Представленная методическая разработка разработана для учащихся начальной школы. Данная разработка может быть использована на уроках ИЗО, на занятиях внеурочной деятельности «Акварелька», в группе продленного дня.
Оборудование:
- бумага акварельная формата А5;
- гуашь;
- кисти (широкие, узкие), ватные палочки;
- баночка с водой;
- палитра;
- салфетки;
- мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
Цель:
- Создание творческих работ путем вовлечения учащихся в социально-значимые дела, поздравление ветеранов Великой Отечественной войны.
- Обучение технике правополушарного рисования.
Задачи:
- закрепить представления детей о Великой Отечественной войне;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них;
- развитие у детей художественно-творческих способностей с помощью нетрадиционной техники правополушарного рисования, и создание условий для поддержания у них интереса к изобразительной деятельности;
- развивать поисковую деятельность учащихся;
- профилактика эмоциональных и поведенческих расстройств;
- повышение уровня развития творческих способностей, уверенности в собственных силах и стремлении к самовыражению, позитивное отношение к себе.
Планируемые результаты:
Предметные
- Осваивание основных навыков правополушарного рисования:
- восприятие краев предмета (умение видеть, где кончается один предмет и начинается второй);
- восприятие пространства (умение выделять пространство вокруг предмета);
- восприятие соотношений предметов и их частей (умение передавать перспективу и пропорции);
- восприятие света и тени (умение видеть и передавать характеристики цвета)
- восприятие целостного образа (умение видеть целое и его части.
- Формирование эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся.
- Получение опыта работы различными художественными материалами и работе в разных техниках.
Метапредметные
- Познавательные: развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, формирование навыков самоконтроля, самооценки.
- Коммуникативные: развитие навыков организации сотрудничества в совместной деятельности с педагогом и сверстниками.
- Регулятивные: развитие умения работать по предложенному плану, совместно с педагогом и сверстниками, давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
Личностные
- Формирование чувства гордости за историю своей страны.
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
- Воспитание трудолюбия и желания добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитание внимания, аккуратности, целеустремленности, творческой самореализации.
- Развитие мелкой моторики рук.
План занятия: Работа рассчитана на 2 занятия.
Первое занятие:
- Организационный этап: ознакомление с темой занятия, подготовка рабочего места.
- Выполнение работы в технике правополушарного рисования.
- Домашнее задание: найти информацию о об истории салюта (можно подготовить презентацию или устное сообщение).
Второе занятие:
- Презентация сообщения по заданной теме. Выставка рисунков.
- Обобщение: составление синквейна со словом «Салют»
- Рефлексия.
Ход первого занятия
I. Организационный этап
Сегодняшнее занятие посвящено дню Победы. Этот праздник особенно дорог для нашей страны. 9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война, которая унесла миллионы человеческих жизней, оставила разрушенными тысячи городов и сел.
В этот день мы поздравляем Ветеранов с праздником Великой Победы.
В этот день проходит шествие Бессмертного полка. А вечером во всех городах нашей страны гремит праздничный салют. Салют Победы.
История салюта Победы началась во время ВОВ. Именно салют стал символом Победы.
Именно салют станет темой нашей открытки, которую мы изготовим в технике правополушарного рисования.
II. Выполнение работы в технике правополушарного рисования
Кто-нибудь из вас знаком с этой техникой рисования, или может быть слышал, что-то о ней?
Ответы детей.
Что же это такое? Наше левое полушарие отвечает за логику, речь, письмо, языки, восприятие через слух, зрение, вкус. Правое полушарие - отвечает за фантазию, воображение, рисование, интуицию.
Правополушарное рисование - это рисование где каждый будет успешным художником.
Правополушарное рисование - это поэтапное рисование. Я вам буду говорить, что делать, а вы будете повторять за мной.
Для начала нам нужно загрунтовать наш лист. Для этого мы берем самую большую кисть и произвольными движениями закрашиваем наш лист белой гуашью.
Далее мы берем полусухую кисть и ставим большие точки темно синим цветом по всему нашему листу. Затем мы ставим точки черным цветом между синими точками и по углам листа. Этих точек чуть меньше чем первых. В центре листа ставим несколько сиреневых точек.
Теперь горизонтальными движениями полусухой кисточкой размазываем наши точки. Если кисть сильно сухая можно ее макнуть в синюю гуашь.
На что похож наш фон?
Ответы детей.
Теперь примерно на половине листа проведем линию горизонта черной краской.
Ниже проводим линию фиолетовой краской, добавляем немного сиреневого и слегка растушевываем эти линии полусухой кистью или ватной палочкой.
На этой черной линии рисуем город черной краской. Силуэты домов должны быть разными по ширине и высоте.
Это будет набережная.
А теперь над городом рисуем несколько разноцветных кругов. Цвет выбираете какой хотите.
Из центра каждого круга этим же цветом делаем лепестки. Обязательно рисуйте от центра кругов. Лист можно поворачивать.
Что у нас получилось? На что похоже?
На площади Красной,
Под небом Кремля,
Цветы распустились
Среди февраля.
Теперь оттеним каждый лепесток белым цветом. И проведем белым цветом восходящие от города лучики к каждому цветку. Все это делает тоненькой кисточкой.
С помощью кисти наберите белой краски и легким постукиванием по кисточке создаем мелкие брызги на наших цветах.
Вы все видели, что дома отражаются в воде. Полусухую кисть макаем в черную гуашь и зеркально рисуем силуэты домов в воде и пока не засохла краска горизонтально растушевываем или сухой кистью, или обратной стороной кисти.
На воде делаем вертикальные мазками красками нашего салюта или белой краской. Горизонтально растушевываем, чтобы получилось отражение в воде огней салюта. Далее точечками рисуем окна на домах белой или желтой краской.
В завершение оранжевой краской широкой кистью в нижнем углу нашей работы проводим широкую полосу по диагонали. И когда подсохнет краска сверху тонкой кистью проводим две тонких черных полоски, чтобы получилась георгиевская ленточка.
По желанию можете добавить еще какие-нибудь детали на свою открытку. Можно сделать рамку для нашей открытки.
Ход второго занятия
1. Выставка рисунков.
Заслушивание выступления по теме «Салют Победы»
2. Обобщение: составление синквейна со словом «Салют».
- Синквейн - слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси Синквейн - это не обычное стихотворение. Классический синквейн строится так:
- первая строка- одно слово, существительное или местоимение;
- вторая строка - два прилагательных, которые описывают свойства темы;
- третья строка - три глагола, рассказывающие о действиях темы;
- четвертая строка - предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
- пятая строка - одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
Ребята составляют синквейны и зачитывают их.
И заслушиваются рассказы детей о том, кому предназначена данная открытка.
3. Рефлексия.
Открытки упаковываются в посылку и передаются в Совет ветеранов для поздравления с праздником Победы.