Лучше, если пирамидка будет не пластмассовой, а деревянной - приятнее на ощупь и экологически чище. Совсем здорово, если вместо колец на стержень надеваются кирпичики, тогда возможности использования пирамидки в познавательных целях значительно возрастают.
Цель - организовать максимальное количество манипуляций с кирпичиками пирамидки, для того чтобы в процессе действий у детей формировались представления о величинах и различных возможностях их сравнения, а также о пространственных соотношениях.
Игра №1 «Традиционная» (1,5-2,5 года)
Детям предлагается разобрать и собрать пирамидку, при этом нужно обязательно обратить внимание на то, что внизу находится самый большой кирпичик, поэтому каждый раз просит найти среди кирпичей самый большой. Если дети будут не просто показывать кирпичик, но и называть при этом их цвета, то это внесёт в игру дополнительный развивающий эффект.
Игра №2 «Вверх-вниз» (1,5-3 года)
Когда пирамидка собрана, по ней может пройти маленькая куколка вверх по лесенке и вниз, заодно освоить понятия «выше», «ниже». С более старшими дошкольниками можно учиться считать ступеньки, работая с цифрами на карточках.
Игра №3 «Собери дорожку»
Кирпичики выстраиваются один за другим, образуя дорожку. Узкая в самом начале, она становится всё шире и шире. Ознакомление с понятиями «узкая», «шире», «уже», «широкая» является одной из познавательных целей этой игры.
Без сомнения, малыши захотят поводить по дорожке игрушки или повозить машинки. Это можно делать, называя цвета кирпичиков или сообщать об изменении ширины дорожки. «узкая, шире, шире, самая широкая», «широкая, уже, уже, самая узкая».
Игра №4 «Выкладываем кирпичики»
Выкладывание кирпичиков по заданной траектории, обозначенной на полу верёвочкой или мелом. Можно нарисовать траекторию на листе бумаги с тем, чтобы ребёнок выложил её на ковре или столе. Это довольно сложно, так как, помимо того, что надо выложить определенный рисунок, необходимо еще следить за изменением размеров кирпичиков. Линии рисунка должны быть первоначально прямыми и не пересекаться, потом можно предложить закругления и более сложные конфигурации. Самым сложным является задание на воображение: «Выложи лебедя (домик, кошку, человечка)».Ребёнок не только должен сам придумать образ, но и реализовывать его, соблюдая при этом последовательность размеров кирпичиков.
Игра № 5 «Чудо-башня»
Разнообразить внешний вид пирамиды, сделать её более красивой, поворачивая кирпичики. Варианты могут быть различны:
- Один кирпичик расположен обычно, второй по отношению к нему - как ромб, следующий - снова обычно и т.д.
- Два обычно, два - как ромбы.
- Кирпичики расположены веером.
Задание легче выполнять при уже собранной пирамиде и сложнее в процессе сборки.
Игра №6 «Строим забор»
Поставить кирпичики вертикально на самую узкую грань и построить прекрасный забор, а заодно и освоить понятия «низкий», «выше», «ниже», «высокий» и предлоги «за», «над», «из-за», «до».