Ты откуда русская зародилась музыка? 5-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Здесь Родины моей начало…»

Класс: 5

Ключевые слова: Жанры устного народного творчества, русская народная музыка, жанры русской народной песни


Цель: включить обучающихся в учебную деятельность, направленную на конкретизацию знаний по определению жанров русских народных песен.

Задачи:

Образовательные:

  • Через специальные схемы и вопросы помочь обучающимся осознать источники русской песни и ее значение в жизни людей.
  • Научить обобщать аналитический материал и осознавать жанровые особенности русских народных песен.
  • Научить слушать музыку и анализировать средства музыкальной выразительности: интонации, темп, ритм, жанровые особенности.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, умение работать в коллективе.
  • Научить сравнивать, сопоставлять средства музыкальной выразительности к музыке.

Коррекционные:

  • Развивать слуховое внимание, речевую моторику, чувство ритма, двигательную координацию.

Воспитывающие:

  • Воспитывать чувство уважения к истории родной страны, к своему народу, к русской народной музыке.

Оборудование:проектор мультимедиа, компьютер, синтезатор, музыкальные инструменты.

Ход урока

Звучит песня «Моя Россия» муз. Г.Струве

Учитель: Здравствуйте, ребята! (пропевает)

Дети: Здравствуйте! (пропевают)

У. Скажите, пожалуйста, какая песня звучала при входе в класс? О чем она?

Д. О Родине.

У. Какая она наша Родина?

Д. Большая, красивая, могучая и т.д.

У. Откуда мы можем подчеркнуть информацию о нашей Родине, о красоте наших лесов, морей, рек?

А путешествуя, мы можем узнать?

Если долго, долго, долго в самолете нам лететь,

Если долго, долго, долго на Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда и леса, и города, океанские просторы, ленты рек, озер и горы
Мы увидим даль без края, тундру, где звенит весна,
И поймем тогда какая наша Родина большая, необъятная страна.

О нашей Родине можно говорить бесконечно, раскрывая ее величие.

Вы наверное догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке музыки?

Д. О России.

У. О России, и что мы будем узнавать о нашей России, через какой жанр, если мы на уроке музыки?

Д. Через песни.

У. Через русские народные песни мы будем узнавать, какая же наша Россия и какой народ живет в нашей стране.

Я предлагаю рассмотреть тему урока «Ты откуда русская появилась музыка?»

Презентация

Слайд 1

У. Человек раньше и сейчас не представляет жизни без русской народной песни. Она сопровождала его в течение всей его жизни. Она жила вместе с ним. Песня - это история жизни русского человека. Представляете, человек рождается, он ничего еще не знает о жизни. И он попадает в руки матери, которая поет ему песню и знакомит его с жизнью, которая окружает, и он становится такой защищенный. Какую песню поет ему мама?

Д. Колыбельную.

У. Кто присутствует в колыбельных песнях и зачем они?

Д. Волки, птицы и т.д.

У. А зачем, назначение колыбельной песни?

Д.Успокоить ребенка.

У. Чтобы знакомить с тем, кто его окружает и успокоить. Итак, первый жанр р.н. песни это Колыбельная.

Вывешивается таблица.

Слайд 2

У. В одной деревне жила молодая семья: Иван да Марья, родилась у них дитя.

Дочь лежит и спать не хочет, мнет белье постельное,
Мать вокруг нее хлопочет с песней колыбельною.

Я предлагаю вам на текст незнакомой вам колыбельной придумать свою мелодию. Как вы думаете это сложно? Какой должен быть характер вашей колыбельной?

Д. Спокойный, нежный, наша цель убаюкать ребенка.

У. А мелодия?

Д. Плавной, медленной.

У. Давайте попробуем исполнить.

Учитель раздает карточки с текстом.

Выходят 3,4 человека и исполняют.

У. Передали они характер колыбельной?

Д. Да.

У. Если дитя не хочет спать, тогда мама начинает играть с ним, потешать его, развлекать, а он маленький не понимает. Тогда в ход идут его ручки, ножки, щечки, волосики. Вспомните, какими потешками завлекали детей?

Итак, следующий жанр русской народной песни - потешки.

Вывешивает.

Слад 3

У. Их назначение. Само слово потешка, что мы понимаем в своем названии?

Он маленький никак не спит, тогда мама посадила его к себе на колени и начала его потешать. Спит ребенок или не спит, а мама его потешает.

Приглашает мальчика и показывает:

Стенка, стенка, потолок, две ступеньки, дзынь звонок.
Видите, как Шамиль улыбнулся.
Значит, какое назначение потешки?

Д. Развеселить, отвлечь от печали и тоски.

У. Какие вы знаете потешки?

Д.

1.

По кочкам, по кочкам, по маленьким дорожкам.
В ямку бух, развалилось 40 мух.

2. Ладушки, ладушки, где были у бабушки и т.д.

У. А еще говорят, надо массировать ладошку, ребенок лучше говорить будет.

Какая потешка?

Д. Сорока - ворона кашу варила , деток кормила т .д

У. Итак ребенка или усыпили, или развеселили.

Ну, вот беда, маме-то что нужно делать? Работать, наверное, и трудиться, конечно, пока дитя спит. Марьюшке много нужно сделать дел по дому. Если много дела, запевайте песню смело.

Вяжут, ткут, прядут и жнут, это песни любят труд. Что это за песни?

Д. Трудовые.

Вывешивает таблицу

Слайд 4

У. Вот интересно, трудишься и еще песни поешь. Это же сложно?

А зачем нужна трудовая песня?

Д. Чтобы было веселей работать.

У. Вот идет человек с косой, косит траву (показывает), какой должна быть песня?

Она должна самое главное быть в такт его движениям, тогда она и будет ему помогать. Музыка делает его труд легче, быстрее, послушнее.

Какие вы знаете пословицы о музыке, о песне, о труде?

Помогайте:

Песня в труде - помощница.
Где труд - там и песня.

Давайте вспомним трудовую песню «Я на камушке сижу»

Наш труд будет заключаться в том, что мы изобразим, что делает главный герой в этой песне.

Что он держит в руках?

Д. Топор.

У. Как изобразим?

Д. Хлопки.

У. А еще он будет сеять капусту, как изобразим?

Д. Хлопки по коленям.

У. Еще он будет оттесывать колышки?

Д. Хлопки сверху вниз.

У. И вбивать молотком гвозди?

Д. Топаем.

У. Сели как исполнители. Наша цель спеть как?

В такт движениям.

Песня помогает труду, а труд помогает нашей песне.

Четко, понятно, в ритм песни, одновременно.

Исполняют песню «Я на камушке сижу»

У. Вот так и трудился русский народ, сочетая труд с песней.

Пойдет по ягоды, по грибы и отдохнуть надо. Встанет, распрямит плечи.

Какие песни звучали во время отдыха или праздников?

Догадались?

Устал народ, притомился, в поле, в лесу трудился.
Встанет народ, отдохнет и заведет хоровод.

Какие песни были популярны на Руси и остаются до последнего времени популярны?

Все вместе:

Д. Хороводные.

Вывешивает таблицу.

Слайд 5

У. А зачем они нужны, хороводные песни? Какую цель они несут для человека?

Д. Повеселиться, не скучно было.

У. Идут вместе, чтобы познакомится.

Раньше парни и девушки приходили с одной деревни в другую на праздник, водили хоровод, чтобы познакомиться, чтобы выбрать себе невесту, жениха.

А когда ты ходишь в хороводе, ты показываешь себя, свою осанку, свою речь, костюм, кому то подмигнешь и дружбу заведешь.

Какую хороводную песню вы знаете?

Д. На горе-то калина.

У. Вот народ водит хоровод, поет, а как вы думаете, с музыкальным инструментом или нет?

Конечно, нет. А как называется это пение без музыкального сопровождения?

Д. А капелла.

У. Нам нужен солист. Встаем в хоровод и выбираем солиста.

Кто запоет?

Взялись за руки, улыбнулись соседу.

Исполняют Хоровод.

У. Интересно, какой жизненный период отражает следующая песня?

Про любовь в них и про дружбу
Про войну в них и про службу,
Прижимая автоматы, и всегда поют солдаты.
Какая песня?

Д. Солдатская.

У. По-моему, несопоставимо, солдат и песня. Он не будет водить хоровод, не будет петь колыбельную. Вы согласны?

То есть, солдатской песни нет?

Д. Есть.

У. А зачем она им нужна?

Д. Для чувства такта, они будут идти вместе.

У. Во время войны?

А могли песни помогать солдату, чтобы душа у него пела и радовалась.

Вывешивает таблицу.

Слайд 6

У. Сейчас мы исполним солдатскую песню «Солдатушки, браво ребятушки»

А как она должна звучать, я уже вам подсказываю?
Выразительно, четко, у нее маршевый характер.
В песне идет разговор мальчиков и девочек.

Девочки, попробуйте спеть с интонацией вопроса, а мальчишки - с интонацией ответа.

Давайте встанем мальчики напротив девочек. Включайте выразительность.

Исполняют песню.

У. Итак, солдаты спели свои песни. А раньше, во время Великой Отечественной войны к солдатам на фронт приезжали артисты, пели песни, показывали мини спектакли, играли на музыкальных инструментах. Вот и о следующем жанре я могу сказать то, что его любили все: и взрослые, и дети, и дедушки, и бабушки. Это песня короткая, маленькая, ее можно петь о чем угодно.

Догадались?

Д. Частушки

Вывешивает таблицу

Слайд 7

У. О чем можно петь в частушках?

Д. О школе, о животных и т.д.

У. Как должен человек исполнять частушки? В ней сколько строк?

Всего четыре.

Слово частушка произошло от слова часто, т.е. быстро, четко, кратко, понятно.

Человек должен показать свою память и речь.

У. Сейчас мы с вами споем частушки, но прежде будет такое задание. Частушки разломились пополам, нам надо их соединить вместе. Я вам подскажу немного. К частушкам на желтом листе нужно подобрать вторую часть на розовом листе.

Выходят ребята, работают.

У. А мы пока думаем. А во время исполнения частушек мы тоже можем исполнять а капелла или нужны инструменты?

Д. Нужны инструменты.

У. А какие чаще всего используют музыкальные инструменты?

Д. Гармошка, бубен и т.д.

У. Из какого оркестра эти музыкальные инструменты?

Д. Из оркестра народных инструментов.

Ребята поют, а в проигрыше мы хлопаем в ладоши.

У. Ребята, а вы не все назвали народные инструменты. Послушайте, какой еще инструмент входит в состав оркестра народных инструментов?

Прослушивают Свистулька.

Небольшое сообщение об инструменте.

У. А это инструмент тоже народный - рожок.

Хором говорим - РОЖОК

Прослушивание инструмента.

У. Русский человек использовал все, что было вокруг него, чтобы сделать музыкальный инструмент.

У. Как только русские народные инструменты начинали играть, русский человек не мог воздержаться, чтобы не пуститься в пляс.
Итак, следующий жанр народной песни?

Д. Плясовая.

Вывешивает таблицу.

Слайд 8

У. Раздайте, пожалуйста, музыкальные инструменты.

Я предлагаю вам вспомнить русскую народную песню «Светит месяц».

Следите за моим взглядом, я буду показывать, какой группе инструментов играть. Сначала треугольник, потом бубен, затем ксилофон, деревянные ложки и все вместе.

Играют оркестром.

У. Итак, получилась у нас плясовая?

Д. Да.

У. Давайте подведем итог.

Какие жанры русской народной песни мы узнали?

Дети перечисляют.

У. Мы все жанры перечислили или еще есть, как вы думаете?

Д. Есть еще.

У. Откуда она появилась музыка, когда она звучит у человека?

Д. С рождением человека. Она сопровождает его всю жизнь.

У. В конце урока я хочу предложить вам игру. Я буду говорить вам предложение, а вы говорите: Да или Нет.

Верите ли вы, что у Р.Н. Песни есть много жанров?

Д. Да.

У. Верите ли вы, что Р.Н.песня поется только хором?

Д.Нет.

У. Верите ли вы, что народные песни передавались из уст в уста?

Д. Да.

У. Верите ли вы, что короткая, медленная или быстрая песня, у которой много куплетов называется частушка?

Д. Да.

У. Верите ли вы, что русская народная песня исполняется только с музыкальным сопровождением?

Д. Нет.

У. Итак наш урок подошел к концу. Как вы думаете, нам удалось ответить на вопрос: Откуда появилась русская народная музыка?

Слайд 9

Я предлагаю вам оценить свою работу. Если вам все понятно - вы хлопаете над головой. Если вы не все поняли - перед собой. Ну а если ничего не поняли - внизу.

У. Я рада, что вам все понятно. До свидания, до новых встреч.

Слайд 10