Предмет: химия.
Продолжительность: 60 минут (по желанию учителя продолжительность может быть изменена, либо могут быть использованы отдельные игры по желанию учителя).
Технологии: игровые технологии (педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся).
Игровая форма обучения - один из видов учения. Данная игра является дидактической, так как обязательным ее элементом является обучение и в сочетании с элементами занимательности, динамичности, личностного участия каждого ученика усвоение конкретных знаний отодвигается на второй план, уступая место самому процессу игры, который привлекает учащихся.
Учебная цель: провести в увлекательной форме своеобразный смотр знаний обучающихся 7-8 классов и проверить сформированность у них различных умений.
Задачи:
Образовательные:
- расширение и углубление полученных первоначальных химических знаний.
Развивающие:
- развивать мышление, умения делать логические выводы;
- развивать навыки работы с химическим оборудованием, с ПТ Д.И.Менделеева, способствовать установлению межпредметных связей;
- учить логически рассуждать, вести дискуссию;
Воспитательные:
- воспитывать коммуникативные навыки, умение общаться в группе, отстаивать свое мнение и уважительно относиться к мнению других.
Ход мероприятия
Проводят мероприятие: учитель и помощники из старших классов.
Приветствие
Зачем нам нужна эта химия?
Что же полезного в ней?
Ведь алгебра, музыка, физика.
Намного, наверно нужней?
Ведь алгебра, музыка, физика.
Ведут человека вперёд.
Без них ваша жизнь немыслима.
Без них человек не живёт!Но химия самая важная.
И больше других вам нужна!
Откуда у вас напитки?
Откуда посуда, еда?
Откуда у вас лекарства,
Косметика, мыло ,духи,
Ткани, квартиры убранство?
Всем химии обязаны мы.
Она интересна , загадочна.
Но нужно её учить.
Зачем же нужна эта химия?
Нужна она вам, чтобы жить!
Распределение на факультеты с помощь распределительной шляпы. Участник садится на стул, на него одевают шляпу и помощники определяют факультет: Химидорф или Химизен. После выдают эмблему игры.
- Для зачисления на факультет вам всем необходимо пройти испытания, показать всё на что вы способны!
Испытание 1. В тёмной лаборатории
- В Химидоре вам придется работать в различных лабораториях. Представьте, что вы оказались в тёмной лаборатории, а профессор ждёт от вас лабораторное оборудование. Нужно найти буквально на ощупь.
Участники на ощупь определяют 5 объектов и называют их применение.
Испытание 2. Занятие «Зелье-варенье»
На свитках раздаётся задание. Нужно последовательно провести химические реакции, сделать записи и прокомментировать результаты.
Например:
- Взять гидроксид натрия. Добавить каппою фенолфталеина. Добавить серную кислоту. Добавить хлорид бария.
- Взять хлорид меди. Добавить гидроксид натрия. Добавить серную кислоту. Добавить железо.
Испытание 3. Лабиринты Химидора
Каждый участник получает карточку- лабиринт. Нужно найти потайные комнаты, и их постояльцев. (найти по номеру элемента его место: период, группу и название элемента в ПС)
Например: № 1,4,14,33,20, 50
Н | |||||||
Ве |
|||||||
Si |
|||||||
Ca |
|||||||
Испытание 4. ТБ
1 вариант. Вам выдан текст гимна химиков. Найдите в нем нарушения ТБ. Прокомментируйте.
Мы рождены, чтоб вылить все, что льется,
Рассыпать то, чего нельзя пролить.
Гидролиз нам всю жизнь учить придется.
И вечно, вечно химию учить.
Припев:
Всё выше, и выше, и выше
Летит рыжий бром к небесам,
И кто этим бромом подышит,
Становится химиком сам.Мы дышим все аммиаком и хлором,
И кислотой до сердца прожжены.
Предосторожность мы считаем вздором,
И все на вкус попробовать должны.
Припев:
Всё выше, и выше, и выше.
К вершинам науки идём.
И если с пути не собьёмся.
Учебник до корки прочтём.Хоть иногда мы получаем двойки
Перед контрольной мы всегда дрожим,
Мы молодцы, мы будем очень стойки.
Научный подвиг может совершим!
2 вариант. Помощники показывают различные ситуации с нарушение ТБ. Участники фиксируют в бланках ответов и потом комментируют.
В заключении этого испытания зачитываются правила Тб - юморинки (см. презентацию)
Испытание 5. Ох уж , эти элементы!
1.
Он яркой звездой загорается,
Белый и легкий металл,
Он в 13 клетке таблицы
Почетное место занял (алюминий)
2.
Рассеян по земле он повсюду,
Немного есть его в морской воде
Рассказывать не буду, как обнаружен он везде,
Летучий, темный, кристалличный
Он мало растворим в воде,
Раствор спиртовый столь типичный
В аптеке встретится везде (йод)
3.
Белы его соединения, в воде бывает иногда,
Не вызывает то сомненья, что это жесткая вода
В Финляндии и на Урале цветные карбонаты есть его,
А белоснежные в Карраре
Таким в дворцах, большая честь (кальций)
4.
Тяжелый, жидкий и пахучий, подвижен, сильно ядовит
Удушлив и весьма летучий сквозь поры пробки он летит
В солях почти везде бесцветен,
Есть в Сакском озере в Крыму,
Лечебным действием замечен и всем известен потому (бром)
5.
В воде обычно он хранится,
Свет излучает в темноте,
Искать в природе лучше не трудитесь,
Свободным нет его нигде,
Воспламеняться сам он может,
К тому же сильно ядовит,
Так отвечай без промедленья,
Коль в пятой группе он стоит (фосфор)
6.
Он нужен всем, когда лишь связан,
А вяжется с большим трудом,
Весь мир живых существ обязан
Ему растительным белком.
Распространен во всех трех царствах,
Освобождается в огне,
Есть он и в красках, и в лекарствах,
Он нужен в мире и в войне (азот)
7.
В солях бесцветен, безопасен, полезен
Безусловно всем
Становится весьма опасен, когда свободен,
И совсем тогда он ядовит, окрашен,
Может слаться по земле.
Удушлив, казался страшен, как первый газ
Из отравляющих веществ (хлор)
8.
Достоин газ тот удивленья,
Его применяют сейчас
Для резки металлов и сталеваренья,
И в доменных разных печах,
Везет его летчик в небесные дали,
Подводник с собою берет,
Вы верно уже догадались,
Что газ этот (кислород)
9.
Бесчисленны его соединения, какие образует он
В них происходят изменения, которым имя легион
Он в чистом виде - черный, мрачный, не плавкий и едва горит
Бывает как кристалл прозрачный, в котором блещет солнца луч (углерод)
10.
Везде в нашей жизни привычный,
Металл тот сопутствует нам,
На вид он блестящий и в общем обычный,
Среднеактивный, пластичный металл,
Он в войнах нашел примененье
И в сельском хозяйстве, в быту.
С ним связан любимый Урал без сомненья. (железо)
Сейчас я его назову...
Испытание 6. Хвала химии (домашнее задание)
Подведение итогов. Сначала подводятся итоги индивидуальные, затем суммируются по факультетам. Отмечают лучший факультет и лучшего ученика на каждом факультете. Во время подведения итогов помощники работают с участниками. (Весёлая памятка)
Заключительное слово
Посвящение в химики.