Семейная игра "Доходы и расходы семьи" как способ формирования финансовой грамотности в курсе внеурочной деятельности "Семьеведение"

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: финансовая грамотность


Обучение финансовой грамотности - одно из основных современных направлений образовательных программ, реализующееся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих ошибок и опасностей в финансовой сфере. Что такое деньги, дети начинают понимать лет в 6-7, по мере взросления начинают самостоятельно покупать товары, пользоваться пластиковыми картами. Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, является стремление остановить развитие безответственного отношения к финансам и денежным операциям.

Одной из эффективных форм формирования и развития навыков и знаний в области финансовой грамотности является вовлечение учащихся во внеурочную деятельность. Благодаря тому, что игра является одним из наиболее доступных средств обучения, в Гимназии была разработана настольная игра «Доходы и расходы семьи». Авторами данной игры являются Чалдушкина Марина Ивановна учитель математики и информатики и Колобова Светлана Айратовна учитель математики.

Целью игры является повышение уровня знаний в области финансовой грамотности.

В ходе игры учащиеся знакомятся с основными источниками доходов и расходов семьи. При разработке игры были учтены возрастные особенности учащихся. Игра ориентирована на возраст детей от 9 до 12 лет.

Каждая семья практически ежедневно принимает решения финансового характера, поэтому важно вовлекать в эти процессы детей. Если объяснять детям, откуда берутся деньги, показывать на что тратятся, какие делаются покупки, какие обязательные и произвольные семейные расходы существуют - это поможет сформировать финансовую культуру. Игра «Доходы и расходы семьи» отвечает вышеуказанным запросам.

Идеей для создания игры послужил запрос от участников образовательных отношений познакомить учащихся с начальными сведениями в области финансовой грамотности в интересной и понятной форме. За основу игры взяли игру хождения фишками по игровому полю с помощью выбрасывания кубика, а идею денежных операций из всеми известных игр «Монополия» и «Менеджер».

Что же необходимо для проведения игры? Для проведения игры понадобиться игровое поле, кубик, фишки и денежные купюры (мы приобрели купюры банка приколов). Учащиеся приступают к игре после знакомства с правилами.

  • Поля желтого цвета - относятся к оплате подоходного, имущественного и земельного налогов
  • Поля синего и красного - относятся к семейным расходам
  • Поле зеленого - относятся к доходам семьи

Правила игры: В игре могут принимать участие от 2 до 5 игроков. Игроки выбирают себе фишки и ставят их на старт. Чтобы определить очередность хода каждого игрока, все участники бросают кубик. Первым ходит тот, у кого выпало наибольшее количество очков. И так далее по убыванию. Игроки по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на выпавшее на нем количество ходов.

Каждый игрок вначале игры получает по 3000 рубликов из кассы. Попадая на зеленое поле, игрок получает указанное количество рубликов из кассы. Остановившись на фиолетовом поле, игрок пропускает следующий ход. Если игрок останавливается на красном, синем и желтом поле, то он возвращает указанное количество рубликов в кассу. Если у игрока нет необходимого количества рубликов, то он получает штрафной талон и продолжает игру. Штрафной талон можно оплатить после попадания на поле с доходом.

Побеждает тот, кто придет к финишу с наибольшим количеством рубликов и с наименьшим количеством штрафных талонов.

Обращаем внимание на то, что побеждает игрок, который придет к финишу с наибольшим количеством денег.

Апробация данной игры прошла в рамках закрытия традиционной в Гимназии финансово-экономической игры «Капитал», а также среди учащихся 4-х классов в группе продлённого дня.

Мы считаем, что апробация прошла успешно, игра вызвала большой интерес среди учащихся, мы наблюдали живые эмоции по совершению игровых денежных ситуаций, ребята радовались получению денежных средств из кассы и с трудом расставались с деньгами при необходимых расходах.

Знакомясь с информацией на игровых полях, ребята видели, что доходами могут быть не только зарплата родителей, но и социальные выплаты. Учащиеся постарше заметили, что статей расходов оказывается больше, чем статей доходов, а значит нужно задуматься о разумности трат.

Таким образом, игра «Доходы и расходы семьи» позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать полезные финансово-экономические привычки, а также совершенствовать коммуникативные навыки.

Важно отметить, что основными наставниками в формировании денежных отношений, в формировании финансовой грамотности выступают именно родители. Данная игра может быть актуальна в рамках реализации курса внеурочной деятельности «Семьеведение». Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между супругами, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Спектр общения в семье может быть разнообразным, помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, нужно включать совместную деятельность, это и прогулки, и просмотр фильмов, и совместные игры.

Как было вышеупомянуто, что апробация данной игры прошла в рамках закрытия традиционной в Гимназии финансово-экономической игры «Капитал», в качестве волонтеров были привлечены учащиеся 10 класса Гимназии, а игроками были учащиеся 5х классов, у которых введен курс «Семьеведение» в рамках внеурочной деятельности. Старшеклассники выступали наставниками для младших школьников, объясняли правила игры, сопровождали ход игры, помогали. Таким образом, прививаются навыки межвозрастного общения, навыки обучения, формируется ответственность и взаимопонимание.

Настольная игра способствует общению и обучению, поэтому игра в «Доходы и расходы семьи» может стать хорошей семейной традицией проведения свободного времени. Данная игра уже используется младшими школьниками в группе продленного дня, а также используется для проведения досугового занятия «Играем вместе» в рамках внеурочной деятельности «Семьеведение».