Пластилинография как средство подготовки руки к письму детей 6–7 лет. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый пластилин»

Разделы: Дополнительное образование

Класс: 1

Ключевые слова: пластилинография


Направление деятельности: художественная.

Уровень программы: ознакомительный.

Программа рассчитана на детей 6-7лет.

Срок реализации 1 год.

1. Пояснительная записка

1.1. Направленность программы: художественная (Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).

Отличительной особенностью данной программы является частичное применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для детей, пропустивших занятия по уважительной причине.

Основные элементы системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, используемые в работе: образовательные платформы МОСОБРТВ, МЭШ, YouTube и др.

1.2. Уровень освоения программы: Ознакомительный (соответствует региональным нормативным документам: Приказ ДОгМ № 922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014/2015 учебном году»)

1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы

В.А.Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

В дошкольном возрасте, в подготовительной группе, начинается работа по подготовке детей к письму. Ребёнок учиться в первую очередь, правильно удерживать ручку и ориентироваться в пространстве (на листе бумаги).

Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки к школе. Это связано как с психофизиологическими особенностями 6-7-летнего ребенка, так и с самим процессом письма. У детей этого возраста недостаточно развиты мелкие мышцы руки, координация движений - несовершенна, не сформирована способность к оценке пространственных различий, от которой зависит качество написанного.

Кроме укрепления мышц, для успешного освоения ребенком письменности нужно развивать мелкую моторику рук. Развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.

1.4. Цели и задачи программы

Цель: развитие ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии, подготовка руки к письму.

Задачи:

обучающие

  • формирует и развивает навыки приемов пластилинографии путем (надавливания, размазывания, ощипывания, вдавливания);
  • повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
  • учит детей работать в нетрадиционной технике;
  • формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
  • формирует готовность руки к письму.

воспитательные

  • воспитывает понимание красоты окружающего мира;
  • воспитывать у детей интерес к художественной деятельности.

развивающие

  • развивает художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;
  • развивает общую ручную умелость, мелкую моторику рук (к тому же синхронизирует работу обеих рук), а также пространственное мышление и воображение.

Принципы и подходы

Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:

  • Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
  • Принцип гуманности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
  • Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности - лепку.
  • Принцип интеграции - сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
  • Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

1.5. Категория обучающихся, возраст: Возраст 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

1.6. Срок реализации программы: 1 год (34 часов в год.)

1.7. Формы организации образовательной деятельности: Занятия проводятся в подготовительной группе до 15 человек

1.8. Режим занятий:

  • Занятия проводятся в группе 1 раз в неделю (34 часа в год).
  • Время занятий включает 30 мин. учебного времени (СанПиН 2.4.4.3172-14).

1.9. Планируемые результаты

Предметные:

  • Учащиеся будут знать: разные техники и приемы работы с пластилином.
  • Учащиеся будут уметь: использовать различные техники пластилинографии в своей работе,
  • разовьют мелкую моторику рук на 25%, будут сформированы изобразительные навыки.

Личностные: сформируется усидчивость, аккуратность в выполнении творческих заданий, сможет анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе, разовьет интерес к художественной деятельности.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (далее УУД): познавательных, речевых, социально-коммуникативных, физических, художественно-эстетических.

Познавательное УДД

  • Выделять в предметах цвет и делать его объектом специального рассматривания.
  • Выделять форму в объектах.

Речевые УУД

  • Обогащение пассивного и активного словаря.
  • Овладение речью как средством общения.

Физические УУД

  • Профилактика нарушений психофизического развития детей.
  • Формировать и закреплять полезные навыки, способствующие хорошему
  • самочувствию, бодрому настроению;
  • Учить соблюдать меры безопасности при обращении с пластилином и другим
  • оборудованием.
  • Способствовать укреплению мелкой моторики рук для подготовки руки к письму

Социально-коммуникативные УУД

  • Формировать элементарные способы сотрудничества.
  • Воспитывать доброжелательное отношение, доверие к взрослым и сверстникам.
  • Создавать условия для эмоционально насыщенного содержательного общения
  • взрослого с ребенком и детей друг с другом.
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Художественно-эстетические УУД

  • Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания
  • произведений искусства, мира природы;
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

При выполнении работы с пластилином используют следующие методы:

  1. Словесный метод: устное изложение, беседа, объяснение, пояснение, указание. Вопросы к детям. Художественное слово. Поощрение.
  2. Наглядный метод: показ иллюстраций, обследование предметов. Образец. Показ способов действия: общий, частичный (воспитателя и ребенка), поэтапный. Обрисовывание жестом. Анализ детских работ.
  3. Практический метод: индивидуальная работа с детьми и самостоятельная работа детей.

2. Содержание программы

2.1. Учебный (тематический) план

2.2. Календарный (тематический) план 1-й год обучения

2.3. Содержание учебного (тематического) плана

3. Формы контроля и оценочные материалы

Предварительный контроль: проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения Программы. Проводится в начале реализации Программы в виде вводного занятия.

Промежуточный контроль: проводится в виде выставки лучших детских работ.

Итоговый контроль: проводится в виде, выставки детского творчества и мастер-класса для родителей.

3.1. Формы и содержание итоговой аттестации:

Формой итоговой аттестации является последнее занятие по применению модульной лепки «Лесная полянка». В ходе выполнения данной деятельности дети могут продемонстрировать весь усвоенные курс программы и применить все изученные техники лепки. Сделать презентацию своей творческой работы.

3.2. Требование к оценке творческой работы

Творческая работа (проект) оценивается положительно при условии, если:

  • четко понята тема итоговой работы;
  • применены все изученные техники лепки;
  • прослеживается творческий подход к выполнению задания;

3.3. Критерии оценки достижения планируемых результатов

Уровни освоения программы

Результат

Высокий уровень

Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. Сформированы навыки пластилинографии. Отлично развита общая ручная умелось, мелкая моторика рук.
На итоговом тестировании показывают отличное практическое применение умений.

Средний уровень

Учащиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. Формируются навыки пластилинографии. Хорошо развита общая ручная умелось, мелкая моторика рук. На итоговом тестировании показывают хорошее знание и практическое применение знаний воплощается в продукт, требующий незначительной доработки.

Низкий уровень

Учащиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. Не сформированы навыки пластилинографии, плохо развита общая ручная умелость, мелкая моторика рук. На итоговом тестировании показывают недостаточное знание теоретического материала, практическая работа не соответствует требованиям.

4. Учебно-методическое и организационное обеспечение Программы

  1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография», «Скрипторий», 2003
  2. Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева «Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования» - СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  3. Комарова Т.С. «Художественно - изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова. - М. Мазаика, 2014 г.
  4. Лыкова И.А., Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. - М., «Карапуз-дидактика», 2007
  5. Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - СПб, 2007
  6. Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. «Пластилиновая картина: для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Москва, «Мозаика - Синтез», 2011.
  7. Васильева - Гангнус Л. Уроки занимательного труда. Издательство «Педагогика», 1997.
  8. Гаврилина С.Е. Развиваем моторику. Ярославль: Академия развития, 2007г.
  9. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки - чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  10. Милосердова Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки. М.: ЦПО, 2008.
  11. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. Издательский дом «Федоров», 2000.

4.1. Материально-технические условия реализации Программы.

  • Магнитная доска.
  • Персонажи кукольного театра.
  • Ширма настольного театра.
  • Цветной пластилин.
  • Раздаточный материал (шаблоны).
  • Демонстрационный материал.

4.2. Кадровое обеспечение Программы

Программу реализует педагог дополнительного образования Широкова Татьяна Николаевна.