Пояснительная записка
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Песня, современная песня в школе - это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в нашем ансамбле. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников. Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в группе, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 11 до 15 лет (7-9 класс). Срок реализации - 3 года, (111 ч. в год - 3 ч. в неделю), 2016-2017 - 3-й год обучения. Количество воспитанников вокальной группы - не менее 15 человек. Занятия в кружке групповые, занятия с солистами проводятся дополнительно.
Цель: создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей среднего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность; привить любовь к вокальному искусству и научить правильно, исполнять вокальные произведения.
Задачи:
- На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
- Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.
- Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х и 3-хголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
- Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена группы.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой. Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Методы и формы. В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Результаты освоения программы вокального кружка.
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Планируемые результаты.
По окончании 3-го года обучения ученики научатся:
- личностно интерпретировать музыкальные образы;
- исполнять народные и современные песни, двухголосные произведения с использованием различных интервалов;
- импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметные результаты:
- обучающиеся овладели практическими умениями и навыками вокального творчества;
- основами музыкальной культуры.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально-творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.
Личностные универсальные учебные действия:
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания;
- формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
- Регулятивные действия:
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;
- мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Познавательные универсальные действия: удовлетворение потребности в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний в области музыкального искусства.
Коммуникативные учебные действия:
- слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
- приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности
- совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи.
Формы контроля достижения результатов.
Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, районных мероприятиях Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.
Список рекомендуемой литературы.
- Актуальные проблемы музыкальной педагогики: сборник научных трудов - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2003. - 238с.
- Методика музыкального воспитания в школе: учебн. Пособие для студентов сред. Пед.учеб. заведений /Л.Г.Дмитриева, Н.М. Черноиваненко/ - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия» 1998. - 240 с.
- Мир вокального искусства. 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации /авт.сост. Г.А.Суязова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 138с.
- Уроки пения 1-3 кл. /Н.И.Журавленко/ - Мн: Полиграфмаркет, 1998. - 96с.
Электронно-учебные методические комплекты.
- CD диск «Новый день» - песни караоке Александра Ермолова. Изд. Детских образовательных программ «Весть-ТДА», Москва, 2005г.
- CD диск «77-караоке для детей» вып.1. диск 2. Детское музыкально изд. ТВИК - 2012г.
- CD диск «Детский праздник» песни А.Ермолова изд.детских образовательных программ Весть-ТДА»
- CD диск «Новогодний карнавал» - изд. Детских образовательных программ «Весть - ТДА», Москва, 2007г.
Интернет-ресурсы.
- http://www.mp3sort.com/
- http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
- http://forums.minus-fanera.com/index.php
- http://alekseev.numi.ru/
- http://talismanst.narod.ru/
- http://www.rodniki-studio.ru/
- http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm