Фольклор в узком смысле - словесный компонент русской традиционной культуры; в широком - вся её духовная область. Мы рассматриваем фольклор в широком смысле, понимаем его как комплексное явление, включающее в себя и народное мировоззрение, и систему традиционных идеалов и ценностей, и различные явления и предметы народного быта: народную медицину, костюм, жилище, утварь и пр., и различные виды и результаты творческой деятельности: пение, танец, игру, народный театр, игру на музыкальных инструментах, рукоделия, и празднично-обрядовую деятельность, а также все, что связано с этими явлениями. Основная цель педагогической деятельности в области фольклора - приобщение детей к русской традиционной культуре во всех этих проявлениях, учитывая при этом психолого-педагогические и возрастные особенности детей.
Необходимо отметить, что процесс приобщения личности к традиционной культуре непосредственно связан с развитием ее творческого потенциала. Фольклор, в силу своей синкретичности и импровизационности, создает условия для самой разнообразной творческой деятельности, является формой самопознания и самовыражения одновременно. Фольклор является одной из наиболее эффективных формой раскрытия, раскрепощения личности, проявления ее потенциальных способностей и инициативы.
Кроме того, в процессе приобщения формируется устойчивая система ценностей и идеалов, в основе которой лежат конструктивные понятия о взаимоотношениях человека и природы, отношениях в семье, в обществе.
Дошкольное детство как этап развития ребенка позволяет преподавателю широко использовать опыт народной педагогики. В этом возрасте дети с огромным удовольствием играют в народные игры, в которых всегда присутствуют яркие образы, понятные детям, которые позволяют проигрывать те или иные жизненные ситуации, обучая правилам и нормам поведения, взаимовыручке, общению со сверстниками. Детские песенки-попевки тоже охотно подхватываются детьми. Мелодии этих песенок очень близки к речевым интонациям. Они естественно возникают из выразительной речи и так же естественно чередуются с ней, позволяя ребенку общаться с музыкой на актуальном для него уровне, когда параллельно с развитием музыкальных способностей происходит целостное развитие личности ребенка с учетом психофизиологических возможностей и потребностей конкретного возрастного этапа.
Кроме того, музыкально-игровые произведения детского фольклора содействуют накоплению музыкально-слухового опыта, что является условием быстрого и естественного освоения более сложных музыкальных форм в дальнейшем.
Игра на народных музыкальных инструментах, доступных детям дошкольного возраста - свистульках, ложках, бубенцах, кугиклах, - позволяет детям развивать чувство ритма, улавливать структуру музыкального произведения (песни, наигрыша), подстраиваться под общее звучание. Эти навыки совершенно необходимы для развития музыкального слуха, восприятия народной музыки, для работы в ансамбле.
Значимым аспектом работы по приобщению детей к русской традиционной культуре является создание в помещении для занятий атмосферы традиционного русского быта. Этот эффект достигается с помощью убранства помещения элементами традиционного быта - рушниками, плетеной, глиняной и расписной деревянной посудой, лавками и скамьями, шалями, ткаными половичками, лоскутными покрывалами, народными музыкальными инструментами и другой утварью. Но этого не достаточно. Важным является воссоздание в педагогическом процессе элементов традиционного уклада жизни: атмосферы и правил большой дружной семьи, уютного дома, содеятельности детей и взрослых, ценности труда и взаимоуважения и т.д.
Как в жизни наших предков, так и в педагогическом процессе важным моментом является праздник. Проведение театрализованного действа с участием детей является для них замечательной возможностью самовыражения, самореализации, демонстрации достигнутых успехов - в дошкольном возрасте, особенно старшем, это очень важно для ребенка. В процессе подготовки праздника дети усваивают традиционное для русской культуры восприятие понятий «работа - отдых», «будни - праздник», знакомятся с глубинным смыслом календарных и семейно-бытовых праздников и обрядов. Кроме того, именно в празднично-обрядовой деятельности ярче всего проявляется одна из основных характеристик фольклора - синкретичность. Дети усваивают нераздельность и взаимосвязи различных жанров фольклора, что способствует формированию «фольклорного мышления».
Народное декоративно-прикладное творчество включает детей в трудовой процесс, что издавна играет большую роль в социализации детей. Изготовление поделок развивает мелкую моторику, художественный вкус, усидчивость, внимательность, старательность. И, конечно, доставляет детям немалое удовольствие.
Игры. Русские народные игры изначально призваны подготовить ребенка к включению во взрослую трудовую жизнь, они дают ему необходимые для этого навыки: это и двигательная координация, ловкость, сила, смекалка, внимательность; и умение договариваться, отстаивать свое мнение и прислушиваться к чужому, «чувство локтя», умение взаимодействовать с коллективом и находить в нем свое место. Помимо этого, они развивают воображение, память, мышление. Очень многие русские народные игры сопровождаются песенками, припевками, исполнение которых позволяет детям с самого раннего возраста накапливать музыкально-слуховой опыт, развивать ритмическую координацию.
При всем этом игры являются для детей излюбленным занятием, не вызывающим напряжения, протеста, физических и психологических перегрузок. Игра - самое лучшее средство для социализации.
Песни. Игровые, шуточные, плясовые и хороводные, потешки, пестушки - все эти жанры музыкального фольклора успешно осваиваются детьми дошкольного возраста, предоставляя возможности для развития творческих способностей, самовыражения. Пение способствует развитию памяти, образного мышления, оказывает благоприятное физиологическое воздействие на дыхательные пути, мышечный тонус, укрепляет и развивает голосовые связки, стимулирует работу капилляров головного мозга. Немаловажный момент - человек, имеющий поставленный, звонкий голос, чувствует себя более уверенно.
Малые жанры народного устно-поэтического творчества - вообще кладезь народной педагогики. Скороговорки помогают детям освоить четкую, внятную, активную речь, то есть активизируют развитие соответствующих участков головного мозга. При этом они, переполненные яркими, забавными, необычными образами, не воспринимаются как упражнение, для детей это развлечение. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой.
Небылицы формируют правильное отношение к миру, развивают фантазию, сообразительность, чувство юмора. Дети обожают сами сочинять небылицы. Это способствует работе мысли, воображения, дает умение складно сочинять.
Загадки помогают развивать сообразительность, гибкость ума, образное мышление. Загадка заинтересовывает, заставляет ребенка активизировать все свои силы, чтобы найти решение, при этом сохраняя радостное возбуждение, позитивный настрой. Искреннее удовольствие от разгадывания стимулирует дальнейшую познавательную деятельность. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Пословицы и поговорки - сосредоточение народной мудрости. Ёмкость, простота и доступность изложения делают их незаменимым инструментом передачи нравственного опыта младшему поколению. Как известно, основы личностных характеристик человека закладываются в раннем детстве. Все, что ребенок слышит (особенно то, что часто повторяют), видит, наблюдает вокруг себя, оказывает сильнейшее влияние на формирование его внутреннего мира, его представлений о себе и об окружающем мире. Сейчас, к сожалению, очень немногие родители помнят об этом. Очень важно с самого раннего возраста «закладывать» в ребенка духовно-нравственные ориентиры и ценности: трудолюбие, взаимоуважение, миролюбие, любознательность, вежливость и прочие. Для этого есть масса самых разных способов, главнейший из которых - личный пример родителей. А малые жанры фольклора послужат действенным подспорьем в этом деле, ибо они легко запоминаются и «впечатываются» в сознание и подсознание ребенка.
Рукоделия. В прошлые, не такие уж и давние времена почти каждый человек умел что-то изготовлять руками, так как это было насущной необходимостью. Сейчас у большинства из нас такой необходимости в повседневной жизни нет, однако разнообразные рукоделия так или иначе входят в нашу жизнь в виде хобби, оригинальных подарков, сувениров, для кого-то - в виде средства заработка. Для детей прикладное творчество служит инструментом развития мелкой моторики, воспитания усидчивости, аккуратности, творческого самовыражения. Такие занятия формируют привычку доводить начатое дело до конца, позволяют дать выход творческой энергии, развивают фантазию.
Народная игрушка. Игрушка - важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки - носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек детей всегда была кукла. Было время, когда куклы спасали жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения.
На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, золы, из сучьев и веток деревьев. Ещё в 19 веке на Руси игрушки, а особенно тряпичные куклы, которые чаще всего были обрядовыми, никогда не оставляли в избе как попало, их берегли и передавали из поколения в поколение, ведь крестьянские семьи в ту пору были очень многочисленны, в семьях было по 11-15 детей. Чтобы стать хорошей матерью, полагали, что нужно играть в куклы.
Традиционная тряпичная русская кукла была «безликой», что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Раньше куклы сопровождали человека всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом.
Сказки. Русские народные сказки - одно из самых эффективных и мощных орудий народной педагогики. Издавна сказка считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов. Сказки бывают разные - веселые и грустные, страшные и смешные. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.
Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно - ласкательное значение: маленький, братец, петушок, солнышко. Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка, например (Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!). Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная.
Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.
Любое внутреннее движение сказки, любой её герой, любое слово в предложении множество раз взвешивались и выверялись прежде, чем стать такими, какими мы их видим сейчас. В сказке нет ничего лишнего. Всё на своём необходимом, точно пригнанном месте. И поэтому сказка вечна. Выдающийся русский исследователь сказки В.Я.Пропп в своей книге "Русская сказка" отмечал: "Универсальность сказки, её, так сказать, повсюдность, столь же поразительна, как и её бессмертие".
Сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы, от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями.
Форма сказки, компактная, ёмкая, и манера изложения сказки, неназидательная, с виду такая незатейливая, обычно освещённая мягкой улыбкой рассказчика, позволяет передать не только наиболее характерные качества человека, но и выхватить самые глубинные, самые скрытые его черты и в общедоступной форме для любого слушателя или читателя показать, что хорошо, а что плохо.