План-конспект урока "План местности"

Разделы: География, Профессия — педагог


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - география

Класс - 6

Тип урока - Актуализация знаний и умений
Тема урока - План местности

Цели:
1) Совершенствование умения составлять план местности с заранее заданными условиями.
2) Формирование личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Распознавать и отбирать условные знаки, необходимые для составления плана местности.
2. Овладение практическими умениями составлять план местности.
3. Овладение основами топографической грамотности и применения топографических знаний в практической деятельности.

1. Развивать познавательный интерес к предмету и творческие способности учащихся.
2. Развивать способности к самостоятельному анализу информации и ее преобразованию.

1. Развитие мотивации к изучению географии.
2. Умение определять границы собственного знания и «незнания».
3. Ориентация на выполнение морально-нравственных норм.
4. Формирование способности к самооценке и коррекции своей деятельности.

Ресурсы урока: проектор, экран, доска, раздаточный материал

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1 этап.
Орг. Момент
1 мин.

Здравствуйте, меня зовут Айталина Афанасьевна. Сегодня я проведу урок географии. Пожалуйста, организуем наше рабочее пространство и подготовимся к уроку. Разделимся на группы по три человека.
Девизом нашего урока будет пословица «Вместе трудиться - все может получиться».
- Как вы понимаете этот девиз?
По ходу урока вам предстоит выполнять задания. Работать вы будете в команде, а отвечать на задания будете по очереди. Очередность будем определять по вашим цветам, которые у вас прикреплены.
Слайд 1 Презентация

2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)
2 мин

Деятельность учителя
Слайд 2
- Иллюстрация, к какой сказке представлена на экране?
- Какова основная сюжетная линия сказки? Расскажите кратко.
- С какой проблемой столкнулась девочка?

Деятельность учащихся

- «Гуси-лебеди»
Рассказывают кратко сюжетную линию сказки
- Она не знала, куда лебеди унесли брата, только увидела, как они скрылись за лесом.

3 этап. Актуализация знаний
2 мин
Деятельность учителя
- Прослушайте следующий отрывок сказки:
«Вернулась девочка, глядь - братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда - нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, - братец не откликнулся».
- Почему девочка так себя повела?

Деятельность учащихся

- Напугалась, что ее накажут родители, за то, что она их ослушалась.

- В сказке говорится, что «Долго она бегала по полям, по лесам. День близится к вечеру».
- Поставьте себя на место девочки. С чего бы вы начали поиски братца на неизвестной вам местности?
- Что такое план местности?

- Изучили карту или план данной местности, не пришлось бы целый день безрезультатно бегать в поисках братца.

- Это чертеж, на котором условными знаками показано сверху уменьшенное изображение небольшого участка земной поверхности.

- Чем план отличается от карты?
Слайд 3
1) масштабом - 1 см на плане соответствует меньшее расстояние на местности;
2) условными знаками - на плане они специальные и подробные;
3) охватом территории - на плане подробно показывается меньшая, чем на карте территория.

- Так что вы возьмете собой на поиски - план или карту?

- План.

4 этап.
Постановка и совместное исследование проблемы.
2 мин.

Как мы назовем тему нашего урока? Слайд 4
- Но плана сказочной местности не существует. Как нам быть? Как помочь девочке найти братца? Попробуйте сформулировать цель нашей работы на уроке.
- Верно, мы сами составим план местности, на которой происходит действие сказки «Гуси-лебеди».

- План местности

- Цель нашего урока; составить карту или план местности, на которой происходит действие сказки «Гуси-лебеди».

5 этап. Моделирование
5 мин.

6 этап. Переход к этапу решения частных задач.
7 мин.

-Что вам необходимо вспомнить, повторить, чтобы составить этот план местности? Обсудите в группе.
Слайд 5
- Давайте потренируемся, прочитайте текст и найдите слова, которые мы можем заменить условными знаками.
- Молодцы!
- Мы с вами потренировались, давайте разберем, какие действия мы решили. Слайд 6
• проанализировать текст сказки;
• отобрать топографические знаки необходимые для составления плана;
• составить план местности, на которой происходит действие сказки. Слайд 7

- Условные знаки

Тренируются

Деятельность учителя
Найдите конверт №1. Что в нем находится?
Отберите знаки, которые к плану местности не имеют никакого отношения? Я даю вам немного времени, работайте в группах. Слайд 8

Встаньте, пожалуйста, те у кого фиолетовые цвета. Объясните, какие знаки вы отобрали и почему?

Откройте, пожалуйста, конверт №2. Что в нем находится?
Прочитайте отрывок сказки и найдите нужные вам условные знаки.
Встаньте, пожалуйста, те у кого зеленые цвета. Объясните, какие знаки вы отобрали. Слайд 8
Теперь, пожалуйста, выложите фрагмент плана на информационной таблице. Имейте в виду, что знаки должны быть расположены в той последовательности, в какой они появляются в тексте. Слайд 8
Кто еще не выступал, встаньте, пожалуйста, Вам сейчас предстоит защищать работу команды. Запомните расположение ваших условных знаков и покажите, как вы их расставили на доске.
Слайд 9
Пожалуйста, по очереди выйдите к доске, начиная с первой команды.
Ира, прочитай свой текст

Какие мы с вами молодцы!

Деятельность учащихся
Условные знаки

Отбирают

Встают, объясняют

Отрывок сказки «Гуси-лебеди»

Объясняют

Встают

7 этап. Итоги и Итоги и презентация
8 мин

Деятельность учителя
- Что мы сделали для того, чтобы помочь девочке? Этот план поможет девочке найти брата?
Но это всего лишь сказка. «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!» А как Вы думаете, такая ситуация может произойти по-настоящему? Давайте посмотрим на видеофрагмент. С маленькой 4-летней Кариной 2 года назад произошло то, чего боятся больше всего на свете. Она потерялась. Целых 12 дней она одна блуждала по тайге, пока ее не спасли.
- Может ли такая ситуация произойти с Вами? (- Может)
- Какие бы знания Вам помогли, чтобы избежать такой ситуации? (- Знание плана местности и условных знаков)

Деятельность учащихся
Варианты учащихся.

Составили план местности
- Да.

8 этап. Домашнее задание
1 мин

Деятельность учителя
У большинства из вас наверно есть младшие сестры и братья, чтобы они не оказались в такой ситуации, нарисуйте дома план местности от школы до своего дома

Деятельность учащихся

9 этап.
Рефлексия и оценивание
2 мин

- Вам понравился урок?
У Вас на партах лежат ладошки. Напишите с помощью прилагательных о сегодняшнем уроке.
Спасибо оставьте ладошки на парте я обязательно посмотрю

- Команды посовещайтесь, кто был наиболее активен и полезен в работе группы?
Это мои ладошки и я хочу подарить их Вам.
- Наш урок окончен! Спасибо за урок!