Основной целью в обучении иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетентности школьников, практическое овладение иностранным языком. Это возможно при условии удержания интереса к языку, и дальнейшего повышения мотивации детей к изучению иностранных языков.
Поэтому одной из важнейших проблем в обучении иностранным языкам на современном этапе является выбор наиболее эффективных методов, приемов, форм и средств обучения. Существует три основных метода обучения иностранному языку: ознакомление, тренировка, применение. Данные методы реализуется в системе приемов, используемых учителем. Но если метод называет основную, доминирующую деятельность - ознакомление, тренировка, применение, - то прием связан с конкретным действием, составляющим суть формируемой речевой деятельности и входящим в нее в качестве компонента. Метод можно представить как некую емкость, а прием - заполнителями этой емкости. Приемы - это конкретное содержание действий с учебным материалом. Принимая во внимание цели обучения, главная из которых - научить общению на иностранном языке, а также поддерживать постоянный интерес к предмету, учитель находится в постоянном поиске новых средств обучения, озабочен тем, как сделать урок интереснее. Приемы лежат в основе целой группы упражнений, в которых учащиеся выполняют речевые действия, соотносимые с познавательными действиями и механизмами речевой деятельности. К этим упражнениям относятся идентификация, выбор, сравнение, соотнесение, сортировка, группировка, ранжирование. Упражнения этой группы направлены на осознание понятийных категорий и их языковой формы. Рецептивные по своему характеру, они способствуют развитию механизмов чтения и аудирования: узнавания, осмысления, смысловой догадки, скорости чтения, - а также развитию механизма логического понимания. Основной задачей учителя является обучение детей умениям самостоятельно добывать нужную информацию, анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач. В любом методическом пособии мы найдём, что нужны деятельностные, групповые, игровые, практико-ориентированные, проблемные, проектные, рефлексивные и другие формы и методы обучения. Каждый метод включает в себя разнообразные приёмы обучения. Для формирования положительной мотивации использую следующие приёмы:
1. Прием - «Лови ошибку»
Один из универсальных приёмов, активизирующий внимание учащихся, который формирует умение анализировать информацию, умение применять знания в нестандартной ситуации, умение критически оценивать полученную информацию. Ученики получают текст со специально допущенными ошибками - пусть «поработают учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими учащимися. Учащиеся ищут ошибку как группой, так и индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, нужно заранее определить на него время.
2. Прием «Работа по инструкции»
Учащимся предлагается инструкция по выполнению определенного задания. Плюс данного приема в том, что пошаговая инструкция выполнения задания, помогает избежать некоторое количество ошибок.
Задание: поставь глагол соблюдая его грамматическую форму.
Инструкция:
- Найди в предложении слово показатель и определи грамматическое время.
- Если слово показателя нет, прочти предложение, переведи его и определи время.
- Определи тип предложения. (+/-/?)
- Воспользуйся таблицей времен и измени глагол.
We … (meet) tomorrow.
Ben … (live) in Irkutsk.
Mary … (dance) yesterday?
We … (meet) tomorrow. (Правильно: We will meet tomorrow. Tomorrow - слово показатель простого будущего времени)
Nikita … (live) in Irkutsk. (Правильно: Nikita lives in Irkutsk.Никита живет в Казани. Действие происходит постоянно, значит простое настоящее время)
Mary … (dance) yesterday? (Правильно: Did Mary dance yesterday? Предложение вопросительное, поэтому в начале нужен вспомогательный глагол, присутствует слово показатель простого прошедшего времени yesterday - вчера, значит вспомогательный глагол будет did.)
3. «Интеллектуальная разминка»
Задание: нужно дополнить предложения:
Первый говорит: I love listening to music.
Второй говорит: I love listening to classical music.
Третий говорит: I love listening to classical music because it helps me to relax.
Лексика - это фундамент изучения иностранного языка. Чем больше мы знаем слов, тем лучше. Слушать, писать, переводить, говорить на английском языке невозможно без знания определенного количества слов. Для этого, мы - используем различные приемы, которые помогают сделать урок более увлекательным и эффективным.
4. Приемы, используемые на разных этапах урока
1. Fill in the gaps. (форма глагола; слова, подходящие по смыслу, реплики в диалоге…)
2. Мatch the pair (подобрать слово, связанное по смыслу, грамматически, слова противоположные по смыслу…)
3. Scrambled letters/ words/ sentences
4. Tic-tac word (ученики объединяются в 2 группы "X" & "0" и заполняют по очереди клетки, выполняя перевод слов или составляя предложения по образцу с данными в клетках словами)
5. Code words (записывание слова по буквам, которые пронумерованы)
6. Perform a command (для выполнения двигательной активности)
5. Приемы вопросно-ответной работы
Использование мини-диалогов, содержащих личностно-ориентированные вопросы - один из эффективных способов добиться умения учеников использовать грамматические структуры в речи.
а) Например, при отработке вопросительных форм Present Perfect предлагается следующее задание: "Ученик А должен описать свое состояние, остальные ученики (Р1, Р2) выясняют, почему он себя так чувствует, составляя общие вопросы в Present Perfect". В качестве опор предлагаются слова и выражения:
Key words |
Feelings: happy, sad, angry, excited, worried, pleased, tired |
Reasons: pass exams, win the lottery, break the video, fail exams, received bad news, lose tennis match, go to a party, have an argument with a friend, lose wallet, sleep badly, buy new clothes |
Выполнение задания.
А I'm happy.
Р1 Have you won the lottery?
А No, I haven't.
Р2 Have you bought new clothes?
А No, I haven't.
Р3 Have you passed exams?
А Yes, I have.
Т Now P4's turn to say about his feelings.
6. 5-Minutes Presentation. How-To
Уровень ученика: от среднего до продвинутого. Тип занятия: групповое или индивидуальное. Это упражнение отлично по целому ряду причин: все легко организовать и объяснять, оно весьма эффективно для развития разговорной речи, оно также увлекательно, поскольку посвящено интересующей их теме. По сути, все, что вам нужно сделать - это попросить учащихся выбрать какую-то тему. Это может быть любая подходящая тема по их желанию. Затем учащиеся должны провести пятиминутную презентацию с практическими рекомендациями. Примеры:
- How to cook [a food]
- How to play [a sport]
- How to travel cheap
- How to do a magic trick
- How to live healthily
7. Восполнение пробелов в аргументации
1. Convince your friend to buy something. Give reasons why he/she should do it.
2. Убеди своего друга что- то приобрести. Приведи причины, почему он\ она должны это сделать.
3. Persuade your friend to start keeping to a diet together with you.
Give reasons.
4. Уговори своего друга сесть на диету вместе с тобой. Приведи доводы.
5. Persuade your friend to get rid of smoking. Give reasons why he should do it. Уговори своего друга бросить курить. Приведи доводы.
Все эти приемы вызывают интерес у учащихся и является толчком для всякого познания и развития. А также позволяют решить главные задачи и достичь основной цели в изучении английского языка, сделать процесс обучения более эффективным.
Новые образовательные реалии требуют от учителя новых приёмов в обучении иностранным языкам. Целесообразность применения новых информационных технологий продиктована потребностями современного образования в повышении эффективности обучения, в частности, необходимостью формирования навыков самостоятельной учебной, поисковой деятельности, исследовательского, креативного подхода к обучению, формированию критического мышления современных школьников [1]. Подчеркивается важность применения таких ресурсов в подготовке учащихся к сдаче государственных экзаменов [1]. Так, учащиеся получают возможность непрерывного контакта с преподавателем, а также вырабатывают необходимые навыки самоконтроля при решении электронных версий экзаменационных работ. Мы с учащимися эффективно работали на сайтах yaklass.ru, en-ege.sdamgia.ru, skyteach.ru. Внедрение веб-технологий в подготовку к государственным экзаменам позволяет научить выпускников работать самостоятельно, работать с печатным и аудиотекстом. Важно тщательно отбирать информацию, рекомендовать книги, фильмы, сайты. Необходимо использовать разнообразные приемы стимулирования учащихся, помогать им изучать и познавать новое.
Список литературы
- Воевода Е. В. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам // Высшее образование в России. - 2009. - № 9. - С. 110-114.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. // Москва, АРКТИ. 2004.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей иностранных языков. - М.: «Просвещение», 1985.
Интернет-ресурсы
- https://ped.bobrodobro.ru/29169
- https://altarena.ru/sovremennaya-metodika-obucheniya-inostrannym-yazykam/
- English hobby.ru
- Skyteach.ru