Цель: сформировать у детей знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания детей о лекарственных растениях, их свойствах, цели их применения.
- Закрепить представления о правилах сбора лекарственных растений.
- Обогащать и активизировать словарь детей по теме (травник, отвар, настойка, косметология, фармацевтика, пищевая промышленность).
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки.
- Развивать связанную речь.
- Развивать кругозор детей.
Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать ответы других детей.
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование: картинки с изображением лекарственных трав, ягод, фруктов, оборудования для просмотра презентации, аптечные упаковки с травами, мяч, чайник для заваривания чая, варенье.
Ход занятия
Дети стоят на ковре по кругу.
Воспитатель:
Стоя рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Если каждый улыбнется.
Утро доброе начнется.
Доброе утро!
Звонит телефон.
Воспитатель (берет трубку): Здравствуйте! Кто говорит?
Айболит (голос в записи): Это говорит добрый доктор Айболит.
Воспитатель: Что у вас случилось?
Айболит (голос в записи): У нас беда. В Африке заболели дикие животные. Мне одному не справится. Нужна помощь.
Воспитатель: Мы обязательно поможем.
Дети, каких диких животных вы знаете? (Дети перечисляют)
Воспитатель: а как вы думаете, чем можно вылечить больных зверей? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, больные звери могут вылечиться с помощью лекарственных трав. А такие, вы знаете лекарственные растения?
Воспитатель: А вы знаете, что издавна люди заметили, что больные животные уходили в лес, на луг, чтобы съесть какую - нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Так и человек стал искать помощи у растений. Стали замечать, что одни травки помогают заживлять раны, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья.
Воспитатель: Ребята, что же нам делать? Ведь нам надо помочь больным животным, у них: ангина, грипп, бронхит, тонзиллит.
(Ответы детей: предлагают отправиться в лес, чтобы отыскать лекарственные травы для больных зверей).
Воспитатель: Но прежде чем отправиться в лес давайте вспомним правила поведения в лесу.
Дети:
- Не разжигай костер!
- Не рви цветы.
- Не лови и не уноси домой диких животных.
- Не оставлять мусор в лесу.
- Не ломать ветки и деревья.
- Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц.
- Далеко друг от друга не уходить.
Воспитатель: Правильно ребята.
Звучит музыка, дети отправляются в лес на поиски лекарственных растений.
Дети выполняют идут по тропинке здоровья.
В пути воспитатель загадывает загадки про лекарственные растения. Дети находят их на картинках. Картинки находятся в разных местах группы.
Загадки:
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его - сережки,
На земле лежат листочки-
Маленькие лопушки
Нам он как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
Дети: Подорожник
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядит,
У каждой сестрички - белые реснички.
Дети: Ромашка
Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.
Дети: Одуванчик.
Растет зеленый кустик,
Дотронешься - укусит.
Не огонь, а жжется.
Дети: Крапива.
Зеленые кусточки,
Алые цветочки,
Когти - коготочки,
Стерегут цветочки.
И ограда в саду
И закуска дрозду,
И от хвори настой - душистый, густой.
Дети: Шиповник.
Воспитатель: А сейчас садитесь поудобнее я вам расскажу одну историю. В одном городе, на незнакомой улице, жила - была одна семья: папа, мама, бабушка и двое внуков. Бабушка добрая, ласковая. Она очень любила своих внуков. Но однажды внуки простудились и заболели. Бабушка очень огорчилась. Но тут вспомнила, как ее лечила ее бабушка лечебным, чаем из лекарственных трав и попробовала заварить лечебную травку. Попробовала и у нее получилось. Напоила, она этим чаем внуков. Выпили внуки лечебный чай и выздоровели.
Просмотр фильма, как заваривается лечебный чай.
Пока дети смотрят фильм, воспитатель заваривает травяной чай (липовый, ромашковый, шиповниковый, мятный).
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам сравнить лечебные чаи, которые я для вас заварила.
Дети определяют лечебный чай по цвету, вкусу, запаху и называют растение, из которого он заварен.
Воспитатель: А кроме волшебного, ароматного чая, бабушка угостила внуков полезным вареньем из ягод и фруктов. А из каких ягод и фруктов, я предлагаю вам определить самим.
Дидактическая игра «Какое варенье получается из плода»
Воспитатель: Назовите, что изображено на картинке и какое варенье из этого плода получится. Например, «яблоко - варенье яблочное» и т.д.
Воспитатель: А теперь предлагаю провести дегустацию варенья и рассказать какое оно на вкус из какого плода сварено.
Дети пробуют варенья, называют плод и рассказывают о вкусных качествах.
Воспитатель: Ребята, чай мы с вами попробовали, варенье поели. А, что кроме чая и варенья можно делать из лекарственных трав и плодов?
Дети перечисляют.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что можно приготовить из лечебных растений.
Выставка продукции с применением лечебных трав
Воспитатель поясняет, что лечебные растения используется в косметологии, фармацевтике и пищевой промышленности.
Воспитатель: Ребята, давайте соберем посылку для больных зверей и отправим ее в лес.
Воспитатель достает корзину и вместе с детьми складывает в нее лекарственные травы, варенье.
Воспитатель: А, чтобы не болеть, нужно не только есть варенье и пить лекарственный чай, но и делать самомассаж. Предлагаю вам попробовать сделать самомассаж.
Cамомассаж «Неболейка»
Чтобы горло не болело,
Мы его погладим смело.
Чтоб не кашлять , не чихать.
Надо носик растирать
Лоб мы тоже разотрем,
Ладошку держим козырьком.
Вилку пальчиками сделай.
Массируй ушки ты мело.
Знаем, знаем да - да - да
Нам простуда не страшна.
Воспитатель: В заключении я предлагаю вам поиграть в игру «Мяч лови - бросай, на вопросы отвечай!»
Дети стоят по кругу, в центре воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задает вопросы детям.
Вопросы:
- Что такое лекарственное растение? (растения, которые используют в лечении болезней)
- Где используются лекарственные растения? (в народной медицине, косметологии, парфюмерии, фармацевтике, для приготовления салатов, супов, для изготовления шампуней, кремов, мыла, зубной пасты).
- В какую погоду собирают лекарственные растения? (В сухую, солнечную погоду, лучше утром).
- Почему подорожник так назвали? (Потому что он растет вдоль дорог).
- Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог около домов?
- Почему? (Нельзя, потому, что у дорог и около домов грязно, пыльно).
- Где можно собирать лекарственные растения? (Можно собирать в лесу, в поле, у рек, в огороде на грядках).
- Почему растение мать-и-мачеха так назвали? (Потому, что листочек с одной стороны гладкий, холодный, как мачеха, а с другой - мягкий, теплый как мать).
- А почему шиповнику дали такое названия? (Потому, что у него на веточках шипы).
Вопросы: ну а нам пора возвращаться в детский сад. С собой мы возьмем нашу корзину с растениями и вареньем, чтобы отправить на почте посылку больным животным Африки.
Дети возвращаются из леса по тропинке здоровья.