Программа кружка художественной направленности "Акварель"

Разделы: Музыка, Дополнительное образование


Пояснительная записка

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Песня, современная песня в школе - это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.

Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в нашем ансамбле. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников. Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в группе, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 11 до 15 лет (7-9 класс). Срок реализации - 3 года, (111 ч. в год - 3 ч. в неделю), 2016-2017 - 3-й год обучения. Количество воспитанников вокальной группы - не менее 15 человек. Занятия в кружке групповые, занятия с солистами проводятся дополнительно.

Цель: создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей среднего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность; привить любовь к вокальному искусству и научить правильно, исполнять вокальные произведения.

Задачи:

  • На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
  • Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.
  • Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х и 3-хголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
  • Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена группы.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой. Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Методы и формы. В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Результаты освоения программы вокального кружка.

Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Планируемые результаты.

По окончании 3-го года обучения ученики научатся:

  • личностно интерпретировать музыкальные образы;
  • исполнять народные и современные песни, двухголосные произведения с использованием различных интервалов;
  • импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве;
  • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметные результаты:

  • обучающиеся овладели практическими умениями и навыками вокального творчества;
  • основами музыкальной культуры.

Метапредметными результатами являются:

  • овладение способами решения поискового и творческого характера;
  • культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности;
  • приобретение опыта в вокально-творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

  • формирование эстетических потребностей, ценностей;
  • развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
  • развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.

Личностные универсальные учебные действия:

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания;
  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
  • Регулятивные действия:
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;
  • мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Познавательные универсальные действия: удовлетворение потребности в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний в области музыкального искусства.

Коммуникативные учебные действия:

  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
  • приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности
  • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи.

Формы контроля достижения результатов.

Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, районных мероприятиях Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.

Список рекомендуемой литературы.

  1. Актуальные проблемы музыкальной педагогики: сборник научных трудов - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2003. - 238с.
  2. Методика музыкального воспитания в школе: учебн. Пособие для студентов сред. Пед.учеб. заведений /Л.Г.Дмитриева, Н.М. Черноиваненко/ - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия» 1998. - 240 с.
  3. Мир вокального искусства. 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации /авт.сост. Г.А.Суязова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 138с.
  4. Уроки пения 1-3 кл. /Н.И.Журавленко/ - Мн: Полиграфмаркет, 1998. - 96с.

Электронно-учебные методические комплекты.

  1. CD диск «Новый день» - песни караоке Александра Ермолова. Изд. Детских образовательных программ «Весть-ТДА», Москва, 2005г.
  2. CD диск «77-караоке для детей» вып.1. диск 2. Детское музыкально изд. ТВИК - 2012г.
  3. CD диск «Детский праздник» песни А.Ермолова изд.детских образовательных программ Весть-ТДА»
  4. CD диск «Новогодний карнавал» - изд. Детских образовательных программ «Весть - ТДА», Москва, 2007г.

Интернет-ресурсы.

  1. http://www.mp3sort.com/
  2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
  3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
  4. http://alekseev.numi.ru/
  5. http://talismanst.narod.ru/
  6. http://www.rodniki-studio.ru/
  7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНОГО КРУЖКА «Акварель»