Урок - знакомство с профессиями, связанными с обработкой древесины.
Цель: презентация опыта работы по формированию нравственных ориентиров, трудолюбия, осознанности труда, расширение знаний о различных видах профессий у учащихся с ОВЗ.
Задачи:
- вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей;
- расширять знания и представления о профессиях;
- обогащать словарный запас, развивать связную речь, учить ребят давать полные ответы на вопросы.
План.
- Аннотация.
- Ключевые слова.
- Цель.
- Сценарий урока.
- Вывод.
Каждый из людей делает свой выбор в жизни, кем он хочет стать. Выбор профессий действительно очень велик, а выбор того, кем стать по жизни один из самых ответственных. Поэтому так важно, чтобы дети с ранних лет знали, чем занимается лесничий, что делают вальщик и распиловщик, кто такой столяр. Давайте посмотрим на мир трудяг глазами школьника.
«Кто смастерил скворечник?».
Учитель.
- «Из дальних стран вернулся я,
Чтоб вас порадовать, друзья.
Весна пришла! Зиме - конец!
Я - птица ранняя (скворец).
- Как люди встречают прилетающих птиц? Зачем они это делают?
Люди строят скворечники, чтобы помочь пернатым. И это здорово, потому что с каждым годом у птиц становится всё меньше мест для гнездования. Птицы уничтожают вредных насекомых, помогают сохранить зелёные насаждения. А как хороши их весенние трели!
Учитель.
Чтобы мир звенел от песен
По дуплянке мы повесим.
Обеспечим птиц жильём:
Каждой паре - новый дом.
Учитель. - В стихотворении встретилось слово «дуплянка». Что это такое?
Дуплянка - это самодельный скворечник, синичник. Это - искусственное гнездовье для птиц. Его изготавливают из обрезка бревна, выдалбливая сердцевину.
Демонстрация кормушки и скворечника.
Учитель. - Которое изделие является скворечником? Объясните свой выбор.
Учащиеся. - Скворечник - это искусственное гнездовье. Кормушка - столовая для птиц.
Как же появляется на свет скворечник? Сегодня мы это узнаем.
Презентация сопровождается чтением стихотворений учащимися.
1.Лесничий.
2.Вальщик.
3.Распиловщик.
4.Столяр.
1 ученик.
Вот дом стоит в густом лесу,
А в нём живёт лесничий.
Он здесь не сторожит лису
И не стреляет дичь он.
2 ученик.
С рассветом раньше всех встаёт
Шагает в чащу смело.
И начинается обход,
Лесничий занят делом.
3 ученик.
Ни браконьерам, ни ворам
Нигде не даст слабинку,
Убережёт от топора берёзу и осинку.
4 ученик.
Пушистых ёлочек отряд
Спасёт под Новый год он.
Сохранность леса для людей-
Вот в чём его работа.
5 ученик.
Я - вальщик леса. Это значит,
Что должен дерево свалить.
Чтоб пильщик в специальном цехе
Мог древесину распилить.
6 ученик.
А в пыльном воздухе опилки
Висят восторженны и пылки,
А пильщик - кепка на затылке,
Срезает ветки и развилки.
И ходит звон по лесопилке.
7 ученик.
У Семёна - столяра
Дело спорилось с утра;
Он строгал, сверлил, пилил,
Гвоздик молотком забил.
А шуруп блестящий вёрткий
Быстро завернул отвёрткой.
8 ученик.
Ножовка в руке:
Мастерю табуретку
Есть гвозди и клещи,
Стамеска, рулетка
Рубанок и дрель,
Молоток и отвёртка, наждачной бумаги
Лежит целый свёрток.
9 ученик.
Не думай, что это простая работа.
Я ей занимаюсь с большою охотой.
Игра «Волшебная коробочка». Детям предлагается подобрать инструмент к карточкам с их названиями, объяснить свой выбор.
Например: Ножовка - похожа на нож с острыми зубцами, значит ей можно пилить.
Инструменты и карточки.
Ножовка, дрель, рубанок, отвёртка, клещи, молоток, рулетка, стамеска.
Учитель. Назовите знакомые инструменты. Какие инструменты вы видите впервые? Для чего они предназначены?
Исключение.
Учитель. - В коробочке есть ещё один инструмент. Для чего предназначен он?
Учащиеся. -Это музыкальный инструмент - маракасы.
Учитель. Назовите профессию человека, который использует в работе инструменты из коробочки.
Учащиеся. - Столяр.
10 ученик.
Молоток в работе нужен.
И с пилою столяр дружен.
Он дощечки распилил
И скворечник смастерил.
Учитель. - Сегодня мы тоже попробуем смастерить скворечник. Ваши инструменты - это умелые ручки. Подготовим их работе.
Физминутка «Кутики».
Работа в группах. Изготовление скворечника из сборной деревянной модели.
Демонстрация готовых изделий.
Учитель.
В парке нашем новоселье,
Птичье звонкое веселье:
Клёкот, щебет и рулады.
Мы весенним птицам рады!
Приготовили дворцы.
В них поселятся …
(Скворцы)
- Назовите профессии людей, которые потрудились, чтоб появился скворечник?
Развитие зрительного гнозиса и гимнастика для глаз.
Учитель. - Перед вами коллаж «Все профессии нужны, все профессии важны». Найдите глазками, покажите указкой и назовите профессии людей, о которых мы говорили сегодня.
- А теперь задание сложнее. Буквы в словах рассыпались. Восстановите слова.
Игра «Собери слово».
лйсичиен калщвиь всирлощаикп ортляс
Учитель. Расположить названия профессий в нужной последовательности.
Давайте рассмотрим изделия из древесины на нашей выставке (посуда, шкатулки, музыкальные инструменты, школьные принадлежности, настольные игры). Сколько людей потрудились, чтобы они появились на свет! Об их профессиях мы поговорим на следующем уроке.
Вывод: Каждая профессия интересна и сложна по-своему и, конечно, очень важна, потому что любая вещь рождается, благодаря ни одному мастеру.