"Ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знание на деле".
(Аристотель)
Цели урока:
Образовательные:
- Рассмотреть состав и классификацию кислот;
- Продолжить формирование умений записывать формулы веществ основных классов неорганических соединений;
- Продолжить формирование умений определять степень окисления химических элементов в соединениях;
Развивающие:
- Продолжить развитие мыслительных умений учащихся: сравнивать, анализировать, делать выводы;
- Продолжить развитие навыков экспериментальной работы;
- Продолжить развитие общеучебных умений и навыков;
- Развивать интерес к предмету.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру умственного труда и сотрудничества;
- Воспитывать чувство ответственности, аккуратности;
- Способствовать созданию благоприятного психо-эмоционального климата на уроке;
- Воспитывать интерес к химии.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа);
- Иллюстративные;
- Демонстрационные;
- Частично-поисковый, проблемный, исследовательский.
Оборудование и реактивы: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация, образцы кислот: соляная, серная, аскорбиновая, уксусная, лимонная, пробирки, штативы для пробирок, индикаторы, тетради, рабочие листы, таблицы с формулами кислот.
Девиз урока: «День прожит не зря, если ты узнал что-то новое».
Ход урока
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приветствуем вас на уроке химии. Чтобы наш урок прошел плодотворно, интересно, хотим проверить вначале ваши знания.
Ребята, мы с вами приступили к изучению классов неорганических соединений. С какими классами веществ мы уже успели познакомиться? (Оксиды, гидриды и летучие водородные соединения, основания).
СаО, SО2, Fе2О3, Nа2О, Сl2О7 (Слайд 1)
1. Формулы каких веществ вы видите?
2. Какие вещества называют оксидами?
3. К какому классу принадлежат следующие вещества КОН, Аl(ОН)3, Ва(ОН)2, Сu(ОН)2?
4. Какие вещества относят к основаниям?
5. Отчего зависит число гидроксильных групп в основании? (От степени окисления металла.)
Задание на классификацию соединений. (Слайд 2)
Распределите приведенные ниже вещества на три группы. Назовите эти группы
СаО, Аl(ОН)3, СuО, НСl, Н2О, Сl2О7, Fе(ОН)2, НNО3, NаОН, Н2SО4.
Оксиды
|
Основания |
Кислоты |
СаО, СuО, Н2О, Сl2О7 |
Аl(ОН)3, Fе(ОН)2, NаОН |
НСl, НNО3, Н2SО4 |
3. Изучение нового материала
В третью группу вы поместили пока что, незнакомые вам вещества, которые относятся к классу кислот. Именно с веществами этого класса мы и будем знакомиться сегодня. Итак, тема нашего урока «Путешествие в мир кислот». Запишите тему урока в рабочую тетрадь. (Слайд 3)
Что же нам необходимо знать о кислотах? Что у них общего? (Состав, формулы, названия, классификации, значение, правила техники безопасности).
4. Многообразие кислот (Слайд 4)
Кислоты широко распространены в природе. Мы ежедневно сталкиваемся с ними в нашей жизни. Так, в желудке человека имеется кислота бескислородная одноосновная кислота соляная кислота - своебразный санитарный кордон для микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, а также необходим при пищеварении.
В природе широко распространены следующие органические кислоты:
- лимонная кислота содержится в лимонах, (сообщение)
- аскорбиновая кислота в ягодах (черная смородина и красная смородина и т.д).
- муравьи защищаются от врагов, разбрызгивая жидкость, содержащую муравьиную кислоту. Эта кислота содержится в пчелином яде и жгучих волосках крапивы.(сообщение)
5. План изучения кислот (Слайд 5)
- Состав.
- Классификация.
- Номенклатура и соответствующие оксиды
- Значение и применение.
- Правила техники безопасности при работе с кислотами.
6. Состав кислот (Слайд 6)
Вы видите формулы трех кислот: хлороводородной НСl, серной Н2SО4 и фосфорной кислот Н3РО4. Что общего в их составе?
Да, это присутствие в их составе атомов водорода, с которого начинаются все три формулы. Остальная часть называется кислотным остатком.
Кислоты - сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.
7. Классификация кислот
А) по наличию кислорода. (Слайд 7)
Обратите внимание на отличия в кислотных остатках двух групп кислот на доске. В чем заключается это отличие?
Правильно, кислотные остатки серной, азотной, фосфорной и хлорной кислот содержат кислород, а кислотные остатки хлороводородной, бромоводородной, сероводородной и фтороводородной кислот кислорода не содержат.
Наличие кислорода или его отсутствие - один из признаков классификации кислот. По этому признаку кислоты подразделяют на две группы: бескислородные и кислородсодержащие. Приведите примеры бескислородных и кислородсодеражщих кислот из таблицы.
Б) Классификация кислот по основности. (Слайд 8)
Посмотрите на формулы кислот на доске. Они распределены на три группы по определенному признаку. Как вы думаете, что это за признак?
Основность - число атомов водорода в кислоте.
Приведите примеры одноосновных, двухосновных и трехосновных кислот из таблицы.
По числу атомов водорода можно определить общий заряд кислотного остатка, который при растворении в воде образует отрицательно заряженный ион.
Водород при растворении образует положительно заряженный ион, заряд которого равен +1. Обозначение заряда иона имеет свои особенности.
В) Классификация кислот по растворимости в воде (Слайд 9)
Кстати, способности растворяться в воде - ещё один признак классификации кислот. По этому признаку все кислоты подразделяют на две группы: растворимые и нерастворимые. Давайте приведем примеры, используя таблицу растворимости.
Определите оксиды, соответствующие кислотам. (Слайд)
- Н2SО4 → SО3
- Н2SО3 → SО2
- НNО3 → N2О5
- НNО2 → N2О3
Номенклатура кислот
Бескислородные кислоты:
К названию кислотообразующего элемента добавляют гласную «о» и слова «водородная кислота»
- HCl - хлороводородная кислота
- Н2S - сероводородная кислота
Кислородсодержащие кислоты:
К русскому названию кислотообразующего элемента добавляют суффикс:
Если элемент проявляет высшую СО (равную № группы)
+6
- «-н» и окончание «-ая»: H2SO4
серная кислот
Если СО элемента ниже высшей
+4
- «-ист» и окончание «-ая»: H2SO3
сернистая кислота
8. Значение кислот в природе и жизни человека (Слайд 13-14)
- Кислоты в природе
- Кислоты в жизни человека
- В организме человека
- В кулинарии продуктах питания
- В медицине
- В народном хозяйстве
- Кислотные дожди
9. Правила техники безопасности при работе с кислотами (Слайд 15-16)
В ХIХ веке в Германии жил и работал ученый Юстус Либих. Он был экспериментатором от Бога, с ранних лет с увлечением помогал отцу готовить лаки, краски и лекарства. Однажды на уроке греческого языка у Либиха взорвался ранец с гремучей ртутью. Отец, убедившись, что мальчик не создан для гимназии, отдал его в ученики аптекарю. Через несколько месяцев тринадцатилетний химик лучше учителя знал, как составлять лекарства. После очередного взрыва его выгнали, но занятий химией он не оставил и в возрасте 23 лет он стал профессором Гиссенского университета. Вот как описывает Карл Фогт - химик, работавший вместе с Либихом один случай. «Входит Либих, у него в руках склянка с притёртой пробкой. «Ну-ка, обнажите руку», - говорит он Фогту и влажной пробкой прикасается к руке. «Не правда, ли, жжёт? - невозмутимо спрашивает Либих. - Я только что добыл безводную муравьиную кислоту». Как вы думаете, правильно ли обращался Либих с кислотами?
(Нет. При работе с химическими веществами надо быть аккуратными: убрать волосы, закатать рукава одежды, наливать не более 1-2 мл растворов, держа банку этикеткой вверх.)
Каким образом, не прибегая к экстремальным методам, можно определить кислоту?
10. Закрепление знаний
Лабораторный опыт
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА:
Форма работы: парная.
Время работы - 5-7 минут.
Задание: Сегодня мы будем исследовать окраску индикаторов в кислотных средах.
Оборудование и реактивы: 3 пробирки с соляной и 3 пробирки с лимонной кислотами, жидкие индикаторы: лакмус, фенолфталеин и метилоранж, стеклянные палочки.
Правила техники безопасности: Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.
Проведение опыта и оформление результатов:
1 группа:
В пробирку с соляной кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Во 2-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
В 3-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
2 группа:
В пробирку с лимонной кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Во 2-ю пробирку с лимонной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
В 3-ю пробирку с лимонной кислотой добавьте каплю лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Действие кислот на индикаторы
Индикатор |
Окраска индикатора в воде |
Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (HCl) |
Окраска индикатора в лимонной кислоте |
Лакмус |
Желтая |
||
Фенолфталеин |
Бесцветная |
||
Метилоранж |
Оранжевая |
Обсуждение результатов и формулирование выводов:
- Какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах? (Лакмус и метилоранж)
- Одинаковые ли изменения цвета этих индикаторов вы наблюдали в обеих кислотах? (Да)
- Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж и в соляной, и в лимонной кислотах? (Лакмус стал красным, а метилоранж - розовым)
На основании проведенных опытов сделаем выводы:
независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы изменяют свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.
- С чем же это связано? (С наличием атомов водорода)
При наличии времени. Задание на слайде
11. Подведение итогов. Рефлексия
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Продолжите фразу
- Сегодня на уроке я узнала…
- Я научилась…
- Мне было непонятно…
- Для меня этот урок…
- Интерес вызвало, то …
- Затруднения возникли когда…
Домашнее задание. §32, с. 100-104, выучить формулы и названия кислот задание 1, с.104 (учебник).