Введение
Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что число обучающихся, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, и поэтому отнесенных к специальной медицинской группе, постоянно увеличивается.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, за последние годы отмечено увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов.
Высокая частота диагностирования патологий у обучающихся общеобразовательных учреждений требует осуществления на хорошем уровне коррекционно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы.
Правильно организованные систематические занятия физическими упражнениями являются важнейшим средством укрепления здоровья.
Учитель физической культуры - профессия особенная. Избрав её, педагог становится в ответе за здоровье детей, их физическое, психическое, нравственное и социальное развитие. Поэтому важное место в своей деятельности я отвожу здоровьесберегающим технологиям, цель которых, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье учащихся, так как основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации.
I. Педагогическая технология здоровьесбережения
Педагогическая технология здоровьесбережения в моей деятельности включает в себя:
- знакомство с результатами медицинских осмотров детей;
- их учёт в планировании учебно-воспитательной работы;
- помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом;
- создание условий для заинтересованного отношения к учёбе.
1) Знакомство с результатами медицинских осмотров детей
В соответствии с Приложением № 2 Приказа МЗ РФ № 1346 н от 21.12.2012 г. оценка здоровья детей производится по следующим критериям:
- степень функционирования основных систем организма;
- отсутствие или наличие хронических заболеваний;
- степень сопротивления неблагоприятным воздействиям;
- степень гармоничности физического развития;
- уровень физического развития.
В соответствии этих критерий 5 групп здоровья:
Группа здоровья |
Характеристика |
I группа состояния здоровья |
здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений |
II группа состояния здоровья |
- несовершеннолетние: у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;
|
III группа состояния здоровья |
- несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);
|
IV группа состояния здоровья |
- несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;
|
V группа состояния здоровья |
- несовершеннолетние: страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения;
|
На основании результатов профилактического осмотра и данных групп состояния здоровья врач, ответственный за проведение профилактического осмотра, определяет медицинскую группу для занятий физической культурой. Этих групп 3: основная, подготовительная и специальная.
Медицинская (физкультурная) группа
|
Характеристика |
Занятия физкультурой |
Основная медицинская группа
|
это здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, с физическим развитием, что соответствует их возрасту (совпадает с 1-й группой).
|
занятия проводятся по государственной программе ФВ в полном объеме, предусмотрена сдача определенных нормативов, разрешаются занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях. Итогом успешности освоения программы является определенная соответствующими критериями оценка. |
Подготовительная медицинская группа
|
это дети, у которых нет отклонений в состоянии здоровья (либо есть незначительные отклонения), но с недостаточным физическим развитием (совпадает со 2-й группой).
|
Занятия проводятся по общей программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. Непосредственно на занятиях школьники данной группы нуждаются в более тщательном контроле со стороны учителя ФК и медицинского работника образовательного учреждения. Помимо обязательных уроков физкультуры для таких школьников рекомендуются занятия в секции общей физической подготовки. Итоговая оценка, в отличие от школьников основной группы, преимущественно определяется учителем физкультуры в соответствии с установленными для данного этапа обучения индивидуальными критериями. |
Специальная медицинская группа А (III группа) |
это дети, которые есть отклонения нормального состояния здоровья и имеют ограничения в физической нагрузке (совпадает с 3-й и иногда 4-й группами).
|
Занятия проводятся по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы.
|
Специальная медицинская группа Б (IV группа) |
- имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия. |
- рекомендуются в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации. |
Инвалиды |
- с хроническими заболеваниями. Форма тяжелая. Ремиссии редкие, обострения частые. Наличие осложнений. Функции органов и систем организма не компенсированы. Требуется постоянное лечение.
|
рекомендованы занятия лечебной физкультурой на базе лечебных учреждений и физкультурных диспансеров, под наблюдением врача ЛФК. А также дополнительные занятия на дому по специально разработанному комплексу упражнений. |
На этом этапе работы создается Банк данных по каждому классу.
____класс |
|||||||
№ |
Ф.И. О.
|
Медицинская группа |
Рекомендации врача |
||||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
2) Планирование учебно-воспитательной работы
Физическое воспитание обучающихся представляет собой педагогический процесс, базирующийся на общепринятых принципах и методах обучения.
Одним из важнейших принципов является принцип доступности и индивидуализации, который означает оптимальное соответствие задач, средств и методов возможностям каждого занимающегося.
Индивидуальность обучающегося необходимо учитывать при определении уровня и характера нагрузок. Любое нарушение здоровья ухудшает адаптацию к физическим нагрузкам. Это определяет необходимость индивидуального подхода в дозировании физических нагрузок с учетом возрастных морфофизиологических особенностей, характера и степени нарушений в состоянии здоровья обучающегося.
Принцип систематичности и постепенности требует обеспечения непрерывности и последовательности занятий, взаимосвязи между ними, применения нескольких средств физической культуры в течение длительного времени, а также подбора упражнений таким образом, чтобы вначале осваивались простые, а затем более сложные упражнения при увеличении объема нагрузок.
Нерациональное использование физических нагрузок, чрезмерное увеличение их объема и интенсивности по истечении некоторого времени приведет к значительному утомлению, снизит сопротивляемость организма.
Основной формой занятий является урок. Каждый урок должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор средств и методов обучения и воспитания, способов организации обучающихся. На уроках решается комплекс взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.
Технология дифференцированного физкультурного образования
Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. ТДФО - это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание ТДФО - это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний, методических умений, технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.
Данная технология предполагает:
- выявление уровней обученности школьников с помощью диагностических тестов (служит основанием для деления учащихся на группы разной подготовленности);
- деление задач изучения темы по уровням обученности школьников и группам разной подготовленности;
- деление содержания программы
Дифференцированное выставление отметки по физической и технической подготовленности обучающихся
При оценке физической подготовленности учитываю как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываю и теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Широко применяю методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо убедить в собственных возможностях, успокоить, приободрить; других - сдержать от излишнего рвения; третьих - заинтересовать. Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности.
Временно освобождённые дети и обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе присутствуют на уроках: помогают в подготовке инвентаря, судействе, знакомятся с теоретическими сведениями, с техникой выполнения двигательных действий. Для обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занятия проводятся отдельно, во внеурочное время, они выполняют упражнения рекомендованные врачом. Данную работу также оцениваю.
Контроль за состоянием здоровья обучающихся:
1) В основной части урока учитель контролирует нагрузку по ЧСС, внешним признакам утомления и степени их выраженности (таблица 1).
Таблица 1
Внешние признаки утомления обучающихся в процессе занятий физической культурой
Наблюдаемые признаки |
Степень выраженности утомления |
|
Небольшая |
Средняя |
|
Окраска кожи лица, шеи |
небольшое покраснение лица |
значительное покраснение лица |
Потливость |
незначительная |
выраженная потливость лица |
Характер дыхания |
несколько учащенное, ровное |
резко учащенное |
Характер движений |
бодрые, задания выполняются четко |
неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения;
|
Самочувствие |
хорошее, жалоб нет |
жалобы на усталость, отказ от дальнейшего выполнения заданий |
Мимика |
спокойное выражение лица |
напряженное выражение лица |
Внимание |
четкое, безошибочное выполнение указаний |
рассеянное, задания выполняются неточно |
2) Ведение дневника обучающимися дневника самонаблюдений.
3) Помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.
Одной из форм работы учителя физической культуры с родителями обучающихся является его выступления на классных, общешкольных родительских собраниях. В своих выступлениях учитель не только информирует о формах, методах организации работы, но дает общие и индивидуальные рекомендации родителям в построении здоровой жизнедеятельности обучающихся.
Одним из главных направлений здоровьесбережения считаю создание здорового психологического климата на уроках. Так, ситуация успеха способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса.
Литература
- Ермолаев О.Ю. Правильное дыхание: практическое пособие. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 192 с.
- Лечебная физическая культура/ Под ред. С.Н.Попова. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 414 с.
- Лях В.И. Комплексная программа по физическому воспитанию. 1-11 класс. М.: Просвещение, 2003. - 32 с.