В 2021 учебном году вступили в действие обновленные стандарты начальной школы, тем не менее, до сих пор возникают трудности в оценке образовательных результатов. Поэтому мы продолжаем разрабатывать и апробировать дидактический инструментарий для оценки личностных, метапредметных и предметных результатов. В данной статье описывается опыт оценки метапредметных результатов в начальной школе.
Метапредметные или универсальные умения (познавательные, коммуникативные, регулятивные) формируются в течение всего периода обучения в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности.
Чтобы оценить уровень сформированности метапредметных результатов у обучающихся нужно ответить на вопросы:
- Кто оценивает?
- Когда оценивает?
- Какими средствами?
- Где фиксировать результат?
- Как, по какой шкале?
Оценку метапредметных результатов мы проводим два раза в год в каждом классе (таблица 1).
Таблица 1
Сроки проведения процедур оценивания УУД
|
Оценка УУД |
||
Стартовая |
Промежуточная |
Итоговая |
|
1 класс |
1 неделя сентября |
Май |
- |
2 класс |
Сентябрь - октябрь |
Май |
- |
3 класс |
Сентябрь - октябрь |
Май |
- |
4 класс |
Сентябрь - октябрь |
- |
Май |
Оценка уровня сформированности метапредметных результатов может осуществляться на основе двух подходов: диагностического и экспертного. Оба подхода взаимодополняют и углубляют друг друга.
- Диагностический подход предполагает измерение сформированности отдельных умений и действий либо их комплекса с помощью специальных диагностических заданий.
- Экспертный подход представляет собой внешнюю оценку сформированности УУД учащихся со стороны учителя или (лучше) наблюдателя по четко заданным критериям по карте наблюдения.
На основании данных подходов для оценки метапредметных результатов мы используем следующие педагогические средства оценки:
- Комплексную работу;
- Проектную задачу;
- Учебный модуль «Первый раз в первый класс».
Этими средствами оцениваются все три вида метапредметных результатов, что показано в таблице 2.
Таблица 2
Средства оценки УУД
Средства оценки |
В каких классах оцениваются УУД |
УУД |
|||
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
|||
Диагностический подход |
Предметные контрольные работы |
В конце 1 класса,
|
+ |
+ |
- |
Комплексная работа |
+ |
+ |
- |
||
Учебный модуль «Первый раз в первый класс» |
1 |
+ |
+ |
+ |
|
Экспертный подход |
Проектная задача |
В конце 1 класса,
|
+ |
- |
+ |
Такое оценивание метапредметных результатов позволяет увеличить количество участников оценки, а значит, такая оценка становится более объективной. Так, предметную работу оценивают с одной стороны учитель-предметник, с другой стороны сам ребенок. Комплексную работу также оценивает сам ученик и классный руководитель. В процессе решения проектной задачи обязательно планируется рефлексия всех участников этой процедуры (детей, экспертов), а также экспертами выступают специально подготовленные наблюдатели. К такой работе мы привлекаем учащихся старших классов, студентов педагогического ВУЗа, учителей старших классов, воспитателей, педагогов края - слушателей курсов ПК ИРО. В первом классе во время проведения учебного модуля «Первый раз в первый класс» запланирован ряд диагностических методик, которые проводят классный руководитель и школьный психолог.
Результаты всех видов оценивания фиксируются в таблицах анализа результатов, которые хранятся в журналах мониторинга учителей-предметников, классных руководителей и школьного психолога.
Итак, разработанный инструментарий позволяет более объективно оценивать метапредметные умения учеников начальной школы, вести мониторинг формирования компетентностей школьников и вводить коррективы в свои педагогические действия, а также экономить время педагогов.