В последние годы заметно усилилось внимание к проблемам патриотического воспитания молодого поколения России. Укрепление позиций России в мире, обеспечение ее конкурентоспособности. Повышение качества жизни российских граждан возможно только при эффективном использовании потенциала развития и воспитания, носителем которого является молодежь. Результаты воспитания связано не только с будущими социально-экономическими успехами страны, но и с се национальной безопасностью. Существует опасность того, что созданные ядерные, информационные, биологические и другие современные технологии могут выйти из-под контроля человека, для человечества далеко не безразлично в чьи руки попадут эти технологии. Гарантия от этих угроз может быть только одна - выход интеллекта и нравственности человека на принципиально новый качественный уровень.
В последнее время часто можно услышать, что "сегодня в России все ищут национальную идею". Изменения в экономической, политической и правовой составляющих российского государства и элементах гражданского общества последнего десятилетия оказывают, ввиду своей чрезвычайной ускоренности, не только позитивное влияние на развитие общества. Возник ряд острых проблем, свидетельствующих о неблагополучном состоянии нашего общества. Дезорганизация молодых людей, их мыслей, культуры и деятельности, явилась симптомом дезорганизации общества.
Без духовно-патриотическом развитии личности, без высоких идеалов веры, служения истине, добру, красоте и проявления их в повседневной жизни, без возвышающей любви к Родине не может состояться человек и не может состояться величие России. Чувство Родины - это духовная основа, связывающая народ в единое целое. А единство нации - это патриотизм, независимая от любой политической конъюнктуры система ценностей. Патриотическое сознание есть результат ценностного отражения Отечества и восприятия традиций прошлого в сознании людей через призму их потребностей и интересов. По своей структуре патриотическое сознание - это интегральное, духовное образование, представляющее собой диалектическое снятие всех форм общественного сознания и включающее те его элементы, которые непосредственно выполняют преобразовательные и защитные функции по отношению к Отечеству.
Патриотическое воспитание начинается с познания ценностей Отечества в ходе его прямого и опосредованного отражения. При этом мы понимаем, что и Отечество, и отношение к нему в форме патриотических чувств, взглядов и идей - это явления исторические. Исторический характер Отечества и патриотизма означает, что данные категории отражают социальные явления, не существующие вне рамок человеческого общества, что их развитие, содержание и функции изменяются в зависимости от развития основных сторон жизни. Изучая страницы нашей истории, молодые люди должны испытывать чувство гордости за те великие достижения и открытия, которые были Достигнуты страной на разных этапах ее развития.
При формировании системы патриотического воспитания нами ставилась задача противостоять негативным последствиям идейно-политического раскола общества и, вызванной им, гражданской войны. Только сознание молодежью того, что в братоубийственной войне не может быть "хороших" и "плохих", "победителей" и "побежденных" может привести нас к общенациональному примирению и сплочению под объединяющим началом патриотической идеи. Принцип патриотического воспитания на боевых и трудовых традициях нашего народа означает, что любое мероприятие значительно повышает свою действенность при его насыщении примерами из истории Родины, героических дел старших поколений, полководцев героев войн в защиту Отечества и т.д.
В работе с молодежью в деле патриотического воспитания следует акцентировать внимание на примерах героических поступков в служении Отечеству и своему народу представителей разных классов и социальных групп. Особой воспитательной силой обладают примеры самоотверженности, массового героизма наших воинов в бою на полях и работников в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Воспитательный эффект находится в прямой зависимости от комплексности реализации применяемых воспитательных средств, от степени интеграции всех структурных компонентов начиная от учебно-воспитательного трудового процесса до в высшей степени целесообразно продолжать и совершенствовать такие, доказавшие свою эффективность, формы воспитательной работы как экскурсии молодежи в музеи и комнаты боевой славы, встречи с ветеранами войны и труда, праздники русской духовности, воспитание на основе народной культуры, участие в декоративно-прикладном творчестве, конкурсах. При этом принципиальное значение приобретает системный подход к воспитательно-трудовой деятельности, согласно которому воспитание совершается как упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов.
Известно, что различные системы воспитания различаются между собой лежащими в их основе основополагающими концептуальными идеями. Эти идеи определяют принципы и особенности системы воспитания и связывают все элементы воспитательного процесса (цель, стратегии, виды, принципы и методы воспитания, процессы самовоспитания и саморазвития учащихся, результаты воспитания и оценку эффективности и качества воспитательно-трудовой работы) в единое целое.
Необходимо, чтобы воспитание молодого квалифицированного специалиста было и процессом становления настоящего патриота и гражданина России, беззаветно любящего и преданно служащего ее интересам.