Урок математики «Арифметические действия. Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Вычитание вида 10 – □». 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Урок с использованием электронного учебника

Класс: 1

Ключевые слова: математика


Предмет

математика

Класс

1

Тип урока

Урок открытия нового знания.

УМК

Школа России.

Ведущая педагогическая технология

Технология проблемно-диалогового обучения.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический.

Цель урока

Создать условия для формирования обучающимися приёма вычитания вида 10 - □.

Задачи

Образовательные:

  • отрабатывать изученные вычислительные приёмы сложения и вычитания, навыки счёта в пределах 10;
  • использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств;
  • решать задачи, изученных видов;
  • моделировать задачу с помощью схематических рисунков.

Развивающие:

  • развивать творческие способности поискового характера и речь;
  • логическое мышление;
  • развивать математическую грамотность через практическую направленность.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, трудолюбие, взаимоуважение.

Образовательные ресурсы

Образовательная платформа «Российская электронная школа», РЭШ: Урок 40. Вычитание вида 10 - □.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5220/conspect/131917/
Образовательная платформа «Экзамен - Медиа»:
https://platform.examen-media.ru/dec/107a97f579237be3f5b0ad47edde68ed-59085
Образовательная платформа «Мобильное электронное образование», МЭО:
https://k02ui.mob-edu.ru/ui/#/bookshelf/course/331/topic/4105/lesson/9934
Раскраска «Сосчитай и раскрась».
https://tvoiraskraski.ru/razvivayushchie-raskraski/raskraski-dlya-1-klassa-s-primerami
Рабочий лист «Вычитание из числа 10».
https://vk.com/wall-216024315_22
Презентация.

Оборудование

Проектор, экран, ноутбук, числовые веера, рабочие листы.

Планируемые результаты

Предметные:

  • читать, записывать числа от 0 до 20;
  • пересчитывать различные объекты;
  • выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток; называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность);
  • решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос);
  • различать число и цифру;
  • распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного набора объектов/предметов;
  • различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/данные из таблицы.

Метапредметные:

Универсальные познавательные учебные действия:

Базовые логические действия:

  • применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
  • представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.

Базовые исследовательские действия:

  • Понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
  • Применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов).

Работа с информацией:

  • читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
  • представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;

Универсальные коммуникативные учебные действия:

  • конструировать утверждения, проверять их истинность;
  • строить логическое рассуждение;
  • использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;
  • формулировать ответ;
  • комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;
  • в процессе диалогов по обсуждению изученного материала - задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;

Универсальные регулятивные учебные действия:

Самоорганизация:

  • Планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Самоконтроль:

  • Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их;
  • Выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
  • Находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.

Самооценка:

  • Предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным);
  • Оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.

Совместная деятельность:

  • осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.

Личностные:

  • осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;
  • развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
  • применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;
  • применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
  • работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность в своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
  • оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
  • оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей.

Технологическая карта урока

Сценарий урока

1. Мотивация

(Слайды № 1,2)

Встало солнышко давно.
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс.
Математика у нас!

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем. Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть урок принесёт всем нам радость общения.

- Проверьте, готовы ли вы начать урок? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь.

- Нас ожидают открытия, интересные задания. А нашими помощниками будут: внимание, находчивость, смекалка.

Презентация

(Слайд 3)

2. Актуализация знаний и целеполагание

(Слайд 4)

Пальчиковая гимнастика

Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять -
Не сидится им опять.
Постучали, повертели,
И работать захотели.

Минутка чистописания

- Возьмите рабочий лист. Какое число мы сегодня будем писать на минутке чистописания? (Число 10)

- Из каких цифр состоит это число? (Из цифр 1 и 0)

- Приготовились к работе.

- Я рабочий лист возьму и наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

- Цифры пишем наклонно, правильно. Не спешим, стараемся писать аккуратно.

- Подчеркните простым карандашом число 10, которое получилось написать лучше всего.

Устный счет. Работа в парах (совместная деятельность)

(Ребята показывают карточки с нужными числами).

- Наглядная школа приглашает Вас оправить кораблики в плавание. Работать будем в парах. Решите пример и покажите правильный ответ.

3+6 (9);
9-2 (7);
3+4 (7);
2-1 (1);
4-2 (2);
9-2 (7);
6+2 (8);
8-1 (7);
10-6 (4);
5-3 (2).

Образовательная платформа «Экзамен-медиа». Наглядная математика. 1 класс. Папка 7. Сложение и вычитание в пределах 10.

https://platform.examen-media.ru/dec/107a97f579237be3f5b0ad47edde68ed-59085

- Назовите пример, который по вашему мнению, здесь лишний. (10 - 6). Объясните свой выбор. (Все примеры составлены из однозначных чисел, а число 10 - двузначное).

3. Постановка учебной проблемы. Приём «Яркое пятно»

- А знаете ли вы, что число 10 является суммой первых четырех натуральных чисел: 10 = 1+2+3+4

- В слове Чайковский - 10 букв. Отец великого русского композитора был десятым ребёнком в семье. За всю свою жизнь Петр Ильич Чайковский написал ровно 10 опер.

- В двух словах Петр Первый содержится 10 букв. Любопытно, что Пётр был провозглашён царем в 10 лет.

- Десяток: счетная единица, равная десяти одинаковым предметам.

Например, в магазине просят продать десяток яиц. Или, например, говорят «моему дедушке пошёл седьмой десяток». Часто можно услышать о человеке: «не робкого десятка» - так говорят о смелом человеке.

Тема нашего урока: "Вычитание вида 10 - []".

На уроке:

  • Мы узнаем: Как выполнять вычитания вида 10 - [].
  • Мы научимся: Пользоваться таблицей сложения и вычитания.
  • Мы сможем: Составить таблицу вычитания чисел от 1 до 10.

- Этот дом - офисное здание. В нём ежедневно работают люди. После пяти часов вечера здание начинает пустеть, люди уходят домой. Ежедневно на каждом этаже работает по десять человек.

- Определите, сколько человек задержалось после рабочего дня на каждом этаже, если цифрой указано количество людей, ушедших домой.

После того, как на пятом этаже закончили работать 8 человек, там осталось … два человека.

10 = 8 +

Значит, десять - это восемь и … два. 10 = 8 + 2

Сколько получится, если из десяти вычесть восемь? Получится два.

10 - 8 = 2

На четвёртом этаже уже закончили работу семь человек. Сколько человек там осталось? Три.

Значит, десять - это семь и … три. 10 = 7 +

Сколько получится, если из десяти вычесть семь? Получится три. 10 - 7 = 3

Посмотрите на третий этаж здания, там уже закончили свою работу … шесть человек.

Сколько человек там осталось? Четыре.

10 = 6 +

Значит, десять - это шесть и … 4.

Сколько получится, если из десяти вычесть шесть? Получится четыре.

На втором этаже здания осталось пять человек, значит, домой ушли … пять человек.

Десять - это пять и … пять.

10 = 5 +

Сколько получится, если из десяти вычесть пять? Получится пять.

Рассмотрите равенства, которые у нас получились.

Какое правило помогло нам узнать, какие числа должны были быть записаны в окошках?

Нам помогла таблица сложения на десять.

4. «Открытие» учащимися нового знания

Давайте проведем наблюдение.

Некоторые служащие здания приезжают на работу на общественном транспорте, а некоторые пользуются личным автомобилем. Утром на служебную парковку приезжает десять автомобилей.

Вечером автомобили разъезжаются.

Составим таблицу вычитания чисел из десяти.

Рассмотрите иллюстрацию.

Что произошло?
Один автомобиль уехал.
Сколько автомобилей осталось?
Осталось девять. Запишем: один автомобиль уехал, осталось девять.
Что мы видим теперь?

На стоянке нет двух автомобилей, осталось восемь.

На следующей картинке мы видим, что уехало … три автомобиля, а осталось … семь.

Теперь уехало четыре автомобиля, осталось … шесть.

После того, как уехало 5 машин, осталось … пять.

Со стоянки уехало шесть автомобилей, осталось стоять … четыре.

После того, как со стоянки уехало семь автомобилей, там осталось стоять … три.

Теперь мы видим, что со стоянки уехало восемь автомобилей, и на ней осталось … два автомобиля.

Со стоянки уехало девять автомобилей, остался стоять … один автомобиль.

Когда десятый автомобиль забрали со стоянки, то машин больше не стало. Мы запишем: десять машин уехало, осталось ноль.

Мы составили таблицу на вычитание числа из десяти.

10 - 1 = 9

10 - 2 = 8

10 - 3 = 7

10 - 4 = 6

10 - 5 = 5

10 - 6 = 4

10 - 7 = 3

10 - 8 = 2

10 - 9 = 1

10 - 10 = 0

Её нужно запомнить.

5. Физкультминутка

- Пришло время немного передохнуть. Встаньте около парт так, чтобы было удобно и вам, и вашим соседям.

Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.

6. Первичное закрепление

Задание. Реши примеры. Соедини линией пример и ответ.

- Найдите задание с примерами. Что нужно сделать?

- Выполните задание.

- Обменяйтесь рабочими листами. Проверьте работу друг друга.

- Верните работу её хозяину, дайте оценку его работе.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой

Задание. Решите задачу.

Гипермаркет занимает здание в 3 этажа, а гостиница на 7 этажей больше. Сколько этажей в здании, в котором расположена гостиница?

- Оцените смайликом выполнение задания.

  • Если работа выполнена правильно и аккуратно - нарисуйте улыбающийся смайлик.
  • Если работа выполнена правильно, но не аккуратно - нарисуйте серьёзный смайлик.
  • Если работа выполнена наполовину или не выполнена - нарисуйте грустный смайлик.

8. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Решите задачу.

Вечером перед закрытием супермаркета на двухэтажной парковке осталось 10 машин. На втором этаже машин на 2 меньше, чем на первом. Сколько машин на каждом этаже?

Закрась машины первого этажа жёлтым цветом, а машины второго этажа зелёным.

Ответ:

9. Рефлексия

- Назовите тему урока. (Вычитание 10 минус …).

- Что узнали? (Как выполнять вычитания вида: 10 минус …).

- Чему научились? (Пользоваться таблицей сложения и вычитания).

- Мы можем? (Составлять таблицу вычитания чисел от 1 до 10).

- Ребята, я прочитаю предложения-высказывания, а вы хлопните тогда, когда будете согласны.

  • Урок полезен, всё понятно.
  • Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
  • Ёщё придется потрудиться.
  • Да, трудно всё-таки учиться!