Внеклассное мероприятие по химии "Лабиринты Химидора"

Разделы: Химия, Внеклассная работа

Классы: 7, 8

Ключевые слова: игра по химии, дидактическая игра


Предмет: химия.

Продолжительность: 60 минут (по желанию учителя продолжительность может быть изменена, либо могут быть использованы отдельные игры по желанию учителя).

Технологии: игровые технологии (педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся).

Игровая форма обучения - один из видов учения. Данная игра является дидактической, так как обязательным ее элементом является обучение и в сочетании с элементами занимательности, динамичности, личностного участия каждого ученика усвоение конкретных знаний отодвигается на второй план, уступая место самому процессу игры, который привлекает учащихся.

Учебная цель: провести в увлекательной форме своеобразный смотр знаний обучающихся 7-8 классов и проверить сформированность у них различных умений.

Задачи:

Образовательные:

  • расширение и углубление полученных первоначальных химических знаний.

Развивающие:

  • развивать мышление, умения делать логические выводы;
  • развивать навыки работы с химическим оборудованием, с ПТ Д.И.Менделеева, способствовать установлению межпредметных связей;
  • учить логически рассуждать, вести дискуссию;

Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные навыки, умение общаться в группе, отстаивать свое мнение и уважительно относиться к мнению других.

Ход мероприятия

Проводят мероприятие: учитель и помощники из старших классов.

Приветствие

Зачем нам нужна эта химия?
Что же полезного в ней?
Ведь алгебра, музыка, физика.
Намного, наверно нужней?
Ведь алгебра, музыка, физика.
Ведут человека вперёд.
Без них ваша жизнь немыслима.
Без них человек не живёт!

Но химия самая важная.
И больше других вам нужна!
Откуда у вас напитки?
Откуда посуда, еда?
Откуда у вас лекарства,
Косметика, мыло ,духи,
Ткани, квартиры убранство?
Всем химии обязаны мы.
Она интересна , загадочна.
Но нужно её учить.
Зачем же нужна эта химия?
Нужна она вам, чтобы жить!

Распределение на факультеты с помощь распределительной шляпы. Участник садится на стул, на него одевают шляпу и помощники определяют факультет: Химидорф или Химизен. После выдают эмблему игры.

- Для зачисления на факультет вам всем необходимо пройти испытания, показать всё на что вы способны!

Испытание 1. В тёмной лаборатории

- В Химидоре вам придется работать в различных лабораториях. Представьте, что вы оказались в тёмной лаборатории, а профессор ждёт от вас лабораторное оборудование. Нужно найти буквально на ощупь.

Участники на ощупь определяют 5 объектов и называют их применение.

Испытание 2. Занятие «Зелье-варенье»

На свитках раздаётся задание. Нужно последовательно провести химические реакции, сделать записи и прокомментировать результаты.

Например:

  1. Взять гидроксид натрия. Добавить каппою фенолфталеина. Добавить серную кислоту. Добавить хлорид бария.
  2. Взять хлорид меди. Добавить гидроксид натрия. Добавить серную кислоту. Добавить железо.

Испытание 3. Лабиринты Химидора

Каждый участник получает карточку- лабиринт. Нужно найти потайные комнаты, и их постояльцев. (найти по номеру элемента его место: период, группу и название элемента в ПС)

Например: № 1,4,14,33,20, 50

Н

Ве

Si

Ca

Испытание 4. ТБ

1 вариант. Вам выдан текст гимна химиков. Найдите в нем нарушения ТБ. Прокомментируйте.

Мы рождены, чтоб вылить все, что льется,
Рассыпать то, чего нельзя пролить.
Гидролиз нам всю жизнь учить придется.
И вечно, вечно химию учить.

Припев:

Всё выше, и выше, и выше
Летит рыжий бром к небесам,
И кто этим бромом подышит,
Становится химиком сам.

Мы дышим все аммиаком и хлором,
И кислотой до сердца прожжены.
Предосторожность мы считаем вздором,
И все на вкус попробовать должны.

Припев:

Всё выше, и выше, и выше.
К вершинам науки идём.
И если с пути не собьёмся.
Учебник до корки прочтём.

Хоть иногда мы получаем двойки
Перед контрольной мы всегда дрожим,
Мы молодцы, мы будем очень стойки.
Научный подвиг может совершим!

2 вариант. Помощники показывают различные ситуации с нарушение ТБ. Участники фиксируют в бланках ответов и потом комментируют.

В заключении этого испытания зачитываются правила Тб - юморинки (см. презентацию)

Испытание 5. Ох уж , эти элементы!

1.

Он яркой звездой загорается,
Белый и легкий металл,
Он в 13 клетке таблицы
Почетное место занял (алюминий)

2.

Рассеян по земле он повсюду,
Немного есть его в морской воде
Рассказывать не буду, как обнаружен он везде,
Летучий, темный, кристалличный
Он мало растворим в воде,
Раствор спиртовый столь типичный
В аптеке встретится везде (йод)

3.

Белы его соединения, в воде бывает иногда,
Не вызывает то сомненья, что это жесткая вода
В Финляндии и на Урале цветные карбонаты есть его,
А белоснежные в Карраре
Таким в дворцах, большая честь (кальций)

4.

Тяжелый, жидкий и пахучий, подвижен, сильно ядовит
Удушлив и весьма летучий сквозь поры пробки он летит
В солях почти везде бесцветен,
Есть в Сакском озере в Крыму,
Лечебным действием замечен и всем известен потому (бром)

5.

В воде обычно он хранится,
Свет излучает в темноте,
Искать в природе лучше не трудитесь,
Свободным нет его нигде,
Воспламеняться сам он может,
К тому же сильно ядовит,
Так отвечай без промедленья,
Коль в пятой группе он стоит (фосфор)

6.

Он нужен всем, когда лишь связан,
А вяжется с большим трудом,
Весь мир живых существ обязан
Ему растительным белком.
Распространен во всех трех царствах,
Освобождается в огне,
Есть он и в красках, и в лекарствах,
Он нужен в мире и в войне (азот)

7.

В солях бесцветен, безопасен, полезен
Безусловно всем
Становится весьма опасен, когда свободен,
И совсем тогда он ядовит, окрашен,
Может слаться по земле.
Удушлив, казался страшен, как первый газ
Из отравляющих веществ (хлор)

8.

Достоин газ тот удивленья,
Его применяют сейчас
Для резки металлов и сталеваренья,
И в доменных разных печах,
Везет его летчик в небесные дали,
Подводник с собою берет,
Вы верно уже догадались,
Что газ этот (кислород)

9.

Бесчисленны его соединения, какие образует он
В них происходят изменения, которым имя легион
Он в чистом виде - черный, мрачный, не плавкий и едва горит
Бывает как кристалл прозрачный, в котором блещет солнца луч (углерод)

10.

Везде в нашей жизни привычный,
Металл тот сопутствует нам,
На вид он блестящий и в общем обычный,
Среднеактивный, пластичный металл,
Он в войнах нашел примененье
И в сельском хозяйстве, в быту.
С ним связан любимый Урал без сомненья. (железо)
Сейчас я его назову...

Испытание 6. Хвала химии (домашнее задание)

Подведение итогов. Сначала подводятся итоги индивидуальные, затем суммируются по факультетам. Отмечают лучший факультет и лучшего ученика на каждом факультете. Во время подведения итогов помощники работают с участниками. (Весёлая памятка)

Заключительное слово

Посвящение в химики.

Всеми исполняется гимн химиков.

Эмблемы