Цель: расширить знания детей об участниках, героях Великой Отечественной войны.
Задачи:
- Обобщить знания детей о деятельности школьников во время войны.
- Обобщить полученные знания детей о том, как защищали нашу Родину дети-пионеры в годы Великой Отечественной войны.
- Развивать речь, мышление.
- Воспитывать в детях чувство патриотизма, уважение к подвигам пионеров-героев в годы Великой Отечественной войны, гордость за их героические поступки.
Ребёнок читает стихотворение Павла Железнова:
«Юные герои войны»
В суровые годы великих сражений
Советские люди планету спасли,
Но шрамы тяжелых военных ранений
Навеки остались на теле земли.
…Ветры в походные трубы трубили,
Дождь отбивал барабанную дробь…
Ребята-герои в разведку ходили
Сквозь чащу лесов и болотную топь…
А нынче в разведку идут следопыты,
Туда, где когда-то ровесники шли…
Не будут, не будут, не будут забыты
Ребята - герои родимой земли!
…И кажется, снова в борьбе и в походе
Сегодня в рядах своих верных друзей
Голиков Лёня, Дубинин Володя,
Котик, Матвеева, Зверев, Казей.
В мирные дни, побеждая и строя,
Помнит Отчизна года боевые.
Славьтесь в веках, пионеры-герои!
Славьтесь, товарищи, вечно живые!
Дети ставят портреты, возлагают цветы.
Здороваются с гостями, садятся на стульчики.
Ведущая (Воспитатель): Ребята! Посмотрите на нашу группу. Что изменилось в ней?
Ответы детей:
- Появился уголок памяти пионерам-героев Великой Отечественной войны.
- Появилось маскировочное покрытие, на котором расположены черно-белые фотографии ВОВ. Мы видим с вами котелок, флягу, каску и ремень генерал-майора Масловского Михаила Спиридоновича.
Я неоднократно видела, как мальчишки играют в войну.
Сценка
Ребёнок 1: - Олег! Вставай. Вставай. Кругом измена. Все в плену. Командир убит. Помощник контужен. Я ранен четырежды, ты трижды. Держи знамя (сует ему полотенце). Бросай бомбы! (снимает и сует ему сандалии). Трах-ба-бах! Отобьёмся!
Ребёнок 2: (мрачно) За такие дела можно и по шее.
Ребёнок 1: (обнимает друга) Отбились. За геройские дела представляю тебя к ордену. (Хлопает по груди). Олег! А что если бы надвинулись танки, орудия? Мы бы с тобой как?
Ребёнок 2: Тогда и подумали!
Ребёнок 1: Что там придумывать? Собрали бы отряд и всю жизнь до самой смерти нападали бы на немцев, не сдались бы никогда. Никогда!
Ребёнок 2: - Так им и надо! (убегают)
Ведущий (Ребёнок): Вот из таких, как Егор и выходили в войну пионеры-герои.
Мальчишки Великой Отечественной войны! Вы слышите нас?
Голоса: Слышим! (Свет гаснет и зажигается, на сцене 3 мальчика). Кто звал нас?
Ведущий (Ребёнок):
Мы юное поколение - 21 века.
Хотим говорить с вами.
Витя: (Ребёнок) Но ведь нас уже нет. Я погиб в 44 году.
Марат: (Ребёнок) Я тоже.
Володя: (Ребёнок) А я в 45.
Ведущий (Ребёнок):
Знаем. Но герои не умирают.
Вы в нашей памяти.
В наших сердцах!
Володя: (Ребёнок) Я, Володя Дубинин, ходил в разведку. Сам напросился. Выбрался через свой тайный лаз. Долго сидел в овражке. Я хотел взорвать каменоломни, где находились немцы. Но раздумал. Поднимется тревога, меня поймают, а товарищи под землей погибнут. На счету каждая минута, немцы возле лаза караулят.
Ведущий (Ребёнок): Но ты же их обманул и спас подземный гарнизон.
Володя (Ребёнок) - Я выполнил свой долг!!!
Ведущий (Ребёнок) обращается к Вите Коробкову: - Я знаю, как ты молчал на допросах. Скажи, трудно было в последнюю минуту?
Витя: (Ребёнок) Трудно. Но я остался верен партизанской клятве.
Марат: (Ребёнок) Я тоже. Я, Марат Казей, не вернулся из разведки. Случилось так, что мне пришлось отбиваться от фашистов. Лес был близок, но в него я попасть не мог, не было прикрытия. Со мной 2 гранаты. Я целюсь в офицера. Бью короткими очередями. Более 10 фашистов уложил. И только теперь понимаю, что они хотят взять меня живым. Кричат: «Рус, сдавайся!» Швырнул первую гранату, снимаю предохранитель со второй. Живым не достался.
Володя: (Ребёнок) - Пора! (все уходят, садятся на стульчик).
Ведущая (Воспитатель):
Грозное, страшное слово - война.
В жизни страшней не найти.
Жжёт, убивает, рушит она все на своем пути.
Мы хотим рассказать вам про мальчишек, тех, кто в 10-14 лет, когда ступило на нашу землю проклятое фашистское войско, заменили своих отцов и братьев, взявших в руки винтовки.
Они не знали друг друга. Сражались в разных партизанских отрядах и бригадах, но судьба их сроднила. Все были смелые, отважные, мужественные. Все отдали жизнь за Родину!
В годы войны много детей принимало участие в партизанском движении. Это Володя Дубинин, Зина Портнова, Витя Коробков, Леня Голиков, Марат Казей и много, много других ребят. Вы видите портреты юных героев войны. Я попрошу вас вспомнить, что вы знаете о них?
Да, не только мальчики проявили себя в годы войны, но и девочки. Все они стойко выносили тяготы военной жизни. И на пытках в немецких застенках держались достойно, как, например, Зина Портнова.
Ребёнок рассказывает про Зину Портнову
Зина Портнова
Ленинградская школьница, Зина Портнова в июне 1941 года приехала с младшей сестрой Галей на летние каникулы к бабушке в деревню. Ей было пятнадцать... Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
Сначала она устроилась подсобной рабочей в столовой для немецких офицеров. И вскоре вместе с подругой осуществила дерзкую операцию - отравила более ста гитлеровцев. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. 13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли.
За стойкость и героизм девочка посмертно отмечена высоким званием - Герой Советского Союза.
Ребёнок рассказывает про Леню Голикова
Леня Голиков
Когда началась война, и фашисты заняли село Лёни, он не захотел трудиться на гитлеровцев и бросил работу. Не раз бродил Леня по лесу в поисках партизан, мечтая попасть в отряд. Вместе со сверстниками он подобрал однажды на месте боя несколько винтовок, похитил у фашистов два ящика гранат. Все это они потом передали партизанам.
Смелый партизан из автомата убил генерала, в штаб бригады доставил его китель и захваченные документы. В числе документов были: описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие ценные данные разведывательного характера".
16-летний партизан пал смертью храбрых в бою Псковской области.
Ведущая говорит СПАСИБО!
А теперь я вам расскажу про пионера-героя Валю Котика
Валя Котик
Валя Котик к началу войны перешёл в шестой класс, ему было 11 лет.
Он был партизаном-разведчиком. Внёс свой в клад в подрыв 6 железнодорожных эшелонов и склада боеприпасов. Будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу, а партизаны успели дать отпор врагу. В бою был смертельно ранен, ему было всего 14 лет.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза!
Портрет Вали Котика ставится на постамент и возлагаются цветы
к портрету.
Ведущая (Воспитатель): Ребята! Вы хотите быть похожи на них?
Ответы детей:
Ведущая (Воспитатель): А теперь давайте отдохнём!
Физминутка.
Цель: Снятие мышечного напряжения. Координация речи с движением, развитие тонкой моторики.
Воспитатель говорит слова, дети выполняют определенные движения.
Все военные мы здесь,
Отдадим друг другу честь. |
Стоят по стойке «смирно», отдают честь. |
А потом быстрей, быстрей,
|
Начинают маршировать на месте. |
Плечи выше поднимаем,
|
Поднимают и опускают руки через стороны вверх. |
Руки перед грудью ставим
|
Руки перед грудью, рывки руками, с поворотом туловища вправо, влево. |
Мы присядем десять раз
|
Руки на пояс, приседания. |
Десять раз подпрыгнуть нужно,
|
Прыжки на двух ногах, на носочках. |
Мы колени поднимаем -
|
Маршируют на месте, высоко поднимая колени. |
Ведущая (Воспитатель): До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своём мире, имевшими свои тайны, надежды, мечты. В годы ВОВ дети герои участвовали в военных действиях наравне с взрослыми солдатами, им приходилось стрелять, выполнять различные задания и поручения.
Наше испытание - «Кроссворд».
Я буду зачитывать загадки, а вы называете правильный ответ.
- Как называется военный корабль? (Крейсер).
- За неё и умереть нестрашно (Родина).
- Специальность пехотинца? (Стрелок).
- Слухач и стукач в армии (Радист).
- Исход битвы в вашу пользу (Победа).
На экране отображаются загадки и правильные ответы к ним.
Слово «Победа» означает «Мир».
А что значит слово МИР?
Ответы детей:
- Мир - это когда не идет война,
- Мир - это когда мы не боимся пролетающего над нами самолёта,
- Мир - это когда мы можем спокойно гулять, учиться, радоваться солнцу и мирному небу.
Ведущая (Воспитатель):
Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните.
Какой ценой завоёвано счастье,
Пожалуйста, помните!
В честь всех погибших на войне, умерших от болезней и ран, пропавших без вести, объявляется минута молчания.
Ребёнок читает стихотворение «Война не место для детей»
Война - не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
Война - не место для детей!
Ребенку нужен теплый дом
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки,
И елочные огоньки,
С горы веселое катанье,
Снежки и лыжи, и коньки,
А не сиротство и страданье!
Ведущая (Воспитатель): Голубь это птица мира!
Ребята, на столах у нас лежат бумажные голуби, прикрепите на плакат,
на котором изображено голубое небо и светит яркое солнце.
Дети стоят возле воспитателя.
Рефлексия
Ведущая (Воспитатель): Мы сегодня вспомнили лишь несколько имен юных бойцов. Они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Им хотелось жить. Но видеть свою Родину в рабстве у фашистов они не хотели. И они стали героями. Как вы думаете, какая сила двигала этими детьми, что заставило их переступить через страх смерти?
Примерные ответы детей:
- Они хотели отомстить за убитых родителей, за разоренный дом.
- Им было жалко людей, которых уничтожали фашисты.
- Они мстили за унижение своей страны, нации.
- Они хотели быть свободными людьми, а не рабами немцев.
- Ими двигала ненависть к фашизму.
- Любовь к своей стране давала им силы.
Ведущая (Воспитатель): Ребята! Давайте скажем нашим гостям «До свидания».