Занятие для по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Лекарственные растения"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа, лекарственные растения


Цель: сформировать у детей знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о лекарственных растениях, их свойствах, цели их применения.
  • Закрепить представления о правилах сбора лекарственных растений.
  • Обогащать и активизировать словарь детей по теме (травник, отвар, настойка, косметология, фармацевтика, пищевая промышленность).

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки.
  • Развивать связанную речь.
  • Развивать кругозор детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать ответы других детей.
  • Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: картинки с изображением лекарственных трав, ягод, фруктов, оборудования для просмотра презентации, аптечные упаковки с травами, мяч, чайник для заваривания чая, варенье.

Ход занятия

Дети стоят на ковре по кругу.

Воспитатель:

Стоя рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Если каждый улыбнется.
Утро доброе начнется.
Доброе утро!

Звонит телефон.

Воспитатель (берет трубку): Здравствуйте! Кто говорит?

Айболит (голос в записи): Это говорит добрый доктор Айболит.

Воспитатель: Что у вас случилось?

Айболит (голос в записи): У нас беда. В Африке заболели дикие животные. Мне одному не справится. Нужна помощь.

Воспитатель: Мы обязательно поможем.

Дети, каких диких животных вы знаете? (Дети перечисляют)

Воспитатель: а как вы думаете, чем можно вылечить больных зверей? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, больные звери могут вылечиться с помощью лекарственных трав. А такие, вы знаете лекарственные растения?

Воспитатель: А вы знаете, что издавна люди заметили, что больные животные уходили в лес, на луг, чтобы съесть какую - нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Так и человек стал искать помощи у растений. Стали замечать, что одни травки помогают заживлять раны, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья.

Воспитатель: Ребята, что же нам делать? Ведь нам надо помочь больным животным, у них: ангина, грипп, бронхит, тонзиллит.

(Ответы детей: предлагают отправиться в лес, чтобы отыскать лекарственные травы для больных зверей).

Воспитатель: Но прежде чем отправиться в лес давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дети:

  • Не разжигай костер!
  • Не рви цветы.
  • Не лови и не уноси домой диких животных.
  • Не оставлять мусор в лесу.
  • Не ломать ветки и деревья.
  • Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц.
  • Далеко друг от друга не уходить.

Воспитатель: Правильно ребята.

Звучит музыка, дети отправляются в лес на поиски лекарственных растений.

Дети выполняют идут по тропинке здоровья.

В пути воспитатель загадывает загадки про лекарственные растения. Дети находят их на картинках. Картинки находятся в разных местах группы.

Загадки:

Тонкий стебель у дорожки,
На конце его - сережки,
На земле лежат листочки-
Маленькие лопушки
Нам он как хороший друг
Лечит раны ног и рук.

Дети: Подорожник

В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядит,
У каждой сестрички - белые реснички.

Дети: Ромашка

Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.

Дети: Одуванчик.

Растет зеленый кустик,
Дотронешься - укусит.
Не огонь, а жжется.

Дети: Крапива.

Зеленые кусточки,
Алые цветочки,
Когти - коготочки,
Стерегут цветочки.
И ограда в саду
И закуска дрозду,
И от хвори настой - душистый, густой.

Дети: Шиповник.

Воспитатель: А сейчас садитесь поудобнее я вам расскажу одну историю. В одном городе, на незнакомой улице, жила - была одна семья: папа, мама, бабушка и двое внуков. Бабушка добрая, ласковая. Она очень любила своих внуков. Но однажды внуки простудились и заболели. Бабушка очень огорчилась. Но тут вспомнила, как ее лечила ее бабушка лечебным, чаем из лекарственных трав и попробовала заварить лечебную травку. Попробовала и у нее получилось. Напоила, она этим чаем внуков. Выпили внуки лечебный чай и выздоровели.

Просмотр фильма, как заваривается лечебный чай.

Пока дети смотрят фильм, воспитатель заваривает травяной чай (липовый, ромашковый, шиповниковый, мятный).

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам сравнить лечебные чаи, которые я для вас заварила.

Дети определяют лечебный чай по цвету, вкусу, запаху и называют растение, из которого он заварен.

Воспитатель: А кроме волшебного, ароматного чая, бабушка угостила внуков полезным вареньем из ягод и фруктов. А из каких ягод и фруктов, я предлагаю вам определить самим.

Дидактическая игра «Какое варенье получается из плода»

Воспитатель: Назовите, что изображено на картинке и какое варенье из этого плода получится. Например, «яблоко - варенье яблочное» и т.д.

Воспитатель: А теперь предлагаю провести дегустацию варенья и рассказать какое оно на вкус из какого плода сварено.

Дети пробуют варенья, называют плод и рассказывают о вкусных качествах.

Воспитатель: Ребята, чай мы с вами попробовали, варенье поели. А, что кроме чая и варенья можно делать из лекарственных трав и плодов?

Дети перечисляют.

Воспитатель: Ребята посмотрите, что можно приготовить из лечебных растений.

Выставка продукции с применением лечебных трав

Воспитатель поясняет, что лечебные растения используется в косметологии, фармацевтике и пищевой промышленности.

Воспитатель: Ребята, давайте соберем посылку для больных зверей и отправим ее в лес.

Воспитатель достает корзину и вместе с детьми складывает в нее лекарственные травы, варенье.

Воспитатель: А, чтобы не болеть, нужно не только есть варенье и пить лекарственный чай, но и делать самомассаж. Предлагаю вам попробовать сделать самомассаж.

Cамомассаж «Неболейка»

Чтобы горло не болело,
Мы его погладим смело.
Чтоб не кашлять , не чихать.
Надо носик растирать
Лоб мы тоже разотрем,
Ладошку держим козырьком.
Вилку пальчиками сделай.
Массируй ушки ты мело.
Знаем, знаем да - да - да
Нам простуда не страшна.

Воспитатель: В заключении я предлагаю вам поиграть в игру «Мяч лови - бросай, на вопросы отвечай!»

Дети стоят по кругу, в центре воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задает вопросы детям.

Вопросы:

  1. Что такое лекарственное растение? (растения, которые используют в лечении болезней)
  2. Где используются лекарственные растения? (в народной медицине, косметологии, парфюмерии, фармацевтике, для приготовления салатов, супов, для изготовления шампуней, кремов, мыла, зубной пасты).
  3. В какую погоду собирают лекарственные растения? (В сухую, солнечную погоду, лучше утром).
  4. Почему подорожник так назвали? (Потому что он растет вдоль дорог).
  5. Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог около домов?
  6. Почему? (Нельзя, потому, что у дорог и около домов грязно, пыльно).
  7. Где можно собирать лекарственные растения? (Можно собирать в лесу, в поле, у рек, в огороде на грядках).
  8. Почему растение мать-и-мачеха так назвали? (Потому, что листочек с одной стороны гладкий, холодный, как мачеха, а с другой - мягкий, теплый как мать).
  9. А почему шиповнику дали такое названия? (Потому, что у него на веточках шипы).

Вопросы: ну а нам пора возвращаться в детский сад. С собой мы возьмем нашу корзину с растениями и вареньем, чтобы отправить на почте посылку больным животным Африки.

Дети возвращаются из леса по тропинке здоровья.