Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительном классе. Тема: «Звук (Б) (Б'), буква Б, б»

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: звук Б


Цель: познакомить с согласными звуками (Б) (Бʼ) и буквой Б,б.

Задачи:

  • Учить отличать слоговые звуки и буквы от других звуков и букв.
    Учить определять место звука в слове.
  • Учить писать печатную букву Б.
  • Формировать навык правильного и плавного, сознательного чтения слов с изученными буквами.
  • Развивать фонематический слух, связанную речь, внимание память, внимание.
  • Пополнять активный словарь по теме «Цирк».

Оборудование: звуковики, картинки клоунов, лента букв, магнитофон, предметные картинки, содержащие звуки [Б], [Б']: (банан, белка, барабан, азбука, букет, ребёнок), демонстрационная карточка с буквой Б.

Ход занятия

I. Оргмомент

Дети заходят в группу

Учитель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Учитель: Давайте улыбнёмся, пожелаем, друг другу удачи и настроимся на занятие.

На занятии не молчать,
Четко, ясно отвечать,
Слушать внимательно,
Ничего не пропускать,
Работать старательно.

II. Сообщение темы

- Ребята, вы любите цирк? (Да)

- К нам на занятие пришли два клоуна Бом и Бим, сегодня они помогут вам познакомимся с новыми звуками и буквой, которая обозначает их на письме.

- Клоуны Бом и Бим очень любят жонглировать! Что значит жонглировать? (Подкидывать предметы и ловить). Какими предметами можно жонглировать? (Мячами, палками, булавами, кольцами).

- Сегодня для клоунов вы будете зарабатывать реквизит, то есть предметы для жонглирования, это будут, мячи. Мы для них должны заработать по 6 мячиков.

III. Характериска звуков Б, Бʼ по артикуляционным и акустическим признакам

1 задание.

- Бом и Бим так торопились к нам на занятие, что забыли надеть шляпки, галстуки и ботинки.

- Как вы думаете, какого цвета шляпка, галстук и ботинки должны быть у Бома?

- Давайте произнесем имя Бом и понаблюдаем за первым звуком. Назовите первый звук. (Звук Б).

- Как вы думаете, звук Б гласный или согласный. Почему? Докажите. (Звук Б - согласный, потому что при произнесении воздух во рту встречает преграду, преградой являются губы)

- Определим, какой это звук твердый или мягкий. (Твердый)

- Каким цветом на звуковой схеме вы обозначаете твердые согласные звуки. (Синим)

- Давайте произнесем имя Бим и понаблюдаем за первым звуком. Назовите первый звук. (Звук Бʼ).

- Как вы думаете, звук Бʼ гласный или согласный. Почему? Докажите. (Звук Бʼ - согласный, потому что при произнесении воздух во рту встречает преграду, преградой являются губы)

- Определим, какой это звук твердый или мягкий. (Мягкий)

- Каким цветом на звуковой схеме вы обозначаете мягкий звук. (Зеленым)

- Ребята, вы догадались, какого цвета должны быть шляпка, ботинки у Бома? Почему? (Надо надеть на Бома синюю одежду, потому что первый звук в его имени твердый)

Ребята, вы догадались, какого цвета должны быть шляпка, ботинки у Бима? Почему? (Надо надеть на Бима зеленную одежду, потому что первый звук в его имени мягкий)

- Тогда выходите к доске и помогите клоунам, наденьте на них шляпки и ботинки.

Оценка. Скажите, ребята, правильно ли вы подобрали одежду для Бима и Бома. Тогда возьмите для них по одному мячу.

Перед следующим заданием, давайте немного потренируемся. Проговорим чистоговорку.

Чистоговорка.

Ба-ба-ба - в лесу стоит изба
Бе-бе-бе - сидит кошка на трубе.
Бу-бу-бу - кошка просится в избу.
Би-би-би - кошка громко не кричи!

Пальчиковая гимнастика

«По дорожке мы пойдём
В цирк с тобою попадём.
Выше пальчик поднимай
Дружно, весело шагай.
Руки вместе поменяем
И опять мы зашагаем
1-2-3-4-5
Будем весело играть».

2 задание. Знакомство с буквами Б,б. Работа над мелкой моторикой пальцев рук.

- Звуки [Б], [Б'] обозначаются буквой Б. Ребята, посмотрите на неё внимательно, на что она похожа, что она нам напоминает?

Буква Б, как бегемот,
У неё большой живот.

- Возьмите счетные палочки и выложите из них эту букву, а теперь давайте пропишем большую и маленькую букву Б в тетраде.

Звучит спокойная музыка, дети пишут в тетрадях букву Б, б.

Умнички! Наши клоуны заработали ещё по одному мячу.

3 задание. Определение место звуков [Б], [Б'] в словах.

- Посмотрим, что у нас в конверте ещё? (Картинки.)

- Ребята, назовите только те картинки, в которых есть звук [Б] или [Б'].

(Дети находят нужные картинки и определяют место звука в словах: в начале, в середине, в конце.)

(банан, белка, барабан, азбука, букет, ребёнок, собака, петух, зуб и т.д.)

Умнички! Наши клоуны заработали ещё по одному мячу.

Физминутка от Клоунов

На арену клоун вышел.
Кто из вас о нём не слышал?
Поклонился, улыбнулся,
Потянулся, повернулся.
Он присел, потом привстал,
Головою покачал.
Мы захлопали в ладоши,
Значит, клоун был хороший.

4 задание.

Чтение слогов, слов, текста

БА БЯ БО БЁ БУ БЮ БЫ БИ БЭ БЕ
АБ ЯБ ОБ ЁБ УБ ЮБ ЫБ ИБ ЭБ ЕБ

Бусы
Кабан
Боря

Боря кормит белку.

Умнички! Наши клоуны заработали ещё по одному мячу.

5 задание. Звуко-слоговой анализ и синтез.

Бу-сы

ба-бан

Бо-ря

Сколько слогов в слове «бусы»? (два)

Какой первый, второй?

Умнички! Наши клоуны заработали ещё по одному мячу.

6 задание кроссворд. Определите первый звук в названии предмета, который есть в шарике, начиная с первого, и напиши соответствующую букву в квадрат. Прочитайте слово.

(Молодцы!) Ребята, вот мы помогли клоунам заработать с вашей помощью по 6 мячиков.

IV. Закрепление

Подходит к концу наше занятие.

- Давайте еще раз повторим, всё, что мы узнали сегодня о букве Б.

На что она похожа?

- Сколько звуков обозначает? Два звука (Б, Бʼ).

V. Итог занятия

Ребята, вы сегодня были очень внимательными и прекрасно работали.

Рефлексия.

У вас на партах лежат смайлики, если вам было легко работать, то выберите смайлика с улыбкой, а если немного трудно, то выберите смайлика грустного.

Вам всем, огромное спасибо и небольшой подарок от Бома и Бима. (Бублики). Почему?

В слове бублики, есть звук «Б».