф.

- фразеологизмы

VIII. Подвижная физминутка
Цель - обеспечить эмоциональную и мышечную разгрузку учащихся.

IX.Самостоятельная работа
Цель - организовать самостоятельную деятельности по применению новых знаний

Индивидуальная работа детей (у каждого ребенка текст на листочке)
1. - Отредактируйте текст, раскрыв скобки и поставив глаголы в начальную форму.
- Поменяйтесь листочками и проверьте работу друг друга.
- Оцените свою работу.

Редактируют текст.
Взаимопроверка
Оценивают работу.

X. Итог урока. Рефлексия
Цель - организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке

- Вернемся к задачам урока.
Вспомним, какие задачи решали на уроке и выполнили мы их?
- Почему мы не поднялись на самую верхнюю ступеньку лесенки.
- Заполнение каждый свою таблицу «Анализ индивидуальной деятельности на уроке по теме «Неопределенная форма глагола»

Называют задачи урока и как они их усвоили.
- Не всё еще мы знаем о глаголах неопределенной формы, есть куда стремиться.

Заполняют таблицу.

XI. Домашнее задание

На выбор
I. - Используя дополнительные источники, узнайте, в каких случаях используют эти глаголы.
1 вариант. Одеть - надеть?
2 вариант. Кушать - есть?
II. с. 73 №150

Записывают домашнее задание