Сценарий театрализованного фестиваля, посвященного сказкам А.С.Пушкина, «В некотором царстве, в сказочном государстве…»

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Здесь Родины моей начало…»

Ключевые слова: А.С.Пушкин


Цели: развивать интерес к русской художественной литературе, к сказочному творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина, закрепить знания текстов сказок, отрывков из сказочных произведений, воспитывать любовь к русскому слову, вызывать радость от участия в костюмированном празднике.

Оборудование: оформление стендов иллюстраций по сказкам Пушкина А.С., фоновая аудиозапись, аудиозапись песни «Во саду ли, в огороде», каминный зал оформить осенними листьями, зажженными свечами, портрет А.С.Пушкина, выставка книг поэта, чайный столик с чаем и конфетами «Белочка».

Подготовительная работа: знание детьми текстов сказок А.С.Пушкина, заучивание отрывков из этих сказок, подготовка костюмов для ролевой презентации данных отрывков, персонажи ведущих.

Участники: дети начальной школы, учитель ведущий, персонаж ведущего Арина Родионовна.

Ведущий: (Звучит фоновая мелодия)

Дети! Посмотрите на этот портрет, вы знаете кто это? Правильно, замечательный русский поэт А.С.Пушкин.

Мы Пушкину наш праздник посвятим,
Наполнив зал волшебными стихами.
О Пушкине сегодня говорим
Поэзии волшебными словами.

Пушкин был очень талантливым поэтом, он написал много произведений. В детстве Александр Сергеевич очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала его няня Арина Родионовна. Простая русская крестьянка знала бесчисленное множество былин, народных песен и сказок. Часто перед сном, уложив маленького Сашу в постель, при свете свечей нараспев сказывала ему сказки. А он готов был их слушать бесконечно: «Ещё, мамушка, ещё! Ах, что за прелесть эти сказки!» И в полумраке комнаты как будто оживали образы и царевны красавицы, и злого колдуна. Ребята, а ведь и у нас могут случиться чудеса... Мне кажется, если мы вслушаемся в эти важные строки о сказках нашего любимого поэта и прикроем на минуточку глаза, то случится какое-то чудо…

Сказки Пушкина -
Надо их почаще видеть,
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее.
В Лукоморье дуб стоит,
Цепь на нём качается,
А по дубу ходит кот,
Всем нам улыбается…

Дети прикрывают глаза, гаснет свет, слышатся шаркающие шаги, зевая, крестя рот, входит няня.

- Ох-хо-хо, смеркается, а в гостиной-то темно и свечи не зажжены (зажигает свечи)

- Пусто-то как в доме без батюшки Александра свет Сергеевича. (Подходит к столу, берёт портрет Пушкина, ласково и с любовью смотрит на портрет)

- Далеко нынче соколик мой ясный. Грусть-кручина меня совсем одолела, и поговорить мне, бедной, совсем стало не с кем. (Вздыхая, садится в кресло и берётся за спицы)

Ведущий, смущённо кашлянув:

- Извините, пожалуйста,..

- Ой, да тут в гостиной вроде кто-то и есть, дай-ка я разгляжу поближе. (Берёт свечу)

- Ой, а ребяток-то сколько много здесь собралось.

Ведущий: - Здравствуйте, дорогая Арина Родионовна.

- Здравствуйте, здравствуйте, молодые люди. С чем пожаловали?

- Дорогая нянюшка, здесь собрались дети, которые очень любят сказки Пушкина, и они знают, что вы их рассказывали маленькому Саше великое множество.

- Ай, да, молодцы, значит, говорите, любите и знаете сказки Александра Сергеевича? А вот я сейчас это проверю. Я хочу увести вас по неведомым дорожкам в удивительный мир его сказок.

Есть у меня много загадок. Давайте их отгадывать.

Вот вам моя первая загадка:

Она не простая
Чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет.

Правильно это золотая рыбка, из сказки «О рыбаке и рыбке». Золотая рыбка была государыней морскою. Давайте заглянем в эту сказку. (Ученица в костюме читает наизусть отрывок из этой сказки)

А теперь пришло время для второй загадки:

В море остров есть далёкий,
Там под ёлкою высокой
Звонко песенку поет,
Золотой орех грызет,
Изумрудец вынимает
И в мешочек опускает.
И засеян двор большой
Золотою скорлупой!
Это право не безделка!

Вы догадались, кто это?

Правильно, белка из сказки «О царе Салтане, его славном сыне богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» (Ученица в костюме белки читает отрывок из сказки наизусть) и танцует под аудиозапись «Во саду ли, в огороде…»

Отгадайте мою третью загадку

Ну, а он с высокой спицы
Стережет царя границы.
Чуть опасность, где видна,
Он очнется от сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лёжа на боку! »
Тут же все в поход идут
И отпор врагу дают!
Он красивый, золотой!
Он Дадону как родной:
Шпоры, перья, гребешок!
Кто он, дети?.. (Петушок)

- Правильно, это золотой петушок из сказки «О золотом петушке» (Ученик в костюме царя читает отрывок из сказки наизусть)

Пришло время для 4 загадки.

И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет -
У него царица спросит:
Я ль, на свете всех милее,
Всех румяней и белее?..

- Конечно же, это зеркало из пушкинской сказки «О мертвой царевне и семи богатырях». Да, с зеркалами спорить трудно. (Ученица в костюме царевны читает отрывок из сказки наизусть)

Много в пушкинских сказках разных чудес и превращений, юмора и славных героев. Послушайте мою пятую загадку:

По дому он трудился неустанно:
Семью кормил, вставал поутру рано…
Хозяин, чтоб за труды расплаты избежать,
Придумал его к бесам за оброком послать.
Из какой сказки Пушкина этот герой?

- Правильно! Это Балда из сказки «Сказка о попе и о работнике Балде» (Ученик в русском народном мужском костюме читает отрывок из сказки наизусть)

6 загадка: Дуб зеленый, златая цепь, русалка на ветвях сидит. Это сказочное место называется - ЛУКОМОРЬЕ. В самой первой поэме Александра Сергеевича Пушкина "Руслан и Людмила" (Ученица в русском сарафане читает отрывок из сказки наизусть)

- Вы, ребятки, и вправду, любознательный народ. Спасибо, внучики мои, утешили старуху. Вижу, что не забыт мой Сашенька. Помнят и любят его сказки, да передают эту любовь из поколения в поколение. Есть у меня для вас гостинец - конфеты с орешками от Белочки, а орешки не простые, а чудесные, сказочные. Угощайтесь на здоровье, а мне пора отдыхать. Ещё раз вам за память дорогую мне спасибо, поклон вам всем низкий.

Ведущий: Я тоже хочу поблагодарить вас, ребята, за внимание, и пусть огонёк любви к А.С.Пушкину, его творчеству никогда не погаснет в ваших сердцах.

Наш Саша Пушкин! Наш поэт! Наша отрада!
Спасибо за любовь к родному слову.
Мы этой встрече были очень рады.
Твои стихи читать мы будем снова!

Дорогие ребята, наше путешествие по пушкинским сказкам заканчивается. Я думаю, что после него вы полюбите их еще больше. Все сказки Пушкина прекрасны и поучительны. И в них всегда побеждает добро. Желаю вам идти по жизни только одной дорогой - дорогой добра.

Библиотекарь: И еще хочу пожелать читать больше книг. И беречь наш прекрасный русский язык. Обращайтесь с ним почтительно, в руках умелых он в состоянии творить настоящие чудеса!

А Пушкин есть и будет с нами
И через сто, и тыщу лет.
Он не померкнет, не увянет...
Великий русский наш поэт.

Ведущий: Гаснут свечи в нашей литературно-музыкальной гостиной, но не гаснет наш огонёк любви к нашему великому поэту-сказочнику А.С. Пушкину. До новых встреч!

Звучит финальная музыка.

Ведущий: А сейчас мы приглашаем вас в каминный зал на следующий этап практической работы по сказкам А.С.Пушкина

Материал для практической работы

Викторина «В какой сказке»

Книга 1. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

- В какой сказке «Три девицы под окном пряли поздно вечерком» («Сказка о царе Салтане…)

- Чем торговали корабельщики в сказке? (соболями, чернобурыми лисицами, конями, донскими жеребцами)

- Кто укусил в нос сватью бабу Бабариху? (комар)

- Что мечтал перенести из леса князь Гвидон? (чудо-ель и поющую белочку)

- Что грызла Белочка? (ядрышки орехов)

- Под каким деревом Белочка грызла орехи? (под елкой высокой)

- Из какого материала князь смастерил белочке дом? (хрусталь)

- Какую песенку пела Белочка при честном народе? (Во саду ли, в огороде)

- От кого царевич спас Лебедя? (От коршуна)

- В каких насекомых превращал лебедь князя? (в комара, в муху, в шмеля)

- Из чего князь Гвидон сделал себе лук? (Из дуба)

Книга 2: «Сказка о золотом петушке»

- Кто и кого подарили царю в одноименной сказке А.С.Пушкина? (Золотого петушка подарил мудрец - звездочёт)

- Откуда вынул звездочет золотого петушка? (из мешка)

- На чём сидел золотой петушок, охраняя границы государства? (На спице)

- О чем предупреждал золотой Петушок царя? (об опасности, он поворачивался и кричал туда, откуда грозила опасность)

- Что кричал, сидя на спице Золотой Петушок? («Кири-ку-ку! Царствуй лежа на боку!)

- Сколько сыновей было у царя Дадона? (два)

- Как в сказке называется армия царя? (рать)

- Что пообещал царь Дадон мудрецу за птицу? (исполнить любое его желание)

- Откуда вышла шамаханская царица к царю? (из шатра)

- Что попросил звездочет взамен за золотого петушка? (шамаханскую царицу)

- Чем ударил царь звездочета? (жезлом)

- Куда клюнул петушок царя Дадона? (в темя)

- Что случилось с царицей после смерти царя? (она пропала)

- Кого отправил царь на войну? (двух сыновей)

Книга 3: «Сказка о попе и его работнике Балде»

- Какой лоб был у попа? (Толоконный)

- На чем спал Балда у попа? (Солома)

- Как называл попенок Балду? (Тятей)

- Что мочил в море Балда? (Веревку)

- Кого должен был пронести бесенок полверсты? (Кобылу)

- За сколько человек ел Балда у попа? (За четверых)

- Получил ли Балда оброк с чертей? (Да)

- Кто придумал, как попу спасти свой лоб от расплаты? (Попадья)

- За сколько лет задолжали черти попу оброк? (За три года)

- Во что черти сложили оброк? (В мешок)

- Что случилось после первого щелка? (Поп подпрыгнул до потолка)

- Что случилось после второго щелка? (Поп лишился языка)

- Что произошло после третьего щелка? (Вышибло ум у старика)

- Чьи это слова «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»? (Балда)

- Кто из героев сказки ел вареную полбу и спал на соломе? (Балда)

- Где встретились поп и Балда? (На базаре)

- Кого Балда из сказки А.С. Пушкина о попе и его помощнике Балде взял себе в братья, чтобы обмануть черта? (Зайчишку)

- Что должен был делать работник в хозяйстве попа? (готовить еду, работать с деревом и ухаживать за лошадьми)

- Куда пообещал забросить Балда палку черта? (за тучку)

Книга 4: «Сказка о рыбаке и рыбке»

- В каком жилище жил старик? (в землянке)

- Что закидывал старик в море? (невод)

- Сколько лет рыбачил рыбак? (тридцать три года)

- Какого цвета рыбка? (золотая)

- Чем занималась старуха в сказке пока была бедная? (пряла пряжу)

- Сколько раз старик закидывал в море невод? (3 раза)

- Что предлагала рыбка в обмен на спасение? (откуп)

- Что попросила старуха от рыбки в первый раз? (новое корыто)

- Как рыбка называла рыбака? (старче)

- Что становится более мрачным на протяжении всей сказки? (море)

- Что было на шее у старухи, когда она стала дворянкой? (жемчуг)

- Куда старуха послала мужа, когда стала дворянкой? (на конюшню)

- Какой пряник ела старуха, когда стала царицей? (печатный)

- Где хотела жить жена рыбака в своем последнем желании? (Окияне-море)

- С каким корытом осталась старуха в конце сказки? (с разбитым)

- Возле какого водоема располагалась хижина старика со старухой? (у самого синего моря)

- Сколько раз ходил старик к золотой рыбке с просьбами? (5 раз)

Книга 5: «Руслан и Людмила»

- Кто похитил царевну в сказке «Руслан и Людмила»? (Черномор)

- Кто отправился на поиски похищенной Людмилы? (Руслан, Рогдай, Фарлаф и Ратмир)

- Кого встречает Руслан в пещере и что узнаёт? (Старца, финна, который сообщает Руслану, что его невесту украл колдун Черномор)

- В чём колдовская сила Черномора? (В бороде)

- Что обронил Черномор, запутавшись в своей бороде, а Людмила нашла это? (Шапку невидимку)

- Что хранила и охраняла живая голова? (Тайну меча, которым можно лишить волшебной силы Черномора)

- Кем была живая голова раньше? (Богатырём, братом карлика Черномора, который обманом обезглавил его)

- В кого превратился Черномор, чтобы поймать Людмилу? (В Руслана)

- Кто и как победил Черномора? (Руслан, отрезав ему бороду)

- Что стало с Ратмиром? (Стал рыбаком, попав в прекрасный замок, отказался от поисков Людмилы)

- Что произошло с Рогдаем? (Руслан убил его в честном поединке)

- Что сделал Фарлаф? (Убил Руслана во сне, забрал Людмилу и выдал себя за спасителя)

- Кто оживил Руслана? (Финн)

- Как пробуждает Руслан Людмилу? (Приложил волшебное кольцо)

- Кто рассказал об обмане Фарлафа? (Он сам признался князю Владимиру и был прощён)

Книга 6: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

- Где приказала служанке злая мачеха оставить царевну? (в лесу)

- Какой отравленный фрукт подарила колдунья царевне? (яблоко)

- Служанка, которая пожалела царевну? (Чернавка)

- Куда пришла царевна, блуждая в лесу? (в дом богатырей)

- Кто встретил царевну у дома богатырей? (пёс)

- Как звали пса? (Соколко)

- Что сделала царевна, когда попала в дом богатырей? (навела порядок)

- Сколько богатырей жило в лесном домике? (семь)

- Кто подарил молодой царевне яблочко? (нищенка)

- Кто еще отравился яблоком кроме царевны? (пёс Соколко)

- Куда богатыри отнесли хрустальный гроб с царевной? (в пещеру)

- Кто искал молодую царевну? (королевич Елисей)

- У кого просил помощи королевич Елисей? (у солнца, у месяца и у ветра)

- Что сделала злая царица с волшебным зеркалом, когда узнала, что молодая девушка жива? (разбила его)

- Каким большим событием закончилась сказка? (свадьбой и пиром)

- О каких напитках говорится в конце сказок о царе Салтане и сказке о мертвой царевне? (Я там был, мед, пиво пил…)

КОНКУРС "ЧЬИ ВЕЩИ?"

  • Разбитое корыто? (Старуха)
  • Невод? (Старик)
  • Белочка? (Князь Гвидон)
  • Волшебный меч? (Черномор, затем Руслан)
  • Говорящее зеркало? (Злая Царица-мачеха)
  • Шапка-невидимка? (Черномор)
  • Золотой петушок? (Царь Дадон)
  • Дубовый лук? (Князь Гвидон)
  • Прялка? (Старуха из "Сказки о рыбаке и рыбке", три девицы из "Сказки о царе Салтане")

В «сеточках» карточек необходимо найти персонажи сказок А.С.Пушкина, но необычные, а только те, которые состоят из объектов природы - животных и растений».

(Ответы: лебедь, сосна, море, коршун, шмель, комар)

(Ответы: яблоко, дуб, кот, рыба, изумруд, орешки)

Ведущий: А вы хотите стать поэтами и сочинять стихи? Для этого надо уметь говорить в рифму, чтобы было ладно да складно. Я буду читать стихи, а вы слушаете и называете пропущенные слова.

Старый замок в гуще леса.
В этом замке спит.......(принцесса)
Лес дремучий замок прячет.
Принц отважный к замку.......(скачет)
Ясно всем, что дальше будет;
Принц красавицу.........(разбудит)
Злой Кощей совсем не глуп.
Сторожит он старый......(дуб).
На цепи из ста колец
Золотой весит.... (ларец)
Тот ларец стеречь не шутка:
Заяц в нем, а в зайце - ......(утка).
На Кощея утка зла.
В ней яйцо, а в нем - .......(игла).
Кто иглу тайком достанет,
Тот сильней Кощея.......(станет).

Молодцы, ребята!

Разгадать кроссворды, посвященные А.С.Пушкину.

Вопросы. 1. Что должны были платить попу черти? 2. Кого перед утренней зарею выехали пострелять богатыри? 3.Любимое лакомство белочки. 4. Кличка собаки из сказки о мертвой царевне и семи богатырях. 5. Как звали жениха царевны? 6. Дерево в лесу, под которым должна была чернавка оставить царевну.

Ответы. 1. Выкуп; 2.Утки; 3. Орешки; 4. Соколко; 5. Елисей; 6. Сосна.

Вопросы. 1. Каким словом обозвала старуха старика; 2. Отрицательная «героиня» в сказке о золотой рыбке, которая хотела стать и столбовой дворянкой, и вольной царицей; 3. Это насекомое, в которое превратил царевна Лебедь князя; 4. Милое животное, которое грызет орешки под елью; 5. Кого взял Балда себе в помощники, чтобы обмануть черта в сказке о попе и его работнике Балде? 6. Хищное животное, от которого царевич спас царевну Лебедь.

Ответы. 1. Простофиля; 2. Старуха; 3. Шмель; 4. Белка; 5. Зайчишка; 6. Коршун.

Подарок всем участникам праздника: чай с конфетами «Белочка».