Этнокультурное воспитание личности является центральной проблемой современного образования. Чем глубже человек знаком со своей родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого народа, а, следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям.
Известно, что народные традиции, обычаи и праздники являются незаменимыми средствами воспитания и составляют основу народной педагогики, так как в них содержится почти все направления воспитательной работы. Знание народных праздников, традиций и обрядов своего народа имеют 20% опрошенных учеников младших классов - благодаря своим бабушкам и дедушкам.
Ребятам было предложено ответить на вопрос: «Если бы у тебя был цветик - семицветик, то какие бы желания ты исполнил?». Ответы детей показали, что 80% желаний направлены на самих ребят, 40% - для родных и близких, 73% - для всех людей. Эта диагностика показала, что многие ребята привыкли быть в центре внимания, у них высока степень обращенности на себя, на свои потребности. Но если на конкретные желания, то в шкале ценностей оказалась жизнь, здоровье, дружба, учёба, деньги. В «чистом» виде нравственные ценности были обозначены в ответах 21% опрошенных детей: «чтобы у мамы было меньше дел», «чтобы мои родители не болели», «чтобы в мире было счастье и не было войны».
Таким образом, есть явное расхождение в определении главных человеческих ценностях.
Первой ступенькой, формирующей этнокультурные ценности, является начальная школа, так как в младшем школьном возрасте в сознании ребёнка формируются первые понятия о добре и зле, справедливости и чести.
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для младших школьников, является чтение. Задачи учителя - раскрыть духовный и нравственный потенциал, читаемых детьми произведений.
Изучая на уроке внеклассного чтения книгу Т.И.Александровой «Домовёнок Кузя», вместе с учениками обращаемся к истокам русского мифологического персонажа, к представлениям о нем, складывавшимся веками, то есть окунаемся в духовную традицию народа. Дети с интересом открывали для себя, что домовой издревле селился в тех домах, где живут дружные работящие семьи, где царит согласие и хозяйка содержит избу в чистоте, а семью в сытости, где домового не забывают - уважают (Ведь домовой олицетворял собой родового предка, который, даже уйдя на вечный покой, продолжает оберегать сою семью и потомков.)
Кузька - не только наследник мудрости и проказ старых домовых. Он ещё и хранитель «живого великорусского языка». Домовёнок с гордостью перечисляет имена своих друзей и родственников, значение имён мы находим в Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля. Речь Кузьки пересыпана рифмованными строчками, поговорками и прибаутками. Ребята в процессе чтения находят и объясняют смысл фразеологизмов, пословиц. Подбирают синонимы к устаревшим словам. Все найденные элементы народного фольклора мы складывали в Кузькин сундучок - своеобразный символ русской культуры, русской традиции «сказывания - складывания», обобщенный символ творческой деятельности человека вообще.
При изучении основных тем русского языка на уроках мы используем тексты, содержащие сведения о традициях, обычаях, обрядах, праздниках, устном народном творчестве, символах русского и мордовского народов. Также рассмотрена возможность изучения некоторых разделов на примет русского земледельческого календаря. Для беседы с детьми подобраны тексты, содержащие сведения о праздниках земледельческого круга.
На материале такого текста решаются задачи грамматические, воспитательные и развивающие. Тем самым стараюсь донести до детей понятие народного фольклора, разбудить интерес, привить любовь к забытому. Опыт использования текстов о народных праздниках на уроках показал, что тематика текстов вызывает интерес, содержание доступно и понятно школьникам, а систематическая и целенаправленная работа способствует формированию этнокультуроведческой компетентности младшего школьника, повышению интеллектуального фона учащихся, развитию их ценностных отношений культуре народа.
Учебная программа предмета «Окружающий мир», УМК «Планета знаний», 2-3 классов, направлена на ознакомление многообразия предметов живой природы. В связи с этим у меня появилась возможность вместе с подачей основного материала использовать материал народной культуры в учебной и внеклассной деятельности.
Например, изучая тему «Берёзовая роща» (2класс) дети узнали, об особом отношении мордовского и русского народов к берёзе, познакомились с праздниками земледельческого календаря (Троица, Зелёные святки), в которых участвует это дерево. А домашним заданием стала исследовательская работа, связанная с поиском пословиц, поговорок, загадок о берёзе, поиск народных лекарственных берёзовых рецептов и информацию о народных промыслах, в которых используют это дерево.
Знакомство с элементами народной культуры продолжается при изучении темы «Почва» (3 класс). На этом уроке я включаю в беседу народные сказания, пословицы загадки, в которых народ воспевает Землю как «мать - кормилицу», «матушку». Вместе рассуждаем, почему наши предки так относились к земле. Знакомлю детей с древними богинями земли и плодородия Макошь (слав.) и Мастор - ава (морд.). В конце урока ученики высказывают мнение, что и в современном мире очень важно бережное отношение к земле - кормилице.
Таким образом, обучение и воспитание младших школьников на этнокультурных традициях позволяет раскрыть истоки становления и развития культурного пространства своей родины, заложить эмоционально-нравственного отношения подрастающего поколения к истории и культуре своего народа, сформировать у детей позитивное восприятие своего прошлого, показать значимость народной мудрости для самореализации и саморазвития человека.
Список литературы
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитание / Е.В.Бондаревская // Педагогика. -1995. - №4. - С.29-36.
- Лавреньева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа/ Л.С.Лаврентьева, Ю.И.Смирнов// Паритет - Санкт-Петербург, 2004 - С.448
- Волков Г.Н, Цаллагова З.Б. Этническая среда и воспитание детей/ Г.Н.Волков, З.Б.Цаллагова// Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. - Москва, 2001. - С.210-214.