В современном мире воспитание нравственности стоит особо остро ввиду изменений в подходе формирования личности. И в данном вопросе опыт Церкви в духовном воспитании очень поможет. В содержании Федерального Государственного Образовательного Стандарта имеет место быть необходимость активизации процесса духовно-нравственного воспитания. Ведь Православная церковь способствует созданию духовно-нравственной семьи, народа и государства в общем пространстве воспитания.
Православие ещё с древних времён является одним из важных факторов, который обеспечивает духовное единство народа. Православная вера способствует объединению общества.
В последнее время из-за проблем в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Патриотическое воспитание ребенка - это основа формирования будущего гражданина.
Духовно-патриотическое воспитание на основе православных традиций сформирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.
Духовно-нравственное воспитание личности - сложный, многоплановый процесс, решение основных задач которого невозможно без согласованных действий всех участников образовательного процесса.
То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души - создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека.
ФГОС имеет возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания.
Православную тему в англоязычном межкультурном общении, в ходе англоязычных межкультурных контактов игнорировать невозможно, а также неизбежно и включение данной темы в преподавание английского языка. Общение россиян на английском языке в ходе международных контактов включает в себя и обращение к самым различным сторонам деятельности русской Православной церкви и беседы о возрождении Православия в 1980-х гг. Естественным образом затрагиваются Православные праздники и обычаи, особенности Православного богослужения.
Важно отметить, что английский язык считают открытым для использования в любой мыслимой коммуникативной ситуации, а в плане приложения его к конкретной национальной культуре народов мира - объектом его приложения становится вся вселенная, все существующие культуры настоящего и прошлого.
Иностранный язык представляет нам огромное количество средств, с помощью которых мы сумеем создать не только образованного человека, но и сможем воспитать личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичным взглядом на современный мир.
Безусловно, преподавание иностранного языка в этом ключе вызывает некое затруднение. Легче связать данное направление с историей, литературой, русским языком. Но существуют возможности работы по духовно-нравственному воспитанию и через уроки английского языка. Непременным доказательством тому служат социокультурные аспекты изучения иностранных языков.
В рамках социокультурных аспектов можно наблюдать последовательные связи в преподавании родного и иностранного языков.
Целью использования православной культуры на уроках английского языка как элемент воспитания является содействие комплексной воспитательно-образовательной работе с детьми посредством приобщения их к отечественным духовно-нравственным основам и укладу жизни русского народа через знакомство с праздниками и народными традициями по церковному православному календарю.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и уклада жизни, с особенностями традиционной подготовки и проведения праздничных дней;
- формировать у детей первоначальных представлений о духовном мире через передачу знаний об основных религиозных понятиях, элементарных сведений из Священной Истории (творение Богом мира видимого и невидимого; Рождество Иисуса Христа, краткие сведения о земной жизни Спасителя, Крестная смерть и Воскресение Христа);
- знакомить детей с Заповедями Божиими как основой нравственной жизни человека;
- знакомить детей с произведениями художественной литературы русских писателей, картинами русских художников, иконами, связанными с тематикой занятий;
Развивающие:
- помогать в освоении социальных навыков и норм поведения, налаживании коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;
- развивать умения замечать и чувствовать красоту в окружающем мире, любоваться ею, беречь ее;
- развивать нравственные и эстетические чувства ребенка, формировать системы нравственных и эстетических эталонов (добро - зло, хорошо - плохо, красивое - некрасивое), поддерживать в детях стремления поступать по-доброму, приумножать красоту;
- развивать речи детей: обогащению словаря, повышению выразительности, навыкам речевого общения в совместной деятельности;
Воспитывающие:
- приобщать к основам православной духовной культуры, традиционному укладу жизни;
- формировать традиции готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники, стремясь к пониманию их подлинного жизненного смысла;
- воспитывать уважительное и благоговейное отношение к святыням;
- содействовать воспитанию у детей привычки к занятиям, деятельному, непраздному проведению времени;
- содействовать формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадости;
- воспитывать уважительное, милосердное, внимательное отношение к ближним;
- воспитывать любовь и заботливое, бережное отношение к растительному и животному миру.
Все эти задачи могут решаться в рамках изучения учебного предмета «Английский язык».
Основным средством развития ребенка в контексте данного элемента является художественно-продуктивная деятельность как одна из наиболее доступных, осмысленных и предпочитаемых для детей младшего школьного возраста. В течение учебного года на каждом уроке английского языка дети читают молитвы на английском языке «Молитва Святому Духу» в начале урока и «Достойно есть» в конце урока. Основные способы преподавания - чтение текстов православной тематики, отработка лексики и беседа по содержанию, составление диалогов по актуальным темам, выполнение творческих проектных работ, проведение викторин и обучающих игр. Весь материал необходимо вводить как нечто само собой разумеющееся, без излишней дидактичности и навязчивости. Общеизвестно, что продуктивный, ручной труд, Православные образовательные чтения имеют уникальные развивающие и коррекционные возможности, влияя на речемыслительные способности ребенка, стабилизируя эмоциональное состояние, гармонизируя общее развитие.
По структуре этот процесс интеграции представляет собой следующее: отобраны основные темы, которые предусматриваются для изучения православия:
- Традиции
- Праздники
- Путешествие
- Достопримечательности
Так, например, в рамках тем "Традиции" и "Праздники" обучающиеся знакомятся с христианскими праздниками, традициями, обычаями православных людей, с православным укладом жизни.
В связи с этим можно предложить следующие вопросы для ознакомления:
- что такое православный календарь;
- православные христианские праздники (Пасха Христова, Рождество Христово), история и традиции их празднования в церкви и семье;
- православные посты;
- святые Христианской церкви, их почитание в православной культуре.
Христианские имена, святые покровители, празднование именин в церкви и семье, отличие от дней рождения;
- Православная семья и православные семейные традиции
- Православный образ жизни
- Храмы как памятники культуры
Для учителя иностранного языка в этом ракурсе открываются огромные и беспроигрышные перспективы нравственного и духовного воспитания учащихся через перевод и обсуждение текстов, притч, заповедей, анализ поведения современной молодежи и ученика в частности. Содержание Библии велико. Можно привести несколько примеров для обсуждения: это первый грех прародителей Адама и Евы, это убийство Авеля Каином, 10 заповедей, заповеди блаженства, притчи, которыми Иисус учил учеников, значение любви, наставления Соломона и многое другое. В конце каждого текста идет обсуждение прочитанного через наводящие вопросы типа: Как вы оцените данного героя, его поступок? Что вам (не-)понравилось в нем? Докажите данное утверждение (поучения Соломона). Приведите пример из вашей жизни. Хотели бы вы, что бы с вами так же поступили? В чем мораль (поучение) данного текста? Что вы узнали нового? Будет ли вы теперь …?
Ниже приводятся практические примеры упражнений:
Обучающимся предлагаются карточки с описанием того или иного понятия, относящегося к православию. Необходимо определить его название.
- А traveler who is on a journey to a holy place. (ответ: pilgrim )
- А volume containing the Book of Psalms, often with other devotional material bound in as well, such as a liturgical calendar and litany of the Saints. (ответ: psalter)
Лексическое задание: даны английские существительные и глаголы религиозной тематики. Задача состоит в том, чтобы найти и сооденить соответствующие им русские эквиваленты:
Следует заметить, что данные примерные лексические упражнения дают возможность развить общий кругозор по разносторонним темам, касающимся описания различных видов вероисповеданий, истории происхождения религий, образцов религиозной архитектуры и художественного искусства.
Таким образом, можно согласиться, что при обучении иностранному языку возникают безграничные воспитательные возможности, если иностранный язык используется как средство для приобщения обучающихся к духовной культуре, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения.