Цели и задачи:
- формирование у учащихся нравственных ориентиров, ответственности за поступки;
- развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
- развитие воображения;
- обогащение лексического запаса.
Оборудование:
- оформленная доска с выделенной темой классного часа;
- иллюстрация приглашения большого формата;
- сборная композиция на доске «Мудрый дуб с филином и сундуком на нем»;
- наборы картинок, портретов и надписей к этапам занятия;
- лего-детали, словарь, цифра 2, пирамида;
- 4 емкости для сбора кристаллов-жетонов;
- магнитная доска и магниты к ней;
- раздаточный материал: 3 таблицы «Голос совести» пирамиды - памятки, воздушный пластилин, домики-шаблоны, кристаллы-сердечки, фонарики.
Ход классного часа
I. Вступительная часть
1. Предварительное нацеливание на действия
Ведущий: - Здравствуйте, ребята! Сегодня необычный день и непростая встреча с вами. Что же нас ждет и какое ваше участие, подскажут эти изображения. Предположите.
(дети видят указанные изображения и высказывают свои предположения: открытая дверь - значит открывать, стол с человечками - обсуждать, руки - делать руками что-либо)
- Самое приятное, что за активное участие вы будете получать кристаллы.
2. Приглашение в Душевный лес
слайд 1
(на видном месте стоит на подставке приглашение)
Ведущий: - Скажите, что привлекает ваше внимание? (приглашение, кому оно?)
Здравствуйте, дети!
Я рад Вас всех видеть!
И приглашаю, без доли сомнения,
В лес для Души получить приглашение!
Ведущий: - Ребята, вы принимаете приглашение в Душевный лес? (соглашаются)
Интересно, кто же нам его дал?
(на обратной стороне Приглашения название - «Душевный лес», располагает на доске)
Ведущий:
Кто же нас в гости позвал, покажись,
Нашему взору картинка, явись!
(ведущий убирает один лист, а под ним расположен другой с 4 знаками вопроса и 4 листиками: желтый, красный, зеленый, оранжевый)
слайд 2
3. Разгадывание загадок
Ведущий: - Наверное, не так все просто!
Лист 1 - желтый (загадка)
Темной он покрыт корой,
Лист красивый вырезной,
А на кончиках ветвей
Зреет много желудей.
- Отгадывает Группа В! (дуб)
слайд 3
Лист 2 - красный (загадка)
Есть сторож ночной у зелёного дома.
Как только на лес опускается дрёма,
Он, ухая гулко, на вахту спешит,
И смотрит, и слушает:
Кто там шуршит?
- Отгадывает Группа П! (филин)
слайд 4
Лист 3 - зеленый (загадка)
Деревянный ящик крепкий,
Он таит в себе секреты,
Он надутый как индюк,
Называется…..
- Отгадывает Группа У! (сундук)
слайд 5
Лист 4 - оранжевый (нет загадки)
слайд 6
- Достался Группе С! Значит ее предстоит разгадать сегодня!
4. Знакомство с филином ВПУСом
Ведущий: - У нашего филина есть имя, ВПУС!
Оно переводится, как ВАЖНЫЕ ПОЛЕЗНОСТИ для УМА и СЕРДЦА.
слайд 7
Поэтому каждая группа названа одной из его букв. Он стражник сокровища в сундуке.
II. Основная часть
1. Знакомство с рассказом М.Алешиной «Маленький домик для ….»
Ведущий: - А разгадать, что же за сокровище хранится в сундуке, поможет рассказ знаменитой православной писательницы Марины Алешиной
«Маленький домик для…» (последнее слово закрыто)
слайд 8
- Послушайте его и догадайтесь, какое слово нужно дописать?
(звучит аудиозапись или показ фильма или прочтение ведущим с книги)
Тане что-то не спалось. Потолок разглядывать надоело. Одеяло сползало, как будто назло. И даже любимая подушка кололась.
Таня повернулась на правый бок, потом - на левый. «Все бока отлежала» - подумала она. И вспомнилась ей та самая жирная двойка, которая красовалась в дневнике, прямо под пятёркой по литературе.
«Я не врала маме, - рассуждала она в который раз, - я просто сказала о пятёрке, а о двойке не сказала… Вот если бы мама спросила меня, не получила ли я двойку, и я сказала бы "нет", то это было бы враньё». Тут подушка впилась ей в щеку, и Таня ударила её кулаком:
- Вот тебе!
Но в конце концов ей стало так плохо, что она спустила ноги, пошлёпала босиком в комнату родителей и легонько толкнула спящую маму в плечо:
- Мама!
- Что ты не спишь, Танюша? - мама совсем не сердилась.
- Мне плохо вот здесь! - и Таня показал в самую середину груди.
Мама внимательно посмотрела на дочь и спросила:
- Почему же тебе плохо?
- Я не сказала тебе про двойку, которая под пятёркой.
- Ну, вот теперь и сказала, иди спать.
- А что у меня болело вот здесь? - спросила Танюшка, прижимая кулачок к груди.
- Там живёт совесть, - ответила мама, - в маленьком домике, который называется сердцем, - она-то и не давала тебе уснуть. А теперь ты сразу заснёшь, вот увидишь, - и она потрепала Таню по щеке и поцеловала.
Танюшка пропрыгала полкоридора на левой ноге, полкоридора - на правой, плюхнулась в мягкую кровать, обняла свою любимую подушку и прижалась к ней щекой. Потом от радости поджала колени к животу и улыбнулась самой радостной в мире улыбкой - от уха до уха.
Так, улыбаясь, она и заснула.
2. Разбор содержания рассказа
1) выявление понятия «совесть»
Ведущий:
Друзья, отгадайте, о чём разговор,
Когда мы выносим себе приговор?
Что ночью порой не даёт нам уснуть?
"Иди расскажи!" - может твёрдо шепнуть.
Ну просто, друзья, детективная повесть!
Так что это? Это, конечно же....
(Группа С?)
- Какое же слово вы предлагаете поставить в конце рассказа? (совесть)
- Верно, так называется рассказ и звучит тема нашего классного часа.
(показ на доске)
- Это и есть сокровище в нашем сундуке, из которого вы будете получать кристаллы за свои ответы. Каждая группа уже получила по1 кристаллу!
(ведущий выдает)
2) разбор смысла поговорки:
слайд 9
- Прочитайте фразу! (на экране)
Совесть - лучшая подушка для сна!
- Почему она подходит по содержанию рассказа?
(девочка не могла уснуть и била подушку из-за недоговоренности с собственной совестью и радостно уснула, когда открылась маме)
Ведущий: - Как часто в жизни каждого из вас возникает подобная ситуация, когда вы совершаете неприглядный поступок, и память не дает вам покоя. Давайте сегодня во всем разберемся вместе.
3. Раскрытие понятия «Совесть»
(ведущий открывает накрытые предметы на столе)
Ведущий: - А помогут нам в этом вот эти предметы!
(лего - детали, словарь, цифра 2, пирамида)
слайд 10
1) Состав слова «Совесть»
Ведущий: - Слово «Совесть» это маленькая лего - модель!
(ведущий достает лего - части, на которых выполнены черно-белые рисунки и по - очереди располагает их на доске)
слайд 11
СОВЕСТЬ: совет (силуэт головы человека с красной стрелкой сверху) + весть (птица) + сеть (паутина с добрым и злым смайликом) + свет (фонарик).
слайд 12
Ведущий: - А теперь ,давайте проверим, как вы запомнили. Я показываю картинку, а каждая группа переводит ее:
- Группа В - (картинка головы) - СОВЕТ!
- Группа П - (картинка фонарик) - СВЕТ
- Группа У - (картинка сеть) - СЕТЬ для хороших и плохих поступков
- Группа С - (картинка птица) - ВЕСТЬ
2) Обращение к словарям:
(показ книги - словаря с закладкой)
Ведущий: - В словаре Ожегова Совесть это…
слайд 13 (+ портреты на доске)
3) Два дела Совести:
Ведущий: Говорят, дети, что Совесть - это голос Бога.
слайд 14
- Недаром о Совести, народ и великие умы сложил множество знаменитых фраз и пословиц! (называние некоторых из них ведущим)
- У каждого из вас, на столе конверт с одинаковой историей из жизни. Давайте проверим ваш голос совести! Что он вам подскажет?
(дети выбирают вариант вывода из таблицы и ставят отметку)
слайд 15
Каждый день Вася выгуливал собаку Тобика, которую подарили ему на день рождения. Но сегодня ему было лень, и он сказал бабушке, что у него болит голова. Пока бабушка гуляла с собакой, Вася играл в игру на телефоне. Но ничего страшного, ведь прогулки полезны для пожилых людей и животных. А как считаете Вы?
слайд 16
Ведущий: Какой вывод сделала Группа В?П?У?С?
- Молодцы, у всех групп совпало мнение, а значит, вы услышали голос Совести!
За это она награждает вас очередными кристаллами!
4) Пирамида совести:
Ведущий: - Мы с вами сегодня уже открывали, разбирали, а теперь будем собирать что? (показ пирамиды)
- Верно, оказывается совесть устроена, как пирамида, и если что то построить не так (показ на пирамиде), то пирамида не получится.
слайды 17-18
(пирамида закрыта)
- По моей команде представитель каждой из групп, должен установить свою часть пирамиды. Но, если пирамиды не получится, никто из вас не получит кристалл!
(звучит команда, первую деталь ставит ведущий, дети продолжают и приходят к выводу, что лучше работать в команде)
Ведущий: - Молодцы, ребята, вам помогал ваш голос Совести работать сплоченно! За это вы получаете кристаллы и памятки-подсказки.
5) Считаем кристаллы!:
Ведущий: - Дети, мой голос совести подсказывает, что не каждому из вас достанется кристалл. А выручит нас филин ВПУС. Он приготовил для вас вопросы и ждет быстрых и верных ответов.
слайд 19
(дети отвечают на вопросы и получают любое нужное количество кристаллов)
6) Домик для сердца:
Ведущий: - Сейчас мы сделаем своими руками маленький домик.
- Расположите возле себя домик-шаблон.
- Раскатайте воздушный пластилин.
- Сделайте плоскую лепешку.
- Отклейте двусторонний скотч.
- Прикрепите сердечко к домику.
- Расположите свой кристалл в середине и прижмите его.
- Домик для сердца готов! Пусть он станет напоминанием о нашем полезном классном часе и будет светлым талисманом для каждого.
слайд 20
III. Заключительная часть. Рефлексия
Ведущий:
Дети, что такое совесть?
Совесть, это точно повесть
Про хорошие дела
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живет,
Никого не подведет.
Совесть - клад души твоей.
Яркий лучик света в ней.
- Ребята, если вам было интересно в Душевном лесу поднимите фонарики с лучом, а если вам было грустно, то выключенный фонарик. (дети показывают)
Это путеводный свет
Он спасет тебя от бед.
Он в тебе всегда горит.
Он твой самый прочный щит!
слайд 21
- На этом мы завершаем свое путешествие в Душевный лес и возвращаемся в наш класс, чтобы однажды вернуться и открыть новые клады нашей души.