Опыт работы с одаренными детьми и талантливой молодежью на занятиях изобразительной деятельности

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: одаренные дети


Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. На современном этапе права и обязанности работы с одаренными детьми взяла на себя система дополнительного образования, которая из «довеска» к основному обучению превратилась в ведущий фактор формирования «образовательной индивидуальности» личности.

В статье определены наиболее эффективные стратегии индивидуального роста одаренного ребенка, его способности к самоопределению и самоорганизации. Особое внимание обращено на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе индивидуализированного образования. В решении этих задач в студии изобразительного искусства накоплен определенный опыт. Об этом опыте работы с одаренными детьми хотелось бы поделиться.

Выявление одаренных детей - длительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка, включающий задачи обучения и воспитания, а также оказание психологической помощи и поддержки. Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Чтобы выявить одаренного ребенка, педагогу необходимо понимать значение понятия «одаренность». По определению А.М.Матюшкина, одаренность понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

С целью обучения изобразительному искусству детей в изостудии «Вдохновение» «Центра внешкольной работы», руководителем которой являюсь более 20 лет, я разработала разноуровневые дополнительные общеразвивающие программы, начиная с раннего дошкольного возраста - ознакомительная программа «Акварелька» для учащихся 5-6 лет. Затем реализуются базовые программы «Карандаш и К» (6-9 лет), «Изобразительное искусство» (10-14 лет) и «Творческая мастерская «Вернисаж» (13-17 лет). Таким образом, у меня появляется возможность уже с раннего возраста выявить одаренного ребенка путем наблюдения, анализа, диагностики, мониторинга успеваемости обучающегося. Хочется отметить, что явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»). Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Таким образом, с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или о высоких потенциальных возможностях ребенка. Можно адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако, далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно. Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Во избежание таких случаев, ребенку оказывается помощь и поддержка, необходимая для развития его способностей. Разрабатываю маршруты индивидуального обучения, программы индивидуального развития «Ступени к успеху» и др. Из опыта моей работы с детьми были случаи, когда именно такие «неперспективные» дети добивались высочайших результатов. Например, Иванова Анна, Новикова Анастасия. Они пришли в изостудию «Вдохновение» в дошкольном возрасте. На протяжении четырех - пяти лет не проявляли особых способностей к рисованию, но очень любили заниматься изобразительной деятельностью. Сегодня они - победители многих всероссийских, международных конкурсов. Новикова Анастасия и Иванова Анна являются муниципальными стипендиатами за высокие достижения и результативность в изобразительной деятельности.

Следует учесть, что в работе с одаренными детьми основную роль наставника - тьютора выполняет сам педагог. На основе диалога и совместного поиска помогаю учащимся выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, составляю индивидуальный маршрут обучения, консультирую и поддерживаю заинтересованность детей в обучении на протяжении всего срока реализации программы.

Для меня также очень важно в работе с одаренными детьми обращать внимание на их свободное распоряжение временем и пространством для развития и совершенствование талантов и способностей. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и обдуманно всё выполнять, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике.

С целью формирования творческой, созидающей личности и приобщения к искусству как неотъемлемой части духовной культуры общества, мною была создана дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская «Вернисаж» художественно-эстетической направленности, соединяющей в себе целостность воспитательного процесса на основе личностно ориентированного подхода, вариативности и интеграции содержания, форм, методов обучения. Особое внимание в программе уделено патриотическому воспитанию учащихся. С этой целью содержание программы обогащено героическими страницами истории страны, ценностями отечественной культуры в процессе бесед, экскурсионной деятельности, заочных путешествий по историческим местам и культурным памятникам Российского государства. Тема Великой Отечественной войны в Программе представляется учащимся не как набор каких-то абстрактных понятий, фактов и временных периодов истории, а как наглядное, образное воссоздание панорамы событий, трагедии и мужества, боли и героизма, смерти и страданий наших соотечественников и тем самым раскрывает сущность войны. Изучение предмета истории в общеобразовательной школе для воспитанников изостудии стало уже не скучным процессом, а живым и реальным познанием жизни.

Наиболее актуальной и значимой с позиции гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания является посещение воспитанниками изостудии музеев, выставок художественного творчества, так как это дает великолепную возможность осваивать и изучать произведения искусства, образцы истории, этнографии в подлинниках. Музейные экспозиции уроков истории призваны помочь учащимся пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом, усвоить идею любви к Родине. Результатом нравственно эстетического воспитания учащихся явилась их активная гражданская позиция, как основа личности гражданина России.

Следует помнить, как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость. Необходима полная загрузка ребенка с дошкольного возраста. Поэтому, образовательный процесс с детьми начинаю с самого раннего возраста: 5-6 лет в дошкольных учреждениях города.

Большое внимание обращаю на подготовку учащихся к конкурсам различного уровня, т.к. одаренный ребенок, участвуя в конкурсах, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед - и это неудивительно. Повышение мотивации к изучаемому предмету отражается не только в росте числа участников конкурсов, но и количеством призовых мест, а также уровнем участия (областной, всероссийский, международный).

За годы деятельности изостудии учащиеся не просто приобщились к основам изобразительного искусства, а получили в руки настоящее дело, мастерство, определили свой жизненный путь. Воспитанники творческой мастерской являются дипломантами многочисленных муниципальных, областных, Всероссийских, международных конкурсов декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства, участниками Всероссийских фестивалей и традиционных муниципальных мероприятий «День города», «День Знаний». Бильданова Арина, Сакович Алёна стали победителями приоритетного национального проекта «Образование» и обладателями Премии Президента РФ в направлении «Государственная поддержка талантливой молодежи».

Значительным событием стало участие студийцев в мастер - классе и выставке работ «Край родимый, отчизна моя» вместе с художниками Новгородского отделения ВТОО «Союз художников России». Работы учащихся получили высокую оценку зрителей и отмечены грамотами и сертификатами «Союза художников России». Особым пластом является работа, связанная с ранней профессионализацией одаренных детей. Речь идет о тех детях, которые уже очень рано продемонстрировали способности в какой-либо области и стали получать подготовку в этой области. Например, учащиеся изостудии приняли участие в разработке и реализации дизайн - проекта «Маленькая страна». Целью проекта являлось оформление стен лестничных маршей детского сада № 15 с учетом конструкции и интерьера здания. Учащиеся разработали эскизы стен лестничных маршей, затем представили их на утверждение администрации учреждения. В основе сюжета настенной росписи стала тема детства. Работа по оформлению помещений дошкольного учреждения осуществлялась в творческой группе, но в результате, каждый участник проекта делал индивидуальную творческую работу, подчиненную общему замыслу. Проект был успешно выполнен. Сегодня, малыши, приходя в детский сад, попадают в чудесный мир героев «Маленькой страны детства». Родители, дети, администрация благодарны студийцам за подаренную радость и красоту. Сами участники проекта получили бесценный опыт проектирования и реализации проекта в продукте деятельности. В 2020 году изостудии «Вдохновение» присвоено звание «Образцовый детский коллектив».

Сегодня занятия в изостудии «Вдохновение» - это взаимная радость, обогащающая внутренний духовный мир каждого, раскрывая его ценность, важность и уникальность. Свое сообщение завершу проникновенными словами известного педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, дать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод...»