Совершенствование педагогом своего мастерства

Разделы: Дополнительное образование


Цели:

  • Мотивация педагогов: постоянно повышать свой профессиональный уровень;
  • Стимуляция к подлинному успеху в педагогической работе.

Задачи:

  • Критическое отношение педагога к своей работе;
  • руководитель должен постарается создать дружный, творческий коллектив;
  • Доброжелательные отношений в коллективе, хорошая трудовая атмосфера - залог творческого роста каждого преподавателя.

«Многое мне дали мои учителя, большему я обязан самому себе, больше же всего меня научили мои ученики».
А.Б.Гольденвейзер

Ответственные задачи перед педагогом специального класса требуют от него систематической работы над собой, над повышением педагогического мастерства.

Что необходимо для того, чтобы работа педагога непрерывно улучшалась?

Прежде всего, для этого должны быть соответствующие стимулы. Они могут быть различными. Некоторыми педагогами руководят, в значительной мере, честолюбивые стремления. Такого рода побуждения, в известной мере, способствуют успеху работы, но их нельзя признать стимулами истинными, достойными высокого звания педагога. Соответственно и успех, порожденный ими неглубок и непрочен, он также отличен от успеха подлинного, действительного, как позолота от драгоценного металла. Педагоги-честолюбцы стремятся во всем быть первыми. Ради этого они завербовывают к себе лучших учеников и освобождаются от учеников средних «трудных». Но кого этим они наказывают в первую очередь? Самих себя. Их воля, их искания, все больше отклоняются от истинных педагогических целей, их мастерство, перестав оттачиваться в борьбе с трудностями, постепенно хиреет. Глядишь, иногда неприметно для самих себя и других в них начинает обозначаться черты героя гоголевского «Портрета».

Ложному стимулу честолюбия необходимо со всей решительностью противопоставлять истинный стимул совершенствования педагогического мастерства - горячую заинтересованность делом, при которой высокая степень сознания ответственности стоящих задач органически сочетается с чувством любви к своей работе, к искусству, к ученикам. Этот стимул ведет к подлинному успеху в педагогической работе, к тому что, педагог не отказывается от «трудных» учеников, напротив, они иногда вызывают особый его интерес, и успехи в работе с ними приносят ему особое удовлетворение. Когда работа по-настоящему увлекает педагога, его жизнь становится наполненной, содержательной, ему легче становится преодолевать трудности, «стоящие на пути». Такой педагог, как не покажется это парадоксальным, с возрастом все более молодеет и к старости оказывается, порой, более юным душой и современным по своим взглядам, чем его молодые коллеги. Он продолжает интересоваться своим делом и после того, как вышел на пенсию, и, казалось бы, мог спокойно отдохнуть, он остается непременным посетителем концертов учащихся, его всегда увидишь на методических докладах сидящим в первых рядах и жадно ловящим каждую мысль лектора. Поистине, замечательны эти люди, с которых надо брать пример молодым педагогам и опыт, который надо внимательно изучать.

Как формируется этот педагог, как рождается эта подлинная увлеченность педагогической работой? Очень во многом это зависит от самого педагога. Педагог может активно влиять на свое творческое состояние во время урока. Точно таким же образом он может вызвать в себе интерес к педагогической деятельности в целом. Вернейший путь к этому - возможно более глубокое вникание в самую сущность педагогического процесса, всесторонний анализ работы, ведущийся с каждым учеником, ее достижений и недостатков. Подобно тому, как он учит своих учеников доискиваться первопричины всех явлений и чаще задаваться вопросом «почему», он должен и сам идти тем же путем, ставить перед собой аналогичные вопросы. Внутренний мир каждого, даже рядового ученика, так богат и к тому же, находится в постоянном развитии. Так многообразны те связи с искусством, в какое вступают растущие музыканты, так содержательна литература изучаемая, в классе, что каждый соприкасающийся с этим, если он только начнет серьезно задумываться возникающими проблемами, не сможет, конечно, остаться безучастным, незаинтересованным наблюдателем.

Анализ педагогического процесса, рождающий интерес к нему, неразрывно связан с критическим отношением педагога к своей работе. Выработанная данным самовоспитанием привычка оценивать свои достижения и неудачи на педагогическом поприще необходимое условие успешного совершенствования педагогического мастерства. Большое значение, при этом, имеет способность видеть отражение своей работы в исполнении учеников, более того - во всем отношении их к себе, к искусству, к жизни. Счастлив тот, кто сумел создать зеркало, помогающее ему лучше распознать свои достоинства и недостатки. Такой педагог сможет по-настоящему оценить афоризм А.Б.Гольденвейзера: «Многое мне дали мои учителя, большему я обязан самому себе, больше же всего меня научили мои ученики».

Очень важно внимательным образом прислушиваться к мнению своих коллег. К сожалению, иногда приходится встречаться с чрезвычайно болезненной реакцией на дружескую критику товарищей, когда замечания, направленные на улучшение работы, воспринимаются как сведение личных счетов или попыткой дискредитировать педагога. Такие явления обычно свидетельствуют о недостатках работы коллектива школы, и, во всяком случае, о неправильном отношении к критике со стороны критикуемого, неумении его понять мотивы критики и найти в ней рациональное зерно. Нет сомнения в том, что педагоги такого рода причиняют самим себе значительный вред, лишают себя фактически действенной помощи со стороны тех, кто может эту помощь оказать. Насколько разумнее поступает тот, кто ставит себя с коллегами в такое положение, когда ему могут сказать правду в глаза и знают, что он ее правильно воспримет.

Во многом отношения в педагогическом коллективе (творческие или не творческие) зависят от руководителя. Если руководитель грамотный, обладает высоким профессионализмом, образован, по праву занимает руководящую должность, он постарается создать дружный, творческий коллектив, и тогда большинство педагогов (или - все) данного образовательного учреждения будут иметь высшую профессиональную категорию, а обучающиеся будут непременными участниками и победителями всевозможных музыкальных конкурсов.

Самокритичность не должна превращаться в бесконечное копание в собственных ошибках, что может привести к нежелательным последствиям. Среди педагогов есть такая категория людей, вечно в себе сомневающихся, не верящих в свои силы, и этим, конечно, вредящих своей работе. Бороться с этим недостатком, прежде всего, должен сам педагог. Наиболее действенное средство для его преодоления - переключение психоанализа с отрицательных явлений на положительные, стремление осознать причины не только неудач, но и своих успехов - и закрепить их на практике. Когда педагог убедится, что он хотя бы в каких-то разделах работы и при занятиях с некоторыми учениками умеет достигать успехов, тогда у него начинает прибавляться уверенность в своих силах, в возможность преодоления и других недочетов своей работы, но одному педагогу с этим не справиться.

Многое, в таких случаях может сделать трудовой коллектив, руководство учебного заведения. Можно вполне согласиться с высказываниями Макаренко, подчеркивающего громадное значение школьного коллектива, видевшего в нем самостоятельный «живой организм». Действительно, коллектив педагогов, обучающихся и административно-технического персонала может сыграть громадную роль в судьбе его членов. Доброжелательные отношения в коллективе создают хорошую трудовую атмосферу, благоприятствующую поднятию на более высокий уровень педагогической работы в учебном заведении и способствующую творческому росту каждого преподавателя.

Одно из важных средств повышения педагогом своего мастерства - систематическая работа за инструментом и исполнительская деятельность. Тот, у кого значительный концертный опыт, будет совсем иначе преподавать, чем тот, кто этого опыта не имеет. Тот, кто может хорошо исполнять произведение, будет над ним и с учеником работать глубже и интереснее того, кто сам произведение не играл (при прочих равных условиях). Высказывая это соображение, хотелось бы предостеречь и от сужения педагогического репертуара кругом любимых педагогом сочинений, которые он сам некогда успешно исполнял. На практике, иной раз приходится наблюдать, что педагог из года в год дает одни и те же пьесы или, во всяком случае, основной репертуар его класса мало обновляется. Конечно, повторение пройденных сочинений с другими учениками вполне возможно и даже желательно. Это дает возможность более гибко и тонко работать над ними, помогает оттачивать педагогическое мастерство. Но, наряду с прохождением уже находившихся в работе произведений очень важно неустанно пополнять свой педагогический репертуар. Отсутствие этого обычно бывает верным показателем сужения круга интересов педагога, начинающегося периода застоя в его работе над собой и, в частности, его исполнительской деятельности.

Нередко приходится наблюдать, как молодые педагоги уже через несколько лет после окончания учебного заведения совсем перестают играть публично и свои выступления ограничивают лишь сопровождением концертов учеников. Иногда в таких случаях, ссылаются на загруженность педагогической работой или на какие-либо иные трудности. Чаще, однако, этим стремятся скрыть и от себя и от других - действительные причины, связанные с недостаточным интересом к концертной деятельности, иногда боязнью ее. А иногда - увы! - у начинающих предаваться благодушной самоуспокоенности. К этому примешивается боязнь уронить свое достоинство. В этих случаях, особенно важно, чтобы на помощь пришел коллектив. Инициативные его члены должны организовать лекторий, циклы тематических вечеров, осуществляемых силами педагогов школы, или другие музыкально-просветительские мероприятия, которые вовлекают весь коллектив педагогов в исполнительскую деятельность. В таких случаях для каждого может найтись работа. Некоторые выступают в качестве солистов, другие исполняют ансамбли или аккомпанируют вокалистам и инструменталистам. Во всех этих случаях не только проводится общественно полезное мероприятие, но и будет развертываться столь необходимая для успеха работы учебного заведения исполнительская деятельность его педагогов.

Повышение мастерства требует от педагога неустанного расши - рения знаний во всем, что касается его работы, оно немыслимо без живого интереса ко всему новому, появляющемуся в своей специфической области.

Хороший педагог внимательно следит за появляющимися изданиями новых сочинений и переизданиями старых. Некоторые педагоги имеют обыкновение при ознакомлении с новой педагогической литературой выписывать себе в особую тетрадь краткие данные о произведении, которое привлекло их внимание, - автор, название, примерный класс, основной характер и т.п., иногда даже начальные такты. Такую репертуарную тетрадь, выросшую в целую книгу, имела, например, В.Ю.Заграф - Плаксина, основатель и многолетний директор музыкального училища при Московской консерватории.

Трудно переоценить значение подобных, сделанных «для себя» репертуарных списков. Каждый педагог сможет легко оценить их пользу, когда ему придется составлять индивидуальные планы для учеников своего класса. При таком методе работы, который очень хочется рекомендовать молодому педагогу, несравненно быстрее запоминаются новые сочинения и обогащается репертуар педагога.

Важно, чтобы педагог проявлял интерес и к новым методам преподавания, умел распознать в них рациональное зерно и использовать их для обновления своей методики.

Работа над повышением педагогического мастерства предполагает неустанную заботу о расширении своего политического и культурного кругозора - посещение концертов, чтение книг по искусству, исполнительским проблемам, общим и специальным вопросам, участие в методической работе учебного заведения.

В современном мире невозможно переоценить роль использования человеком интернет-ресурсов в любой сфере деятельности. И, конечно, педагог обязан, активно использовать в процессе обучения и воспитания информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - неотъемлемые составляющие современного учебного процесса, тем более это предполагает модернизация образования.

Из всех новейших технологий в области музыкального искусства наиглавнейшая степень важности принадлежит внедрению в учебный процесс здоровьесберегающих технологий.

В своей работе, сохраняя здоровье детей, педагог должен использовать методики и технологии обучения соответствующие возрастным особенностям обучающихся, свести к минимуму все факторы риска: стрессовое воздействие на ребенка, несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям и т.д.

А вообще, каждый педагог, опираясь на опыт передовых школ, используя в своей работе новейшие технологии, несомненно, вырабатывает свою методику для привития обучающимся тех или иных навыков в работе над освоением исполнительской практики (на фортепиано или других инструментах)

Литература

  1. Сохор А. Воспитательная роль музыки. Л. 1962 год.
  2. Баренбойм Л.А. Вопросы музыкальной педагогики и исполнительства, М., 1969. - Путь к музицированию. - М., 1973.
  3. Смирнова Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. Москва 2008.
  4. Теплов Б., Психология музыкальных способностей. М., 1947;
  5. Исаева Е.О. Интернет-ресурсы primenenie_ http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/6/primenenie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx" zdorovesberegayushchih_tehnologiy. 2012.