Цель: сформировать представление о числе 5, научить писать цифру 5.
Задачи:
- воспитывать интерес к математике;
- развивать логическое мышление, память, внимание;
- сформировать представление об образовании числа 5;
- научить писать цифру 5;
- научить соотносить количество предметов с цифрой 5;
- развивать навыки конструирования из плоских геометрических фигур.
Планируемые результаты:
Коммуникативные:
- характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку;
- комментировать ход сравнения двух объектов;
- описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче;
- различать и использовать математические знаки;
- строить предложения относительно заданного набора объектов.
Регулятивные:
- принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;
- действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией;
- проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности;
- проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия;
- участвовать в парной работе с математическим материалом; выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра, спокойно и мирно разрешать конфликты.
Познавательные:
- наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире;
- обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий;
- понимать назначение и необходимость использования величин в жизни;
- наблюдать действие измерительных приборов;
- распределять объекты на группы по заданному основанию;
- приводить примеры чисел;
- вести порядковый и количественный счёт (соблюдать последовательность);
- понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема.
Ход урока
I. Организационный момент
Дети, пожелайте друг другу успеха на уроке (улыбнуться соседу по парте, дотронуться до
плеча).
Какие секреты успеха на уроке вы знаете? (дети отвечают по цепочке)
1. Подготовить всё необходимое для урока до звонка.
2. Не отвлекаться.
3. Не выкрикивать, поднимать руку для ответа.
4. Не разговаривать с соседом по парте.
5. Не списывать.
6. Соблюдать правила вежливости.
Эпиграфом сегодня на уроке будут слова:
«Чем больше я знаю, тем больше умею»
(Пифагор)
II. Актуализация знаний
Дыхательная гимнастика:
1,2,3,4,5!
Все умеем мы считать!
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.
- Какие знакомые числа вы услышали в считалочке? (1,2,3,4)
- Назовите наибольшее число, наименьшее.
- Между какими числами стоит 2, 3?
- Как получить следующее число, предыдущее? (+,- 1)
- Я называю вам число, а вы показываете мне соответствующую цифру, используя числовой веер. (2,3,1,4)
- Какое новое число вы услышали в считалочке? (5)
- А теперь ещё раз назовите наибольшее число (5)
Слайд (стихотворение). Читает учитель.
Цифра пять - с большим брюшком,
Носит кепку с козырьком.
В школе эту цифру пять
Дети любят получать.
- Где мы можем встретить цифру 5? (лента цифр, возраст человека, номер квартиры, количество пальцев на руке и т.д)
Создание проблемной ситуации.
- Представьте, что из числового ряда пропала цифра 5. Что произойдёт?
Дети: Нарушится числовой ряд, так как каждое последующее число образуется путём прибавления единицы.
- Определите тему урока (Число 5, цифра 5)
- Какие задачи поставим на сегодняшний урок? (познакомиться с числом, цифрой 5, узнать как образуется число, научиться писать цифру 5, повторить то, что знаем о других числах)
III. Постановка учебной задачи
- Посчитайте до 10 и обратно
- Между какими числами стоит число 5?
- На сколько 5 больше 4?
- На сколько 5 меньше 6?
- Установить закономерность и вставить пропущенное число:
1, 2, 3, 4, … (каждое следующее число увеличивается на 1).
- Как получить число 5? (+1, -1)
IV. «Открытие нового знания»
Слайд (доскажи словечко)
Если ДВА перевернуть
И внимательно взглянуть,
Так и сяк взглянуть опять,
То получим цифру … (пять).Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой … (пять).
Работа в парах.
Выложить на домик из геометрических фигур.
Повторить правило работы в парах (по цеп-ке):
1. Работать должны оба.
2. Один говорит, другой слушает.
3. Своё несогласие высказывай вежливо.
4. Если не понял, переспроси.
- Сколько деталей использовали? (5)
- Как получить число 5?
Физ.минутка
Потянулись на носочках столько раз,
Сколько пальцев на руке у вас. (5)
1,2,3,4,5 - топаем ногами.
1,2,3,4,5 - хлопаем руками.
1,2,3,4,5 - занимаемся опять.
Работа по учебнику (с.3 4)
Прочитайте задачи урока на странице учебника.
1.
- Беседа по рисунку.
- Какое число нужно вставить вместо пропуска? (5)
- Сосчитайте, чего на рисунке 5?
- Как получили 5? (4 жёлтых яблока и 1 красное, 4 полные корзины и одна пустая, 3 мальчика и 2 девочки)
- Посмотрите на схемы и выражения. Как они связаны с рисунком? (Красные круги - корзины с яблоками, синий - пустая корзина). Аналогично разбирается вторая схема.
2.
- Беседа по рисунку.
- Показать карточкой (числовой веер) количество объектов на рисунке.
- Какую цифру не показали? (4)
- Как получить число 5?
3.
- Сколько монет изображено на полях? Какого достоинства?
- Какого достоинства первая монета? (5 руб)
- Какого достоинства остальные монеты? (по 1 руб)
- Сколько монет по 1 руб составляют 3 руб? (3)
- 4 руб? (4)
- 5 руб? (5)
4.
- Как на костяшках домино показано число 5?
- Какое время показывают часы? (5 ч)
Письмо цифры 5.
- На что похожа цифра 5?
- Раскрасить на карточке:
- Посмотреть презентацию «Письмо цифры 5», прослушать объяснение.
- Показ учителем письма цифры на доске с объяснением под счёт.
- Дети пишут цифру в воздухе (учитель показывает в зеркальном отражении).
- Дети обводят по карандашу цифру 5 в тетради - 0.5 строчки и далее дописывают строчку самостоятельно.
- Вторую строчку прописывают по образцу (3 цифры) до конца строки.
V. Первичное закрепление
Работа в парах (конструирование): из деталей собрать цифру 5 и из набора картинок (перемешанные) выбрать соответствующие по количеству 5.
Например: 2 зайчика, 1 матрёшка, 7 лисят, 5 грибочков.
VI. Самостоятельная работа
Индивидуальные карточки.
После завершения работы, одна из выполненных работ ученика выводится на доску. Дети анализируют выполненную работу и проверяют свои. Если работа выполнена правильно, то поставьте +, если допущены ошибки - «?», если не справились - -.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Работа по учебнику (с.35)
У каждого ученика лежит мерка (полоска длиной 2 см).
Выполняют измерения и выясняют, что голубая полоска самая короткая, полоска красного цвета самая длинная, так как в ней поместились 5 мерок.
- Как получить число 5?
- Между какими числами стоит число 5?
- На сколько 5 больше 4?
- На сколько 5 меньше 6?
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока)
- Наш урок подходит к завершению, подведём итог.