Игровая деятельность в ДОУ с детьми с расстройством аутистического спектра

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра


Игра является ключевым фактором в развитии ребенка. Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов. В ходе игры у ребенка активно развиваются основные формы мышления, речь и воображение; совершенствуются исследовательские навыки, формируется связь между образом, словом и его значением, расширяются творческие способности. В процессе игры происходит становление личностных качеств, формируются особенности характера, эмоционально-волевой сферы, волевая регуляция поведения.

Огромно значение игры в становлении межличностных отношений, в общении, понимании аспектов социального взаимодействия, коммуникации и социальной адаптации. Во время игры происходит взаимодействие ребенка с окружающим миром, ребенок разыгрывает определенный сюжет и роли, в результате чего он начинает осознавать социальные нормы и правила.

Изменения игры, происходящие в ходе онтогенеза, с одной стороны, являются следствием уровня развития ребенка, а с другой - его индикатором. Нарушения развития, безусловно, сказываются на особенностях игры. Коммуникативные и социальные недостатки, характерные для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), приводят к нарушениям их игровой деятельности.

За последнее время было проведено большое количество исследований, посвященных проблеме игры, которые показывают, что аутичных детей характеризуют специфические нарушения и низкий уровень развития игровых и символических навыков. В то же время, для аутистов, также как и для нормально развивающихся детей, игра имеет огромное значение. Она позволяет развить их исследовательские навыки, символические способности, гибкость мышления, воображение. Это оказывает существенное влияние на поведение ребенка, которое становится менее однообразным, стереотипным.

1. Особености игры детей с расстройством аутистического спектра

Предметная игра

Аутичные дети любят манипулировать предметами. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками - привлекательные сенсорные свойства: яркие цвета кубиков, гладкая лакированная поверхность матрешки, звук, с которым неваляшка падает на пол... Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус.

Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением аутичный ребенок часто отказывается, поскольку социальное назначение предмета для него менее важно, нежели его отдельное сенсорное свойство. Например, ребенок подбрасывает в воздух молоток, а «забивать гвоздики» категорически не желает, с шелестом перелистывает страницы книги, не пытаясь читать.

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевая игра - высшая форма развития игры ребенка. Именно в процессе таких игр маленький ребенок может брать на себя разные роли и проживать разнообразные ситуации из социальной жизни.

Так как связи с миром у аутичного ребенка нарушены, ему не удается естественное усвоение закономерностей социальной жизни. Развитие сюжетно-ролевой игры, требующей принятия на себя определенной роли и действия в соответствии с ней, затруднено, а часто невозможно без специальной коррекционной работы.

Такой ребенок не умеет договориться с другим человеком. ребенок оказывается совершенно беспомощен в ситуации, когда необходимо обсудить правила игры, распределить роли и договориться о совместных действиях. Мало того: если дети приняли ребенка с синдромом аутизма в игру, он начинает действовать в соответствии с собственными представлениями, нарушая ход игры. Негативная реакция на это других детей, которая, скорее всего, последует незамедлительно, травматична для аутичного ребенка.

Также затруднено использование в сюжетно-ролевых играх предметов-заместителей. С одной стороны, у ребенка за многими предметами, которые не имеют фиксированного назначения (палочки, коробочки, шарики) может быть закреплена определенная функция, и он не согласен использовать предмет по-другому. Например, он использует палочки исключительно для того, чтобы втыкать их в диванные подушки в ходе своей стереотипной игры, а вот применить палочки для изготовлении пластилинового чупа-чупса или эскимо из конфетки-суфле отказывается. С другой стороны, ребенок часто использует предметы и игрушки не по их функциональному назначению, а исходя из собственной логики и предпочтений, и упорствует в этом. Так, он наклеивает пластырь на стену, но заклеить «ранку на лапке у мишки» отказывается; катает по полу барабан, но не желает стучать по нему палочками.

Несмотря на странность, неадекватность действий аутичного ребенка, неправомерно было бы утверждать, что мир людей и их отношений совсем ему неинтересен. Он тянется к людям, у него есть живые детские реакции. При этом внешне он может выглядеть апатично, не проявляя интереса к происходящему вокруг (например, на детской площадке играть «сам по себе», вроде бы не нуждаясь в партнерах). Однако взрослый, близко знающий ребенка, может увидеть то, что скрыто: и любопытство, и интерес, и желание присоединиться к игре.

Стереотипные игры

У аутичного ребенка есть любимые игры - одна или несколько. таких играх ребенок может часами манипулировать предметами, совершая странные действия. Главные особенности таких стереотипных игр следующие:

  • цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;
  • в этой игре подразумевается единственный участник - сам ребенок;
  • повторяемость - ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций;
  • неизменность - раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени;
  • длительность - ребенок может играть в такую игру годами.

Дети не владеют навыками имитационных (подражательных) игр, не умеют делиться игровыми материалам и, не усваивают многочисленных социальных правил игры, не способны ждать своей очереди, совершать действия с переходом ходов и т.д. В результате вместо игрового взаимодействия они демонстрируют дезадаптивное не игровое поведение.

Аутичные дети, в большинстве случаев, используют предметы очень негибким и стереотипным способом. Игровая деятельность у этих детей в основном сводится к однообразным действиям: пересыпанию, кручению, верчению, перекладыванию предметов. Это однообразное повторение одних и тех же действий не несет в себе смысловой нагрузки. В игре отсутствует единство и внутренняя логика. Иногда игра сопровождается невнятной аутистической речью, не объединенной с игрой единым смысловым содержанием.

Символическая игра встречается редко и когда появляется, в ней доминируют определенные темы, связанные с особыми интересами ребенка, например, с характерными телевизионными программами, которыми ребенок озабочен и которые он имитирует. Отмечается отсутствие сюжетности, усложнения игры. Навыки ролевой игры в дошкольном возрасте - слабые или отсутствуют совсем, проявляется неспособность к пантомиме.

Игра аутичных детей обычно продиктована скорее привлекательностью объектов и их сенсорными свойствами или тем, как ими можно манипулировать.

2. Формирование игровых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Коррекционная работа, направленная на формирование навыков игры, включает следующие направления:

1. Формирование разделенного внимания

Основной целью этого направления является формирование умения перемещать внимание с игрового предмета на партнера по игре и наоборот.

2. Формирование навыков имитационной игры

Цель данного направления коррекционной работы - сформировать у ребенка базовое умение имитировать игровые действия различной степени сложности в ходе индивидуальной и малой групповой форм работы.

3. Формирование навыков параллельной игры

В процессе данного направления осуществляется формирование умения выполнять игровые действия, находясь рядом с другим ребенком.

4. Формирование навыков хороводных игр и игр в кругу

Главная цель - научить детей выполнять синхронные действия в кругу, в группе детей и взрослых.

5. Формирование навыков игры с переходом ходов

Целью этого направления является обучение навыкам игры с переходом ходов.

6. Формирование умения делиться игровыми материалами

Цель коррекционной работы - научить ребенка делиться игровыми материалами с другим ребенком во время участия в различных видах игр.

7. Формирование навыков игрового сотрудничества

Основной целью этого направления является формирование умения взаимодействовать и сотрудничать с другим ребенком в ходе совместной игры для достижения общей цели.

Последовательное формирование навыков с их постепенным усложнением лежит в основе пошагового обучения, применяющегося при работе с детьми, имеющими РАС.

На начальном этапе коррекционной работы по формированию игровых навыков у детей с РАС определяются основные проблемы и решаются следующие коррекционные задачи:

  • налаживание эмоционального контакта с ребенком;
  • умение наблюдать за предметно-практическими действиями, воспроизводить их при поддержке, подражать действиям взрослого;
  • умение играть рядом, не мешая друг другу;
  • умение обыгрывать игрушки;
  • -поддержание собственной активности ребенка и развитие мотивации к деятельности;
  • воспитание эмоционального отношения обыгрываемому предмету.

В коррекционной работе с аутичными детьми по развитию игровой деятельности важным является организация игрового пространства, так как она мотивирует детей с аутизмом на взаимодействие, дает возможность сформировать навыки игры, усвоить социальные функции различных игровых предметов, сформировать игровые способы действия с предметами.

Для игровых занятий оборудуется комната, в которой находится ковер, шкафы с игрушками и настольно-печатными играми, игровой стол квадратной формы, стулья, доска, на которой составляется расписание игрового занятия. Для того, чтобы игровое пространство было привлекательным, подобраны интересные для ребенка красочные, легко узнаваемые и удобные в использовании игровые материалы:

  • игрушки для конструирования (кубики, конструкторы, мозаики, сборная железная дорога и т.д.);
  • механические заводные, музыкальные кнопочные;
  • игровые материалы для функциональных, символических, сюжетно-ролевых игр: машинки, самолеты, гаражи, поезд, куклы, кукольный домик, игрушечная мебель, посуда, одежда, набор доктора, игрушечные животные и т. д.;
  • игровые материалы для подвижных(спортивных) игр, мягкие игровые модули, мячи, кольца, кегли, обручи;
  • настольные и дидактические игры: лото, домино, пазлы, вкладыши, пирамидки, матрешки и т.д.

Использование различных видов игр, является методологической основой для формирования социально-игровых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. В список игр для коррекционных занятий следует включать те, которые в наибольшей степени совпадают с интересами ребенка.

В процессе формирования навыков игры лучше всего использовать игры с предсказуемым результатом. Учитывая тот факт, что детям с аутистическими расстройствами значительно легче перерабатывать визуальную информацию, им необходимо наглядно продемонстрировать, когда игра будет окончена. Игра, в которой результат очевиден, мотивирует детей с аутизмом намного сильнее, чем непредсказуемость и неопределенность.

Приведем примеры игр с предсказуемым результатом:

  • бросание мячей, лежащих в корзине- игра заканчивается, когда корзина пуста;
  • вариант игры в домино - игра заканчивается, когда все фишки соединены друг с другом;
  • лото - игра заканчивается, когда все картинки накрыты соответствующими карточками;
  • игра с куклами - игра заканчивается, когда дети последовательно задействовали все предметы, лежащие на столе, и т.д.

В ситуациях, когда момент окончанияигры определить трудно, можно использовать песочные часы, секундомер, таймер или будильник.

Структура игровых занятий в малой группе включает следующие этапы:

1. Приветствие

2. Разогрев

В качестве разогревов подходят любые игры и игровые действия, которые приносят детям радость и стимулируют их к дальнейшей работе, например:

  • ведущий берет в руки плюшевую собаку и бегает за детьми, имитируя лай собаки и щекоча игрушкой каждого из детей;
  • ведущий надувает мыльные пузыри, а дети смотрят на них и ловят;

3. Формирование нового навыка

Ведущий предлагает детям игры, направленные на обучение новому навыку или навыку, находящемуся в стадии формирования.

4. Время свободной игры, релаксация

В зависимости от предпочтений детей и интенсивности занятия, детям предоставляется либо свободное игровое время, в течение которого они играют самостоятельно (чаще всего поодиночке), выбирая интересный игровой материал, либо время релаксации.

5. Закрепление предыдущих навыков

Ведущий группы предлагает детям игру, направленную на закрепление сформированного на более ранних этапах навыка.

6. Уборка игрового материала.

7. Прощание (до следующего занятия).

Структура занятия наглядно демонстрируется детям с помощью использования расписания, которое может быть представлено в виде:

  • Последовательно разложенных на скамейке предметов, которые символизируют определенные виды деятельности;
  • Фотографий, картинок с изображением определенных игр, последовательно прикрепленных магнитами к доске;
  • Схематических рисунков на доске, расположенных в соответствии со структурой занятия;
  • Карточек с напечатанными названиями игр.

Учитывая особенности психического развития ребенка-аутиста, следует уделять большое значение привлечению внимания детей друг к другу, активизации речи, формированию возможности выбора. Решить все эти проблемы поможет занятие «Круг». «Круг» - ритмически организованное занятие , направленное на привлечение детей друг к другу, участие в каком-нибудь общем деле. Игры в "Кругу" - упрощенный вариант сюжетно-ролевой игры в общепринятом смысле. У него очень простой, эмоционально насыщенный сюжет, доступные для понимания правила. Оно помогает ребенку перейти от менее структурированных занятий (игры) к более структурированным (уроку).

Действительно, среди аутичных детей есть такие, у которых расстройства проявляются в крайне тяжелой форме: они с трудом сосредоточиваются, неспособны даже к минимальной целенаправленной деятельности, чаще всего лишены речи.

Сформировать сюжетную игру в критический период у таких детей практически невозможно. Поэтому и задача ставится иначе: развивать не игру, а, пользуясь термином западных коллег, «активность», установить хотя бы элементарный контакт с ребенком, тактильный, на уровне совместной двигательной активности, простейших действий: разложить мозаику по коробочкам соответственно цвету или форме; нанизать колечки на палочку или крупные и средние пуговицы на разные нитки с помощью пластмассовой иголки и т.д.

Такая деятельность требует постоянного поощрения, но такого, которое хоть немного нравится ребенку: погладить по спинке, дать маленькую конфетку или кусочек печенья, покачать или покружить на руках. Любое поощрение сопровождается и соответствующей краткой и эмоциональной оценкой: «Молодец!», «Умница!».

Работая с аутичными детьми, следует иметь ввиду, что коррекционная работа будет продолжительной. Причем правильно организованная игр в дальнейшем оказывает существенное влияние на поведение ребенка, которое станет менее однообразным, стереотипным и более гибким. Правильное развитие игровой деятельности повлечет за собой более глубокое понимание детьми с РАС социального мира, сформирует у него способность к восприятию аспектов социального взаимодействия.

Литература

  1. Хаустов А.В., Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра. Аутизм и нарушения развития. № 1 (36). 2012.
  2. Янушко Е.А., "Игры с аутичным ребенком". Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. Издательство: Теревинф, 2014.