Предмет |
математика |
|||
Класс |
1 |
|||
Тип урока |
Урок открытия нового знания. |
|||
УМК |
Школа России. |
|||
Ведущая педагогическая технология |
Технология проблемно-диалогового обучения. |
|||
Методы и формы обучения |
Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический. |
|||
Цель урока |
Создать условия для формирования обучающимися приёма вычитания вида 10 - □. |
|||
Задачи |
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
|||
Образовательные ресурсы |
Образовательная платформа «Российская электронная школа», РЭШ: Урок 40. Вычитание вида 10 - □.
|
|||
Оборудование |
Проектор, экран, ноутбук, числовые веера, рабочие листы. |
|||
Планируемые результаты |
||||
Предметные:
|
Метапредметные: Универсальные познавательные учебные действия: Базовые логические действия:
Базовые исследовательские действия:
Работа с информацией:
Универсальные коммуникативные учебные действия:
Универсальные регулятивные учебные действия: Самоорганизация:
Самоконтроль:
Самооценка:
Совместная деятельность:
|
Личностные:
|
Технологическая карта урока
Сценарий урока
1. Мотивация
(Слайды № 1,2)
Встало солнышко давно.
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс.
Математика у нас!
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем. Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть урок принесёт всем нам радость общения.
- Проверьте, готовы ли вы начать урок? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь.
- Нас ожидают открытия, интересные задания. А нашими помощниками будут: внимание, находчивость, смекалка.
(Слайд 3)
2. Актуализация знаний и целеполагание
(Слайд 4)
Пальчиковая гимнастика
Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять -
Не сидится им опять.
Постучали, повертели,
И работать захотели.
Минутка чистописания
- Возьмите рабочий лист. Какое число мы сегодня будем писать на минутке чистописания? (Число 10)
- Из каких цифр состоит это число? (Из цифр 1 и 0)
- Приготовились к работе.
- Я рабочий лист возьму и наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
- Цифры пишем наклонно, правильно. Не спешим, стараемся писать аккуратно.
- Подчеркните простым карандашом число 10, которое получилось написать лучше всего.
Устный счет. Работа в парах (совместная деятельность)
(Ребята показывают карточки с нужными числами).
- Наглядная школа приглашает Вас оправить кораблики в плавание. Работать будем в парах. Решите пример и покажите правильный ответ.
3+6 (9);
9-2 (7);
3+4 (7);
2-1 (1);
4-2 (2);
9-2 (7);
6+2 (8);
8-1 (7);
10-6 (4);
5-3 (2).
Образовательная платформа «Экзамен-медиа». Наглядная математика. 1 класс. Папка 7. Сложение и вычитание в пределах 10.
https://platform.examen-media.ru/dec/107a97f579237be3f5b0ad47edde68ed-59085
- Назовите пример, который по вашему мнению, здесь лишний. (10 - 6). Объясните свой выбор. (Все примеры составлены из однозначных чисел, а число 10 - двузначное).
3. Постановка учебной проблемы. Приём «Яркое пятно»
- А знаете ли вы, что число 10 является суммой первых четырех натуральных чисел: 10 = 1+2+3+4
- В слове Чайковский - 10 букв. Отец великого русского композитора был десятым ребёнком в семье. За всю свою жизнь Петр Ильич Чайковский написал ровно 10 опер.
- В двух словах Петр Первый содержится 10 букв. Любопытно, что Пётр был провозглашён царем в 10 лет.
- Десяток: счетная единица, равная десяти одинаковым предметам.
Например, в магазине просят продать десяток яиц. Или, например, говорят «моему дедушке пошёл седьмой десяток». Часто можно услышать о человеке: «не робкого десятка» - так говорят о смелом человеке.
Тема нашего урока: "Вычитание вида 10 - []".
На уроке:
- Мы узнаем: Как выполнять вычитания вида 10 - [].
- Мы научимся: Пользоваться таблицей сложения и вычитания.
- Мы сможем: Составить таблицу вычитания чисел от 1 до 10.
- Этот дом - офисное здание. В нём ежедневно работают люди. После пяти часов вечера здание начинает пустеть, люди уходят домой. Ежедневно на каждом этаже работает по десять человек.
- Определите, сколько человек задержалось после рабочего дня на каждом этаже, если цифрой указано количество людей, ушедших домой.
После того, как на пятом этаже закончили работать 8 человек, там осталось … два человека.
10 = 8 +
Значит, десять - это восемь и … два. 10 = 8 + 2
Сколько получится, если из десяти вычесть восемь? Получится два.
10 - 8 = 2
На четвёртом этаже уже закончили работу семь человек. Сколько человек там осталось? Три.
Значит, десять - это семь и … три. 10 = 7 +
Сколько получится, если из десяти вычесть семь? Получится три. 10 - 7 = 3
Посмотрите на третий этаж здания, там уже закончили свою работу … шесть человек.
Сколько человек там осталось? Четыре.
10 = 6 +
Значит, десять - это шесть и … 4.
Сколько получится, если из десяти вычесть шесть? Получится четыре.
На втором этаже здания осталось пять человек, значит, домой ушли … пять человек.
Десять - это пять и … пять.
10 = 5 +
Сколько получится, если из десяти вычесть пять? Получится пять.
Рассмотрите равенства, которые у нас получились.
Какое правило помогло нам узнать, какие числа должны были быть записаны в окошках?
Нам помогла таблица сложения на десять.
4. «Открытие» учащимися нового знания
Давайте проведем наблюдение.
Некоторые служащие здания приезжают на работу на общественном транспорте, а некоторые пользуются личным автомобилем. Утром на служебную парковку приезжает десять автомобилей.
Вечером автомобили разъезжаются.
Составим таблицу вычитания чисел из десяти.
Рассмотрите иллюстрацию.
Что произошло?
|
|
На стоянке нет двух автомобилей, осталось восемь. |
На следующей картинке мы видим, что уехало … три автомобиля, а осталось … семь.
Теперь уехало четыре автомобиля, осталось … шесть.
После того, как уехало 5 машин, осталось … пять.
Со стоянки уехало шесть автомобилей, осталось стоять … четыре.
После того, как со стоянки уехало семь автомобилей, там осталось стоять … три.
Теперь мы видим, что со стоянки уехало восемь автомобилей, и на ней осталось … два автомобиля.
Со стоянки уехало девять автомобилей, остался стоять … один автомобиль.
Когда десятый автомобиль забрали со стоянки, то машин больше не стало. Мы запишем: десять машин уехало, осталось ноль.
Мы составили таблицу на вычитание числа из десяти.
10 - 1 = 9 |
10 - 2 = 8 |
10 - 3 = 7 |
10 - 4 = 6 |
10 - 5 = 5 |
10 - 6 = 4 |
10 - 7 = 3 |
10 - 8 = 2 |
10 - 9 = 1 |
10 - 10 = 0 |
Её нужно запомнить.
5. Физкультминутка
- Пришло время немного передохнуть. Встаньте около парт так, чтобы было удобно и вам, и вашим соседям.
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.
6. Первичное закрепление
Задание. Реши примеры. Соедини линией пример и ответ.
- Найдите задание с примерами. Что нужно сделать?
- Выполните задание.
- Обменяйтесь рабочими листами. Проверьте работу друг друга.
- Верните работу её хозяину, дайте оценку его работе.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой
Задание. Решите задачу.
Гипермаркет занимает здание в 3 этажа, а гостиница на 7 этажей больше. Сколько этажей в здании, в котором расположена гостиница?
- Оцените смайликом выполнение задания.
- Если работа выполнена правильно и аккуратно - нарисуйте улыбающийся смайлик.
- Если работа выполнена правильно, но не аккуратно - нарисуйте серьёзный смайлик.
- Если работа выполнена наполовину или не выполнена - нарисуйте грустный смайлик.
8. Включение новых знаний в систему знаний и повторение
Решите задачу.
Вечером перед закрытием супермаркета на двухэтажной парковке осталось 10 машин. На втором этаже машин на 2 меньше, чем на первом. Сколько машин на каждом этаже?
Закрась машины первого этажа жёлтым цветом, а машины второго этажа зелёным.
Ответ:
9. Рефлексия
- Назовите тему урока. (Вычитание 10 минус …).
- Что узнали? (Как выполнять вычитания вида: 10 минус …).
- Чему научились? (Пользоваться таблицей сложения и вычитания).
- Мы можем? (Составлять таблицу вычитания чисел от 1 до 10).
- Ребята, я прочитаю предложения-высказывания, а вы хлопните тогда, когда будете согласны.
- Урок полезен, всё понятно.
- Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
- Ёщё придется потрудиться.
- Да, трудно всё-таки учиться!