Методическая разработка внеурочного занятия по развитию функциональной грамотности. Тема работы: «Математика и здоровье». 5-й класс

Разделы: Математика, Внеклассная работа

Класс: 5


Цель занятия: формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач.

Планируемые результаты:

познавательные УУД:

  • смысловое чтение и извлечение информации из читаемых информационных стендов и иных источников информации, умение работать с разными видами информации;
  • умение изменять виды деятельности в зависимости от поставленной задачи;
  • умение использовать знаково-символических средств выражения.

личностные УУД:

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

регулятивные УУД:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще не известно, саморегуляция, умение преодолевать сложности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

коммуникативные УУД:

  • владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • умение слушать и слышать учителя и своих одноклассников;
  • умение работать в группе, сотрудничать;
  • умение принимать чужое мнение;
  • умение принимать условия и правила социума

Ожидаемые результаты:

  • вызвать познавательный интерес к учению в целом, как средству формирования функциональной грамотности человека и эффективным применением ее в различных социально-бытовых и учебных ситуациях.
  • определить сущность образования в совокупности всех учебных предметов и роль образования в формировании грамотно-функционирующей личности в современном обществе.

Средства обучения: раздаточный материал, тонометр, весы электронные напольные.

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята. Рада приветствовать вас на очередном занятии где мы будем учиться решать задачи содержащие жизненные ситуации. Занятие проведем под девизом курса: «Учимся не для школы, а для жизни!» (Луций Сенека)

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы.

Этап постановки учебно-проблемных задач

На какую тему будут сегодня предложены задания, вы узнаете, отгадав загадку:
По утрам ты закаляйся,
Водой холодной обливайся.
Тут не нужно лишних слов.
Будешь ты всегда ……

Отгадывают загадку

Здоров

Этап целеполагания

Сформулируйте, пожалуйста, тему занятия.
Совершенно верно.
Здоровье - основа нашей жизнедеятельности, без него никуда! Оно бесценно, потому что, имея здоровье, мы в силах покорить любые высоты. Поэтому крайне важно следить за своим здоровьем и бережно подходить к своему организму с ранних лет.

Решение жизненных задач, связанных с темой «Здоровье»

Этап самостоятельной работы с предложенной информацией

А сейчас поработаем в группах. Не забывайте об основных правилах работы в группе: работать должен каждый; один говорит, другие слушают; общаемся вежливо. За работу группы будут получать витаминки. В конце занятия посчитаем, какая группа заработала больше витаминок.

Прочитай текст и ответь на вопросы.
1) Выздоровление
Ивану Ивановичу сделали операцию на сердце. Пролежав 10 дней в больнице его выписали домой с условием, что он не будет поднимать тяжести более 3-х кг. Но ему нужно забрать вещи домой. Возвращается он домой поездом «Омск-Новосибирск». Из вещей у него:
Пижама -454г,
Тапочки 340г
Гигиенические принадлежности - 256г
Полотенце - 250г.
Так же ему в дорогу необходимо купить воды 0,5 л - 500г. и бутербродов - 200г.
А дома его ждут 2 сыновей. Иван Иванович по ним очень соскучился и хочет купить им гостинцы. Он присмотрел в ларьке возле больницы два конструктора. Вес каждого из них по 470г. Еще сыновей хочется побаловать бургером из KFC, вес каждого 215г. И они очень любят сладкое, поэтому Иван Иванович планирует купить им еще 2 шоколадки по 100г.

Вопрос 1: Можно ли Ивану Ивановичу будет поднимать и нести свой багаж со всеми имеющимися и запланированными к покупке вещими и продуктами.
Ответ: ________

Вопрос 2: Какова масса лишних предметов? От чего вы посоветовали бы отказаться Ивану Ивановичу?
Объясните свой ответ: _________
Послушаем, что получилось в каждой группе. Слово первой группе. Второй.

Ответ - 3кг. 570 г или 3570г
- 570 г.
Я бы посоветовал (а) отказаться от одного конструктора его вес составляет 470г. и от одной шоколадки. Братья могут поделить шоколад на двоих и вместе играть с конструктором. Они понимают, что папе нужно после операции беречь сое здоровье. Могут быть приведены другие логичные рассуждения.

(Представитель от каждой группы высказывает предположения, выработанные в ходе обсуждения)

Работаем дальше.
2) Прочитайте и ответе на вопросы.

Дома Ивана Ивановича встретили дети и жена. Иван Иванович рассказал жене, что во время пребывания в больнице, ему утром и вечером измеряли артериальное давление. И часто давление было 140\90 мм.р.с. при норме 120\80 мм.р.с.

Ответе не вопросы:
1.Соответствует ли давление Ивана Ивановича норме?
2.На сколько мм.р.с оно выше или ниже нормы?

Давайте проверим ваше давление. Соответствует оно норме или нет. (по 1 человеку с группы)

Работа в группах.

Ответы групп.
Нет, выше на 20\10 мм.р.с.

Измерение артериального давления. Соотнесение показателей с таблицей. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

3) Перед вами чек с аптеки в которой Иван Иванович перед отъездом покупал лекарства.

Ответе на вопросы:
Сколько Иван Иванович заплатил за препарат Престариум?
Сколько стоит 1 шприц?
Какой препарат самый дорогой?

Работают в группе. Отвечают на вопросы.
Изучают информацию анализируют и применяют разные виды грамотности для получения определенной информации исходя из ситуации

4) Еще Иван Иванович сфотографировал плакат, который висел в коридоре больницы. Он решил показать его жене и сыновьям.

Рассмотрите диаграмму и ответе на вопросы.

  1. От чего в большей степени зависит здоровье человека?
  2. Какое место по значимости занимает здравоохранение?
Ответы: наследственность, четвертое место.

5) Ивану Ивановичу через две недели по рекомендации врачей необходима консультация кардиолога по месту жительства.

В какие дни недели принимает кардиолог?
Попадет Иван Иванович на прием, если придет к врачу в 17ч 30мин.

Понедельник, среда. Нет, врач принимает до 17.00ч.

6) Во время пребывания в больнице Иван Иванович похудел. Раньше его вес составлял 78кг 850г., при росте 188 см. Рассмотрите картинку. Определите на сколько килограмм похудел Иван Иванович.

На 10 кг.

Желающие узнать свой вес есть? Взвешивание желающих на весах.

Рефлексия и подведение итогов

- Что нового узнали?
- Пригодятся ли в жизни полученные знания?
Давайте подведем итоги. Посчитайте заработанные «Витаминки».
Награждение команд.
Ребята, мне очень понравилось с вами работать. Каждый из вас сегодня умница и каждый молодец. Спасибо всем за работу до свидания.

Ответы обучающихся