Направленность программы: естественно-научная.
Уровень программы: ознакомительный.
Возраст обучающихся: 5-6 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность программы
Рабочая программа кружка «Наш дом - Земля» имеет естественно-научную направленность (Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).
Отличительной особенностью данной программы является частичное применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для детей, пропустивших занятие по уважительной причине.
Основные элементы системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, используемые в работе: образовательные платформы ГМЦ, doshkolnik.ru, nsportal.ru, infourok.ru, YouTube.
1.2. Уровень освоения программы кружка «Наш дом - Земля»
Ознакомительный уровень освоения программы: соответствует региональным нормативным документам: Приказ ДОгМ №922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014/2015 учебном году»)
1.3 Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Актуальность программы «Наш дом - Земля» вызвана обострением экологической проблемы в стране и в мире, продиктована необходимостью интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. К сожалению, многие дети экологически не воспитаны: не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей среде. Только экологическая культура людей может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас: засоренность родного края, загрязнение водоёмов, воздуха, почвы, обедняются флора и фауна, вымирают целые виды животных и растений. Что в итоге сказывается на качестве жизни самих людей - появляются новые болезни или болезни «молодеют». Человечество в настоящее время должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания.
1.4. Цели и задачи программы:
Цель: формирование у детей осознанно-правильного, уважительного отношения к природным явлениям и объектам, экологической воспитанности дошкольников, способных осознавать проблемы окружающей живой и неживой природы, влияние человека на природные процессы.
Задачи:
Обучающие:
- обогащать знания детей о природе, её многообразии;
- формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы: животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы;
- накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным;
- учить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, устанавливая причинно-следственные связи между природными объектами;
- обучать способам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Развивающие:
- обогащать развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- развивать интерес и бережное отношение к объектам живой и неживой природы;
- формировать желание вести здоровый образ жизни.
Воспитательные:
- формировать эмоционально-ценностное, внимательное, бережное отношение детей к природе;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, стремление к сохранению и улучшению окружающей природы;
- воспитывать чувства ответственности.
1.5. Категория обучающихся, возраст
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
1.6. Срок реализации программы
1 год (30 часов).
1.7. Формы организации образовательной деятельности
- Групповые занятия проводятся в старшей группе ДОУ, численный состав - 34 человека.
- Индивидуальные и подгрупповые занятия проводятся для детей, не присутствовавших на кружке по уважительной причине.
1.8. Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительностью 25 минут. Программа рассчитана на 30 занятий. Общее количество - 30 часов.
1.9. Планируемые результаты (целевые ориентиры)
- повышение интереса детей к объектам живой и неживой природы;
- формирование негативной позиции к бездумному и безжалостному отношению к природе в целом;
- осознание понимания взаимосвязи всех объектов природы;
- формирование представления о том, что человек - это часть природы и должен стремиться бережно относиться к ней, охранять её и защищать;
- формирование стремления к здоровому образу жизни, внимательному отношению к собственному организму и здоровью.
2. Формы контроля и оценочные материалы
Итоговая диагностика проводится в мае.
Высокий уровень - знания проявляются в полной степени
Средний уровень - знания имеются, но неполные и с небольшими ошибками
Низкий уровень - знания отсутствуют, либо выражены слабо.
Основные диагностические методы: наблюдение; проблемная (диагностическая) ситуация; беседа.
Формы проведения педагогической диагностики: индивидуальная; подгрупповая; групповая.
Методы итоговой аттестации: беседа, опрос, устное тестирование, практические задания.
Высокий уровень:
- Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ и средой обитания. Знания носят обобщённый, системный характер.
- Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.
- Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.
- Понимает, что человек - это часть природы, относится к животным. Ориентируется в основных внутренних процессах человеческого организма.
- Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и окружающей средой.
Средний уровень:
- Ребёнок знает некоторые признаки живого, но не всегда правильно определяет объекты неживой и живой природы, не всегда устанавливает связи между состоянием живых существ и средой обитания. Знания носят несистемный характер.
- Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, но не всегда их придерживается.
- Ребенок знает представителей животного мира, разделяет их по видам. Но называет не основные их признаки. Проявляет интерес не всегда.
- Понимает, что человек - это часть природы, относится к животным. Но плохо ориентируется в основных внутренних процессах человеческого организма.
- Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и окружающей средой.
Низкий уровень:
- Ребёнок не знает основных признаков живого, плохо устанавливает связи между состоянием живых существ и средой обитания. Знания носят фрагментарный характер.
- Плохо ориентируется в правилах поведения в природе, редко старается их придерживаться.
- Ребенок знает представителей животного мира, но не разделяет их по видам. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Не называет их характерные признаки. Неэмоционален, не проявляет интерес к занятиям.
- Понимает, что человек - это часть природы, но не ориентируется в основных внутренних процессах человеческого организма.
- Не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и окружающей средой.
3. Учебно-методическое обеспечение Программы
Список литературы
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). ВАКО, 2010.
- Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. - М., 2006.
- Ковиньк Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004.
- Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Подготовительная группа / Н.В.Лободина. - Волгоград: Учитель, 2011.
- Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А.А.Лопатина, М.В.Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н.Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2002.
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2015
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО
- «Фирма «Издательство АСТ». - 1998.